Хотя Евросоюз сотрясают политические и экономические бури, Брюссель пытается не выпустить из рук имеющиеся рычаги влияния на страны бывшего СССР. И здесь Евросоюзу помогают его старые инициативы, нацеленные на постсоветские республики – в частности, проект «Восточное партнерство». По сути, этот проект - часть планов «старой» Европы по перехвату первенства в «освоении» постсоветского пространства у США путём отрыва от России восточноевропейских стран СНГ.
Надо сказать, в программе «Восточного партнерства» Брюссель предложил нечто не совсем понятное. Тут политическая работа вроде бы ведется со странами, которые заявляют о том, что разделяют «европейские ценности» и в перспективе не против вступления в ЕС. Однако Евросоюз абсолютно никаких обязательств в отношении интеграции этих стран на себя не берет, зато сам определяет свои полномочия и сам решает, каким тоном вести диалог. То есть Евросоюз в одностороннем порядке закрепляет за собой роль ведущего. Хитрая получилась формула: если стране обещают вступление в ЕС, то она – в роли ведомого, внимательно выслушивает поучения и беспрекословно выполняет рекомендации: если не обещают никакого вступления – страна-партнер все равно выступает в роли ведомого, тоже выслушивает поучения и обязана реагировать на рекомендации.
По сути, именно это и стало причиной конфликта Минска с Евросоюзом. Не пригласив на саммит «Восточного партнёрства» в Варшаву Александра Лукашенко, Брюссель попробовал таким образом «наказать» Беларусь за нарушение прав человека. Итог: Минск отказался участвовать в программе «Восточное партнёрство» и в настоящее время решает вопрос о том, продолжать ли отношения с данным объединением. Александр Лукашенко нанес по Евросоюзу и его восточной политике чувствительный удар…
Планировалось, что резолюция по Беларуси будет включена в виде параграфа в итоговую декларацию саммита «Восточного партнерства» и поддержана в формате «27 плюс 5» (страны-члены ЕС и страны-участницы «Восточного партнерства»). Однако против включения в итоговую декларацию параграфа, критикующего Беларусь, единым фронтом выступили представители всех постсоветских государств - участников «Восточного партнерства» - Азербайджана, Армении, Грузии, Молдовы и Украины.
В итоге ЕС оказался в сложной ситуации. Признать провал на восточноевропейском направлении означало бы сделать первый шаг к признанию полной неспособности сформировать общеевропейскую внешнюю политику. Ведь «Восточное партнерство» и задумывалось ради первого серьезного успеха на этом фронте, раз уж европейцы не могли выработать консолидированную позицию по действиям ISAF в Афганистане, по участию в войне в Ливии и прочим трудным вопросам.
Брюссель постарался закамуфлировать неудачу весьма своеобразно. Декларация, критикующая положение с правами человека в Беларуси, была все же принята на саммите «Восточного партнерства», но... без подписей стран-партнеров. В документе подчеркивается, что он принят от имени глав государств, правительств и представителей стран Евросоюза. В декларации выражена глубокая озабоченность ухудшением ситуации с правами человека, демократией и верховенством закона в Беларуси, продолжающимися нарушениями свободы слова и т.д.
Все это говорилось и ранее, так что непонятно, зачем для рутинной критики Беларуси европейцы избрали площадкой саммит «Восточного партнерства», которое, по сути, отмежевалось от позиции ЕС. Точнее, как раз понятно – эта декларация имеет целью исключительно прикрытие провала «Восточного партнерства».
Одновременно европейцы попытались выправить ситуацию на будущее, прибегнув к привычному действенному аргументу – деньгам. Премьер-министр председательствующей в Евросоюзе Польши Дональд Туск заявил, что ЕС готов предоставить Беларуси до 9 млрд. евро на проведение реформ. Однако, по его словам, для этого Беларусь и должна как раз освободить и реабилитировать политзаключенных, начать диалог с оппозицией и провести свободные выборы. Минск пока не ответил, но что-то подсказывает, что игра на жадности, которую начала Европа, успеха ей не принесёт.
По большому счету, Евросоюз мог бы и снизить уровень своих притязаний на «восточное пространство», но в Брюсселе резонно опасаются, что утрата контроля над «буферной зоной» между Евросоюзом и Россией в условиях обостряющихся финансово-экономических проблем означала бы удар по всей еврозоне – скорее всего, последний и решающий.
Еще одним свидетельством кризиса «Восточного партнерства» стало развитие ситуации с Украиной… По окончанию саммита в Варшаве украинские власти начали говорить о «победе»: мол, Виктор Янукович получил от ЕС на реализацию проектов в рамках инициативы «Восточное партнерство» 1,9 миллиардов евро до 2014 года! Где именно в выделении Евросоюзом денег на «Восточное партнерство» личная заслуга Виктора Януковича (общую помощь обещают постепенно увеличивать с 450 млн. евро в 2007 г. до 785 млн. евро в 2013 г.; кроме этого, дополнительно выделить «восточным партнерам» до 2013 г. 600 млн. евро на укрепление государственных институтов и контроль границ) – не совсем понятно. Да и на фоне предложенного Минску подкупа названные цифры не так уж впечатляют. Плюс эти деньги, если их выделят, Брюссель по своему усмотрению будет делить на все шесть стран-партнеров.
Однако главное не в этом. Виктор Янукович ехал на саммит в Варшаву с основной и широко разрекламированной Киевом целью – настоять на включении в договор об ассоциации перспективы членства Украины в ЕС. Свою главную задачу Виктор Янукович не выполнил. Европа внимательно выслушала бодрые лозунги украинского президента вроде «пришло время конкретных действий с целью наполнения инициативы "Восточного партнерства" практическим содержанием» и призывы к «взаимной ответственности как государств-партнеров, так и стран-членов ЕС», и... дипломатично промолчала, а если в отдельных случаях и отвечала, то весьма уклончиво.
По просочившейся в СМИ информации, параллельно с саммитом «Восточного партнерства» состоялось рейтинговое голосование среди лидеров стран ЕС по вопросу о включении пункта о перспективе вступления в Евросоюз в договор об ассоциации с Украиной. Голосование закончилось не в пользу Киева – за этот пункт был дан лишь 1 голос. Самыми активными противниками допуска Украины в ЕС выступили Германия, Франция и Чехия.
И в то же время В.Януковичу пришлось выслушать в Варшаве множество сентенций насчёт того, что Европа судит о демократических процессах на Украине по судебной эпопее над Юлией Тимошенко. Сейчас и на Западе, и в Украине популяризуют тезис о том, что пока, мол, Тимошенко за решёткой, Европы украинцам не видать. Однако позвольте спросить: неужели, не окажись Тимошенко за решеткой, Евросоюз тут же выдал бы слаборазвитой и культурно чуждой ему Украине чёткую перспективу членства? Практически невероятно.
Чётко выразила свое отношение к нынешней эволюции «Восточного партнерства» Россия. Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич заявил на брифинге в Москве, что «Восточное партнерство» не должно противоречить интеграционным процессам на постсоветском пространстве: «Мы, естественно, очень внимательно следили и следим за позицией «Восточного партнерства» и будем анализировать итоги Варшавского саммита… Внимание с нашей стороны неудивительно, поскольку проект ЕС направлен на ближайших соседей России, многие из которых имеют интеграционные обязательства в рамках СНГ, ОДКБ, Таможенного союза и выстраиваемого нами Единого экономического пространства».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs