Китайцы как спасители Европы

00:00 01.07.2011 Владимир Нестеров, политолог


Важным в дальнейшей судьбе евро и ЕС стало завершившееся 28 июня пятидневное турне премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао по Венгрии, Великобритании и Германии…

В Венгрию руководитель КНР такого уровня приехал впервые за 24 года. В Будапеште Вэнь заявил, что Китай готов купить венгерские правительственные бонды, предоставить кредит на сумму 1 млрд. евро и довести уровень двусторонней торговли до 20 млрд. долларов к 2015 году. Обстановка в мире сейчас такая, что европейцы дружно выстроились в очередь за китайскими инвестициями, контрактами и всячески стараются увеличить объемы торговли с Пекином…

Так, после визита британского премьера Дэвида Кэмерона  в ноябре 2010 года в Пекин экспорт Великобритании в Китай увеличился на 20%. А теперь, после заключения 12 новых сделок на общую сумму  4,3 млрд. долларов, включая соглашение о строительстве экологически чистого углеперерабатывающего завода на сумму 2,46 млрд. долларов, Лондон и Пекин заявили, что к 2015 году товарооборот между ними вырастет в два раза – до 100 млрд. долларов.

В Будапеште премьер Госсовета выступил на торгово–экономическом форуме «Китай — страны Центральной и Восточной Европы».  Первое, что нужно сделать, считает Вэнь Цзябао, — увеличить объемы торговли. Сегодня доля торговли между КНР и 15 странами Центральной и Восточной Европы составляет около 4% внешней торговли Китая.  Чтобы добиться большего, китайская сторона предложила увеличить взаимную открытость рынков и сократить таможенные барьеры. Второе направление — развитие инвестиционного сотрудничества. Еще один пункт приложения сил — сотрудничество в инфраструктурном строительстве. Китай накопил немалый опыт осуществления подобных проектов, а в странах ЦВЕ в них большая потребность. 

Особенно важно, что Вэнь Цзябао предложил странам ЦВЕ увеличить расчёты в национальных валютах. Китай, начавший плавный уход от доллара, активно продвигает сейчас такие расчёты.

И всё же главной целью поездки Вэнь Цзябао являлась Германия, на которую приходится треть всей торговли КНР с Европой: 76,5 млрд. евро экспорта и 53,6 млрд. евро импорта. В перечне важнейших рынков для немецких товаров Китай находится на седьмом месте, а в списке важнейших для ФРГ стран-импортеров Китай вышел на первое место, потеснив Нидерланды и Францию. Наибольшим спросом в Китае пользуется машиностроительная продукция Германии. Из КНР Германия импортирует продукцию электроники, текстиль и одежду.

Как выразилась канцлер ФРГ Ангела Меркель, экономическое сотрудничество – это «важнейшая опора моста, соединяющего две страны». Проблемы расширения «моста» обсуждались 28 июня в ходе первых германо-китайских межправительственных консультаций. К проведению консультаций приурочили подписание 22 документов, в том числе 14 экономических соглашений на общую сумму 10,6 млрд. евро. Самым крупным стал контракт на покупку Китаем 62 аэробусов А320. Немецкий концерн Volkswagen подписал договор со своим китайским партнером - компанией FAW - о строительстве в КНР нового автозавода. Кроме того, крупные сделки заключили концерны Daimler и Siemens. Товарооборот между ФРГ и КНР намечено увеличить к 2015 году с нынешних 142 млрд. евро до 200 млрд. евро. 

Достигнуто соглашение и об увеличении взаимных инвестиций. В КНР работают 4,5 тыс. немецких компаний. Volkswagen здесь уже 20 лет выпускает автомобили Audi, причём именно Китай является главным рынком для этих автомобилей. Концерн Daimler планирует инвестировать в развитие производственных площадок в КНР 3 млрд. евро.

В китайском подразделении немецкого электротехнического концерна Siemens работают 26 тысяч человек (правда, пока для этого гиганта важнейшими рынками сбыта остаются немецкий и американский). Оборот крупнейшего в мире химического концерна BASF на китайском рынке в 2010 году достиг 5,8 млрд. евро. 

Незадолго до визита Вэнь Цзябао в Германию около 100 немецких компаний опубликовали совместную «Берлинскую декларацию», в которой обратились с требованием к странам-должникам выйти из еврозоны и выступили против несения Германией обязательств по долгам Греции и других стран. По мнению авторов документа, валютный союз превратился в «альянс транспортеров денег», а ФРГ несёт самую тяжелую ношу.  Там не менее, хотя зона евро переживает не лучшие времена, интерес юаня к евровалюте не спадает. Обещания Вэнь Цзябао во время европейской поездки о содействии Китая в деле оживления европейской экономики и приобретения облигаций европейских стран в евро было воспринято миром в качестве мощного сигнала о том, что Китай  намерен перемещать инвестиции в Европу и поддержать европейцев в сложное для них время.

Однако возникает вопрос: если евро чувствует себя неважно, почему китайцы к нему обращаются?

Ответ дает профессор Экономического института Фуданьского университета Сунь Лицзянь. «На самом деле, в настоящее время не такой большой ассортимент для выбора резервной валюты. Это активы либо в долларах, либо в евро. А в условиях слабости американской валюты на протяжении длительного времени, европейский рынок представляется для нас очень важным…. В настоящее время вне зависимости от того, покупать ли облигации в евро, или предоставлять европейским странам кредит, либо подписывать с Европой огромное количество соглашений о сотрудничестве – все это способы косвенной помощи Европе…».

Китай давно уже стремится лишить доллар его роли валютного монополиста  и  не заинтересован в дальнейшем ослаблении евро.  Активное продвижение Пекином расчетов в национальных валютах не только вытесняет доллар, но и повышает роль юаня, который начинает приближаться к статусу мировой резервной валюты. Здесь и  кроется интерес Пекина к Европе. Однако замыслы Пекина простираются дальше. Китай придет к европейцам и скажет: ОК, давайте будем дружить, и мы вам дадим эти деньги, мы вас выкупим, а вы станете относиться к нам с большим дружелюбием и поддержкой. Вместо того, чтобы слушаться Вашингтона, вы будете интересоваться сначала нашим мнением…. 

В любом случае усиление позиций Китая в Европе бесспорно. Одно то, что за последние девять месяцев премьер КНР посетил Берлин, главную столицу Европы, дважды, а президент США за всё время  своего пребывания на этом посту до Берлина так и не доехал, говорит о многом… 

 

www.fondsk.ru

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Версия для печати