Владимир Чуров, глава ЦИК России

00:00 21.06.2011

А.Г.Оганесян: Добрый день! Мы живем с вами в предвыборный год - предстоят выборы в Государственную думу. В следующем году - президентские выборы. Я думаю, самое время узнать, что нового в избирательном процессе, как идет подготовка к выборам. Наш гость - самый главный по избирательным процессам в нашей стране. Это Владимир Евгеньевич Чуров, председатель Центральной избирательной комиссии России. Спасибо, что нашли время и пришли к нам.

В.Е.Чуров: Здравствуйте, Армен Гарникович! Не только Россия, но и Европа и Соединенные Штаты Америки вступили в очередной цикл выборов. Нашим соотечественникам, живущим в Соединенных Штатах, предстоит наблюдать за выборами в 2012 году и президента Российской Федерации, и президента США.

Нашим соотечественникам, находящимся в различных странах Европы, также предстоит много интересных выборов в самых разных государствах. Тем, кто находится, скажем, в Северной Африке, предстоит наблюдать за досрочными выборами, выборами в достаточно необычной ситуации, связанных с "твиттерными революциями" в этих государствах.

Я бы хотел отметить печальную дату, которая приближается, - 70 лет со дня нападения фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года. Из Мурманской области Геннадий Федорович Пикалев прислал чудо - сохранившийся дневник моего отца 1941 года. Я впервые его увидел. С первого дня войны отец  воевал на Ладожском озере. Вот запись от 22 июня: "Началась Великая Отечественная война против вторгшихся немецких полчищ. Получил вызов в Лахденпохья". Это на Ладожском озере. Понедельник, 23 июня: "На катере №44 прибыл в Лахденпохья, сняты чехлы с фуражек, а с орудий еще нет. Встревоженное, волнующее состояние". Белые чехлы с морских фуражек были сняты - понятно. А чехлы с орудий были не сняты, потому что военные действия с Финляндией начались только 26 июня.

А.Г.Оганесян: Ваш отец был моряком?

В.Е.Чуров: Морским офицером, гидрографом, потом оперативным офицером разведотдела штаба Ладожской военной флотилии. Всю войну он был на Ладоге. Только с осени 1944 года, когда Финляндия вышла из войны, он перебазировался на Балтику.

А.Г.Оганесян: Он пережил войну?

В.Е.Чуров: Да, иначе бы я не родился. Я послевоенный ребенок. Этот дневник - подлинная записная книга. Мне следует ее внимательно изучить. Почерк у отца очень разборчивый.

А.Г.Оганесян: От кого вы ее получили? От Министерства обороны?

В.Е.Чуров: Нет, я получил ее от простого человека, который каким-то образом связан с родственником моего отца. Это Пикалев Геннадий Федорович. Он работает на судостроительном заводе в Мурманской области. Когда он услышал мою передачу на другой радиостанции, посвященной тайнам гидрографии в боевых действиях во время войны, то он нашел меня и прислал эту записную книжку.

А.Г.Оганесян: Покажите, пожалуйста. На обложке написано "Москва".

В.Е.Чуров: Да, стоимость ее - 12 рублей. Недешевая, в кожаном переплете и изготовлена на знаменитой в свое время ленинградской фабрике "Светоч", которая производила много канцелярских товаров. Это ежедневник.

А.Г.Оганесян: Изящный почерк.

В.Е.Чуров: Штурманский. Когда идет война, никакие выборы не проходят. Так было и в Советском Союзе. Когда началась война, как раз готовились к проведению очередных выборов в Верховный Совет СССР, в Верховный Совет республик, поскольку истекал четырехлетний срок по Конституции 1936 года. Выборы прошли в 1937 году. Значит, осенью 1941 года должны были состояться очередные выборы. Они были отложены на год. И каждый год войны они откладывались. В 1946 году эти выборы состоялись.

А.Г.Оганесян: Первые послевоенные выборы?

В.Е.Чуров: Да. К 65-летию Победы мы делали специальную выставку, посвященную организации выборов в Верховный Совет и работе Верховного Совета в годы войны. Кстати, он работал в годы войны и даже принимал бюджет, ратифицировал союзный договор с Великобританией. Организация свободных, демократических, равных при условии тайного голосования с необходимой периодичностью выборов является залогом, одним из краеугольных камней мирного развития любого государства.

А.Г.Оганесян: Мы сейчас подойдем к избирательной системе. Иногда выборы проходят под дулами автоматов и пушек. Мы знаем эти горячие точки. Но, как вы сказали, эти выборы, как правило, не являются эффективными или объективными, и очень многие сразу пытаются подвергнуть сомнению их правомочность. Но у нас сейчас, слава Богу, мирное время.

В.Е.Чуров: У Российской Федерации не просто мирное время, но и время очень стабильной избирательной системы. Начиная с 1993 года, когда была принята действующая ныне Конституция России, только один раз выборы президента прошли досрочно, с небольшим опережением по срокам. Это было в 2000 году. А все остальные выборы - и в Государственную думу Российской Федерации, и президента Российской Федерации - прошли в установленные Конституцией сроки.

Сейчас мы вступаем в очередной цикл. Причем последний раз, по крайней мере, в ближайшее десятилетие, две кампании практически совпадают. Выборы должны пройти ориентировочно 4 декабря. Это голосование за кандидатов в депутаты Государственной думы шестого созыва, которая впервые будет избрана на 5 лет. По нашим оценкам, примерно с 6 декабря может начаться выдвижение кандидатов на пост президента Российской Федерации. В марте следующего года президента мы будем избирать на 6 лет. Таким образом, уже в следующем цикле эти две кампании будут разнесены на год.

А.Г.Оганесян: Своими ответами вы предваряете вопросы слушателей. Вот интересный вопрос: "Мы знаем, что демократическая ситуация в России, скажем так, вызывает беспокойство, тревогу. Какова динамика в том, какое количество людей ходят на голосование?". Стало приходить больше народа?

В.Е.Чуров: Гораздо большее. Уже сейчас можно сказать, что политическая активность или явка избирателей на выборах в этом цикле будет не меньше, чем в предыдущем цикле - в пределах 60-70 процентов. Четыре года мы внимательно наблюдали за выборами в региональные парламенты в России. В каждом субъекте Федерации есть свое законодательное собрание, орган представительной власти, законодательной власти.

Соответственно, проходят выборы депутатов в эти органы, и проходят выборы в органы местного самоуправления. Кстати, в декабре, может быть, даже больше двух десятков субъектов Российской Федерации будут одновременно избирать депутатов своих законодательных органов власти вместе с депутатами Государственной думы.

В тысячах местных самоуправлений - от поселков до районов некрупных городов - будут избираться депутаты в органы местного самоуправления. Сейчас мы достигли среднего уровня явки на выборы в органы местного самоуправления - свыше 50 процентов. Для Европы это один из лучших показателей. И это показывает, что становление местной власти, самой близкой к народу, к избирателю, в России происходит успешно.

А.Г.Оганесян: Вопрос из Астрахани: "Сколько избирательных участков в России и за рубежом?".

В.Е.Чуров: В России открывается около 100 000 избирательных участков с максимальной численностью избирателей - в крупных городах до трех тысяч избирателей. За рубежом открывается около 400 участков. При этом в прошлый раз мы открывали избирательные участки в 141 стране. Наши соотечественники, сохранившие избирательное право, то есть имеющие российский паспорт, достигшие 18 лет, проживают как минимум в 141 стране.

В настоящее время численность избирателей оценивается нами вместе с соответствующими уполномоченными органами для зарубежных избирателей - это Министерство иностранных дел. На первое января 2011 года  в России всего было почти 110 миллионов избирателей. Если точнее, то 109 миллионов 988 тысяч 998 человек.

А.Г.Оганесян: Это те, кто имеет право проголосовать?

В.Е.Чуров: Да. На территории России из них примерно 108 миллионов. За пределами России, по учетам Министерства иностранных дел, только тех, кто встал на учет, 1 миллион 755 тысяч 709 человек. Понятно, что число граждан, имеющих право голосовать за рубежом, превышает эту цифру, потому что в российском законодательстве нет обязательного правила постановки на учет при выезде за рубеж. По нашему опыту, обычно на избирательные участки, открываемые в консульских учреждениях за рубежом, приходит половина избирателей, стоящих на консульском учете, и половина нестоящих.

А.Г.Оганесян: То есть, эта цифра может удвоиться?

В.Е.Чуров: К сожалению, нет. Потому что голосующих из этих миллионов, имеются в виду граждане, находящиеся за рубежом, пока довольно мало. Мы стараемся постоянно информировать их о том, какие возможности есть у них, где открываются участки. В этом году будет новшество. В ряде стран, в частности в Германии, Израиле, Польше и, возможно, еще в нескольких государствах, избирательные участки за рубежом будут оборудованы комплексами электронного голосования. То есть, это электронный бюллетень, а не бумажный.

То есть, человек, если он пришел и зарегистрировался в списке, получает однократную карточку избирателя и с помощью нее получает доступ к электронному голосованию. Обычно после завершения голосования с задних дворов наших консульских учреждений поднимаются клубы густого черного дыма - как будто жгут документы в ожидании войны.

Дело в том, что мы обязаны направить в каждую страну ровно столько бумажных бюллетеней, сколько там стоит на учете граждан. А поскольку голосуют из них обычно не более трехсот тысяч, то все оставшиеся бюллетени сжигаются. Жаль, что так бывает, потому что это стоит денег. Эти бюллетени привозятся из России. Комплексы электронного голосования помогут решить эту проблему. Кроме того, они позволяют быстрее сформировать итоговый протокол и передать его в Москву.

А.Г.Оганесян: Вопрос из Рязани о другого рода инновациях - политических: "Сколько партий, по вашим оценкам, могут выйти на выборы? Могут ли быть какие-то партийные коалиции? Предусмотрено ли это в законе?".

В.Е.Чуров: Нет. По партиям, которые будут участвовать в выдвижении списков кандидатов в депутаты Государственной думы, правила неизменны. Мы все вместе узнаем об этом через несколько дней после опубликования указа. Этого надо ожидать примерно в августе-начале сентября. Буквально через несколько дней Министерство юстиции опубликует перечень тех политических партий, которые могут выдвигать списки допущенных кандидатов. В настоящий момент таким правом обладают 7 политических партий.

Но есть еще время, если политическая партия, региональное отделение успеют представить в Министерство юстиции Российской Федерации необходимые документы, в том числе подтверждающие государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации. Повторяю, что мы будем руководствоваться перечнем, который опубликует Министерство юстиции. Коалиции и объединения не допускаются.

А.Г.Оганесян: Сохранится ли на выборах в Государственную думу прежний процентный барьер, или он будет пересмотрен?

В.Е.Чуров: Он уже пересмотрен. Принят закон "пять/семь". То есть партия, преодолевшая пятипроцентный барьер, но не преодолевшая шестипроцентный, получает одно место в Государственной думе. Партия, преодолевшая шестипроцентный барьер, но не преодолевшая семипроцентный, получает два места в Государственной думе.

Но здесь есть еще несколько условий. Если семипроцентный барьер преодолеет не менее одной партии, потому что по нашему законодательству  раньше и сейчас в случае, если только одна партия преодолевает семипроцентный барьер, то допускаются остальные - еще одна партия, даже если она набрала 0,5 процента.

Во-вторых, если все вместе кандидаты от всех партий набрали менее 50 процентов голосов от числа пришедших на участки, то есть представительность нового парламента - менее 50 процентов, к распределению мандатов также допускаются иные партии, не набравшие положенного числа процентов. Обязательно условие, чтобы представительность парламента была более 50 процентов и чтобы за депутатов, заседающих в Государственной думе, проголосовали более половины всех пришедших на участки суммарно. В нынешней Государственной думе заседают депутаты, за которых проголосовало суммарно 92 процента всех пришедших на избирательные участки. Это высокая представительность.

А.Г.Оганесян: Теперь близкие к нашему информационному цеху вопросы об Интернете из Абакана: "Какой вы видите информационную составляющую предвыборной кампании? Будет ли выделено определенное время для телепрограмм той или иной политической партии? Предусмотрены ли теледебаты?".

В.Е.Чуров: Есть две составляющие - информационная и агитационная. Будем считать, что наша с вами передача открывает сезон информационной составляющей. Именно с июня Центральной избирательной комиссии Российской Федерации выделяется специальное бесплатное время на основных теле- и радиоканалах для информирования избирателя о предстоящих выборах. Это будет идти по нарастающей до дня голосования.

Кроме того, действует закон о равном информировании о деятельности четырех парламентских политических партий. Также теперь есть еще и закон о равном информировании о деятельности политических партий, представленных в региональных законодательных собраниях в межвыборный период. Поскольку реально избирательная кампания началась, то этот закон играет большую роль. Мы подсчитываем все с точностью до секунд. В среду, 15 июня, прошел очередной отчет о времени, которое было предоставлено политическим партиям для информирования о них на ВГТРК.

Разница есть. По закону положено, что если какой-то партии не додали времени в информационном пространстве, то это время приплюсовывается им в следующем месяце. Этот закон работает, и больше нигде в мире нет такого закона. Его применение вызывает большой интерес у наших коллег. Они приезжают, интересуются, просят у нас методики подсчета и контроля, в том числе и ключевые слова, по которым отслеживается информация той или иной партии.

Даже появилась партийная технология. Скажем, оказалось, что выгодно получить компенсацию в месяце, предшествующем выборам. Пока выборы далеко, ты специально уходишь в подполье - никакой информации из тебя не выжать никакими способами. По закону в следующем месяце тебе обязаны компенсировать время по отношению к твоим коллегам из других партий. На региональных выборах партии уже несколько раз пользовались таким приемом.

А.Г.Оганесян: А теледебаты?

В.Е.Чуров: Теледебаты предусмотрены. Это следующая - агитационная  составляющая. Как только начинается агитационный период за месяц до дня голосования, путем жеребьевки распределяется равное бесплатное время на государственных теле- и радиоканалах. В этой жеребьевке принимают участие все допущенные партии. Время равное, его можно использовать и для теледебатов, и для выступления, или для показа своего агитационного ролика. Время немалое - речь идет о часах.

А.Г.Оганесян: Но в последнее время партии не очень активно пользовались этим правом.

В.Е.Чуров: Нет. В регионах пользовались. Эти 4 года выборы шли в основном в регионах. Я всегда являюсь и являлся сторонником дебатов. Я всегда говорю, что хорошо подготовленные дебаты - это еще и высокое журналистское искусство. К сожалению, асов этого дела, этого жанра у нас не так уж много.

А.Г.Оганесян: Да. Между прочим, это большая ответственность для ведущего, потому что дебаты надо вести очень выверено, чтобы ведущего ни в чем не обвинили.

В.Е.Чуров: Я абсолютно спокоен. Мне до пенсии два года. Если, скажем, я уйду с этой работы, то я могу получить высокооплачиваемую работу как физик. Сейчас инженеры-физики с опытом конструирования оптических приборов пользуются большим спросом. Или второе - ведущий дебатов.

Самое сложное - организовать  агитацию и информацию для наших граждан, находящихся за рубежом. Во-первых, ряд стран ограничивает нас в этих правах, не допускает чужой агитации на своей территории. Кроме того, и в нашем законодательстве предусмотрено ограничение - мы не можем воспользоваться услугами на безвозмездной основе. Предположим, приходит зарубежная газета и говорит: мол, мы готовы помочь вам разместить информацию о ваших кандидатах. Но это нельзя сделать просто так по нашему закону. Нельзя использовать услуги зарубежных спонсоров.

С этим всегда возникают определенные трудности, но здесь помогает Интернет. Мы ожидаем, что ближе к выборам мы чаще будем выходить в эфир и "Голоса России", и "Russia Today", и других радиокомпаний, которые пользуются популярностью у наших соотечественников за рубежом, с тем, чтобы дать максимально подробную информацию, в том числе и о выдвинутых кандидатах. Мы будем, как и раньше, помогать всем политическим партиям, выдвинувшим свои списки кандидатов, для того чтобы они имели возможность выйти на зарубежного избирателя, на избирателя, находящегося за рубежом.

Кстати, наверное, Армен Гарникович, вам будет приятно узнать, что в двух государствах - Армении и Германии - открывается одинаковое число избирательных участков на наших выборах - по 10 штук. Это большое количество. Может быть, в этом году их будет еще больше. Это означает, что в сравнительно небольшой Армении наших избирателей достаточно много, и они очень активно голосуют. Конечно, их несколько меньше, чем в Германии. В Германии, по скромным оценкам наших соотечественников, уже более 4 миллионов, и из них сотни тысяч являются гражданами Российской Федерации и имеют право проголосовать.

А.Г.Оганесян: Если у человека двойное гражданство, он может голосовать?

В.Е.Чуров: Да. Но если у него есть второе гражданство или вид на жительство, то по нашему законодательству он не может быть кандидатом.

А.Г.Оганесян: Как вы следите за предвыборными материалами? Вы упомянули об Интернете, о растущей роли этого канала информации. Нужно, чтобы соблюдался баланс и предвыборное законодательство на теле- и радиоканалах. У вас есть служба мониторинга, контроля?

В.Е.Чуров: Служба контроля. Кроме того, мы рассматриваем жалобы различных партий друг на друга. К сожалению, обострение политической конкуренции, свойственное сейчас России, привело к тому, что на региональных и местных выборах наибольшая доля приходится на жалобы на незаконную, по мнению заявителя, агитацию со стороны того или иного кандидата какой-то партии.

Есть и жалобы на некую неопознанную третью силу, которая выпускает фальшивые листовки, газеты, и страдают от этого все зарегистрированные в Российской Федерации политические партии. Мы направляем буквально десятки обращений в следственные органы для расследования каждого подобного инцидента. К сожалению, пока эффективность этих расследований невелика.

А.Г.Оганесян: Понятно. Вопрос из Нью-Йорка: "Есть ли ограничения на объем средств, которые могут быть потрачены на предвыборную кампанию?".

В.Е.Чуров: Да. В отличие от Соединенных Штатов Америки, где эти ограничения недавно были сняты, у нас есть предельные цифры. Предельная сумма всех расходов политической партии во время избирательной кампании на выборах депутатов в Государственную думу не может превышать 700 миллионов рублей.

Это предельная сумма для центрального органа. Сюда не включаются расходы региональных отделений политических партий. В регионе фонд политической партии на выборах в депутаты Государственной думы может варьироваться от 15 до 55 миллионов рублей. То есть, к этому надо прибавить еще примерно такую же сумму. Получается, что общий фонд может составлять несколько миллиардов рублей. Семьсот миллионов рублей - это центральный орган и в субъектах Федерации от 15 до 50 миллионов. Для кандидатов на пост президента предельная сумма всех расходов на избирательную кампанию составляет 400 миллионов рублей. Повторное голосование - 500 миллионов рублей.

А.Г.Оганесян: Почему на думскую кампанию разрешается больше? Потому что там больше кандидатов?

В.Е.Чуров: У нас избираются 450 депутатов Государственной думы. Региональные списки могут составлять сотни фамилий. Поскольку кандидатов больше, то и информации о них должно быть больше. Здесь разумно предусмотрена большая сумма, хотя и ограниченная. При этом есть жесткий контроль. Все расходы фиксируются и проверяются. По завершении кампании каждая партия отчитывается перед Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. А Центральная избирательная комиссия обязана эти цифры проверить с помощью соответствующих органов.

А.Г.Оганесян: Получат ли участники выборов средства из государственного бюджета, или они должны сами найти деньги на участие в предвыборной кампании?

В.Е.Чуров: Нет. Они должны найти сами. Предусмотрена частичная компенсация расходов в случае преодоления партий того или иного барьера. Если я не ошибаюсь, сейчас это происходит, начиная с трех процентов. Если партия преодолевает этот барьер, то ей частично или полностью компенсируются расходы в пропорциональной численности полученных голосов.

А.Г.Оганесян: Вопрос из Брюсселя: "Как будет организована работа наблюдателей? Выделят ли их все партии? Будет ли независимый наблюдатель от общественности? Как законодательство регулирует этот процесс?" Мы пока не касаемся международных наблюдателей - о них есть специальный вопрос.

В.Е.Чуров: В Российской Федерации предусмотрен институт внутреннего наблюдения и институт международного наблюдения. В отличие от большинства государств Европы это фиксировано в законодательстве. Наблюдатели могут быть представлены от политических партий и кандидатов. Как правило, на избирательном участке присутствует один наблюдатель от одной партии, от одного кандидата. Но их может быть назначено на этот участок и больше. Например, для наблюдения за голосованием на дому назначается другой человек. Или, например, первый устал, и на подсчете присутствует третий.

Количество наблюдателей весьма велико. По всей стране их примерное количество - миллион человек. То есть, у нас один миллион членов участковых избирательных комиссий, и примерно столько же наблюдателей. На каждый участок приходится очень приличное количество наблюдателей. Есть партии, которые направляют наблюдателей практически на все избирательные участки. Наблюдатели распределяются неравномерно. Есть участки, где один человек контролирует выездное голосование на дому, другой присутствует при всех процедурах голосования. Третий направляется на подсчет.

Кроме того, мы столкнулись со следующей технологией. Журналисты также допускаются на избирательные участки, а наблюдатели от общественных организаций в Российской Федерации статусом наблюдателя не обладают. Но это не проблема, потому что партии заинтересованы в привлечении максимального количества наблюдателей, и можно это сделать через партии.

Некоторые организации, пользующиеся поддержкой зарубежных фондов, направляют наблюдателей под видом корреспондентов. У нас очень либеральное законодательство. Достаточно зарегистрировать сайт или выходящее раз СМИ. Одна организация всегда гордо заявляет, что направляет 30 тысяч корреспондентов.

А.Г.Оганесян: Хотел бы я посмотреть на это СМИ. 30 тысяч человек!

В.Е.Чуров: Это легко сделать в Интернете. Я не хотел бы рекламировать это СМИ. Это происходит благодаря очень либеральному российскому законодательству. Я сомневаюсь, что в какой-то другой стране можно было бы направить 30 тысяч корреспондентов. Я думаю, что профессиональные журналисты немного обиделись бы.

А.Г.Оганесян: Есть такие международные организации, как ОБСЕ, которые присылают наблюдателей. Как обстоит дело с ними? Хотелось бы знать, в каких регионах они предпочитают работать, наблюдать. Как регулируется работа международных наблюдателей? Что это за люди?        

В.Е.Чуров: В России международные наблюдатели пользуются теми же правами, что и внутренние.

А.Г.Оганесян: У них нет специального статуса?

В.Е.Чуров: У них есть специальные процедуры, связанные с аккредитацией, приглашением. Но во многих странах международные наблюдатели всячески ограничивают их работу. Скажем, в Финляндии, если международный наблюдатель приезжает на двухсторонней основе, не от международной организации, то он не имеет права присутствовать при подсчете голосов. В США институт международного наблюдения в большинстве штатов вызывает просто непонимание и недоумение: мол, кто это такие, и зачем вообще они нам нужны. Даже у такой уважаемой организации, как Бюро по демократическим институтам и правам человека (один из институтов ОБСЕ - прим. ред.), по-прежнему возникают проблемы с количеством направляемых наблюдателей.

В каждом штате голосуют по-разному, избирательная система в Америке децентрализована и относится к штатам. Недавно в одном из наших журналов была опубликована очень интересная статья, если я не ошибаюсь, депутатом городской думы одного из сибирских городов, который был на стажировке в избирательном органе одного из штатов США. Рассказывалось о практике работы, формировании процесса.

Мы приглашаем обычных международных наблюдателей сразу после объявления о начале избирательной компании. Мы приглашаем наблюдателей из международных организаций, в которых Россия принимает участие. Это ОБСЕ, Совет Европы, АТЭС, ШОС, СНГ (в том числе и межпарламентские ассоциации, и парламенты соответствующих организаций).

Кроме того, на двухсторонней основе мы направляем приглашения для наблюдений нашим коллегам из центральных избирательных органов. Сейчас такие связи установлены более чем с 20 государствами, включая Венгрию, Польшу, Мексику, Бразилию, Перу, Боливию, Индию, Монголию. Всем им будут направлены приглашения приехать и понаблюдать. Никаких ограничений по географии нет. По своей просьбе международный наблюдатель у нас может быть допущен даже в закрытое учреждение. На выборах предыдущего цикла у меня был случай, когда одни эстонский парламентарий, входивший в миссию наблюдения, выбрал Петербург. Я знаю этого парламентария много лет, он весьма своеобразный человек. Не этнический эстонец, но всегда выступал за снос Бронзового солдата.

А.Г.Оганесян: Есть ли ограничения по количеству?

В.Е.Чуров: Есть хорошая русская поговорка: "не числом, а умением".

А.Г.Оганесян: Насколько реально она применяется в этом контексте?

В.Е.Чуров: Число наблюдателей, которые к нам приезжают, должно быть разумным, и это должны быть люди, хорошо разбирающиеся в избирательной практике, в избирательном процессе, а не лица, имеющие несколько иные задачи.

А.Г.Оганесян: То есть, кому-то вы можете и отказать?

В.Е.Чуров: Любое суверенное государство может отказать в аккредитации, но в принципе, такое происходит редко. Наиболее известный случай произошел несколько лет назад в Молдавии, когда было отказано целой группе наблюдателей от не пользующихся доверием, по их мнению, общественных организаций. Среди прочего они реально нарушили правила аккредитации.

А.Г.Оганесян: Из Липецка вопрос о нарушениях на выборах: "Время от времени предвыборные кампании и на региональном уровне, и на центральном сопровождаются публикациями о нарушениях, подтасовках итогов. Вы проверяете, насколько это близко к истине?".

В.Е.Чуров: Проверяем. Проверяем и те, которые доходят до нашего уровня и до уровня субъекта федерации. Число подтвержденных жалоб колеблется от 10 до 14 процентов. Общее количество по единому дню голосования - 600-700 жалоб.

А.Г.Оганесян: Вы сами занимаетесь этим?

В.Е.Чуров: Этим занимаемся и мы. Также мы передаем дела по необходимости в следственные органы, занимаются этим и суды. В РФ одна из лучших в мире систем рассмотрения жалоб по избирательному процессу. Во-первых, у нас два параллельных процесса. Можно подавать жалобы для рассмотрения в вышестоящую избирательную комиссию, а можно непосредственно подать в суд. Это есть далеко не во всех странах. Скажем, в Бразилии все судебные вопросы решает только высший избирательный трибунал, другие суды не вмешиваются в это.

А.Г.Оганесян: Естественно, жалоба может быть элементом предвыборной борьбы, но может быть и настоящей. Как вы отделяете одно от другого? Много ли жалоб было удовлетворено?

В.Е.Чуров: Я уже сказал, что от 10 до 14 процентов жалоб имеют полное или частичное подтверждение. В основном, это политическая борьба. Мы сталкивается с тем, что некоторые политические партии, их лидеры, подписывают эти жалобы, не глядя на перечни, и нам приходится выказывать им некоторое недоумение: мол, вы пожаловались на несправедливость голосования, а в этом округе победил представитель вашей партии. На что нам отвечают, мол, извините, перепутали.

Такое, к сожалению, тоже случается. В основном, басни о массовых фальсификациях - это дело рук политтехнологов, в том числе и оплаченных из зарубежных фондов. Если кому-то хочется платить за басни - Бога ради, пусть платят. Это же не наши налогоплательщики.

А.Г.Оганесян: Есть интересный вопрос из Москвы о том, насколько Центральная избирательная комиссия изучает зарубежный опыт. Если да, то с какими странами наиболее активный обмен, сотрудничество? Вы что-то перенимаете из опыта зарубежных стран?

В.Е.Чуров: В работе с избирателями очень важна открытость и гласность. В РФ мы стараемся все поступившие жалобы и результаты их рассмотрения публиковать, в том числе в сети Интернет. У нас есть "зеленая книга" - мы начали ее издавать с 2007 года. Там есть сводка основных заявлений и результатов их рассмотрения. Кстати, на международной конференции в Индии моя коллега Майя Гришина представляла доклад о нашей системе работы с жалобами. Ни одна страна не смогла противопоставить нам что-то более открытое и гласное.

Кроме приема международных наблюдателей у себя, мы тоже ездим в миссии международного наблюдения. Обычно это два-три человека с учетом членов нашего общественного научно-методического совета, но людей может быть и несколько больше. Мы привозим и позитивный, и негативный опыт. Во-вторых, мы участвуем в работе международных организаций, в том числе и Совета Европы, ОБСЕ и других организаций, Организации американских государств, АТЭС.

Еще одно направление - это двустороннее сотрудничество, и оно очень полезно. Приведу простой пример. У нас, в Южной Корее, Германии, США, в ряде стран Латинской Америки есть приборы, аналогичные электронному голосованию, основанные на сенсорном принципе, с электронными бюллетенями. Мы сравниваем их технические характеристики, вес, удобства, надежность, цену.

Также мы вместе со многими странами рассматриваем вопросы дистанционного голосования - с использованием Интернета, мобильной связи, изучаем опыт голосования по почте. Например, есть негативный опыт - в Великобритании голосование по почте всегда проходит скандально. Есть интересный опыт голосования по почте в Южной Корее, где избирателю сначала посылается запрос, не желает ли он проголосовать по почте. Причем не просто каждому избирателю, а только по спискам, составленным социальными службами. Это престарелые, инвалиды, лежачие больные. Если человек дает согласие, то ему присылается специальный конверт и специальный бюллетень. По крайней мере, в Корее это организовано лучше, чем в Великобритании.

А.Г.Оганесян: Вот конкретный случай, который просит прокомментировать наш слушатель из Москвы: "Помните финал выборов в Москве пару лет назад? В Госдуме тогда три партии - КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия" - в знак протеста покинули зал заседаний. Это же не нервные барышни, значит, что-то заставило их вести себя именно так".

В.Е.Чуров: Итог всем известен. Прошел год, прошли судебные процессы, и даже та цифра возможных обращений в суд по Москве, которую я озвучивал, не была достигнута всеми партиями, которые столь громко заявили свое несогласие. Уважаемые москвичи, на те выборы пришла только треть из вас. Пришли бы 70 процентов, результат бы был, наверное, совершено иным. Никто за вас не решит вашу судьбу.

А.Г.Оганесян: Владимир Евгеньевич, вопрос о вашей биографии. Вы фотохудожник?

В.Е.Чуров: Нет, что вы! Я фотограф-любитель.

А.Г.Оганесян: Но ваши работы все-таки выставлялись?

В.Е.Чуров: Нет, если бы я был фотохудожником, я бы снимал что-нибудь непонятное. А я снимаю только понятные вещи, и желательно то, что не шевелится - танки, пушки, самолеты в музеях, дома, здания, особенно те знания, которым грозит разрушение. У меня есть цикл фотографий "Исчезающие города" - Москва, Одесса, Петербург, Варшава и другие - города, в которых идет бурное строительство и где мне иногда удается сфотографировать дом, который через полгода-год исчезнет.

А.Г.Оганесян: У вас бывают какие-то выставки?

В.Е.Чуров: Нет. Мне предложили сделать выставку, но времени совершенно нет. Это же надо отпечатать, поставить в рамку, подписать - все это требует времени. Есть энтузиасты и фанатики истории, скажем, танкостроения или автомобилестроения. Мы обмениваемся друг с другом. Я дарю им свои фотографии на диске, они мне взамен дарят свои книжки. Это очень известные люди, и у них прекрасные книги, которые сейчас издаются.

Я по дизайну и по качеству давненько не встречал таких хороших книг, как вышедшая недавно книга, посвященная подробнейшей истории "Волги" ГАЗ-21. Сейчас вышла прекрасная книга истории "Волги" ГАЗ-24. Называется "Последняя "Волга" великой страны". Машина ГАЗ-24 была в Советском Союзе. Это изумительные по качеству и по материалу книги. Также есть великолепные книги целого ряда авторов истории танкостроения не только в России, но и за рубежом.

А.Г.Оганесян: А чем вас привлекают танки?

В.Е.Чуров: Он большой, тяжелый и не шевелится, когда его фотографируешь.

А.Г.Оганесян: Я думал, у вас кто-нибудь в роду был танкистом.

В.Е.Чуров: Нет, отец в морях, дед - артиллерист. Сейчас у меня сфотографирована большая коллекция пушек. Пушки тоже красивые, особенно 122-миллиметровая гаубица М-30 - самое лучше орудие всех времен и народов. Есть очень красивые орудия Первой мировой войны.

А.Г.Оганесян: Военная эстетика - это искусство.

В.Е.Чуров: Пушка тоже тяжелая и не шевелится - снимать легко.

А.Г.Оганесян: Вы сделали большой полноцветный календарь. Из каких фотографий он состоит?

В.Е.Чуров: Нет, один календарь был сделан из окон - это резные наличники Центральной России, а второй был посвящен танкам к 65-летию Победы. Опять же, экономия бюджетных средств. Этот дизайн не оплачивается.

А.Г.Оганесян: С наличниками сразу ассоциация - "Вологда, Вологда…".

В.Е.Чуров: Кстати, это тоже не моя идея. Фотографии мои, но идею подглядел в Боровске. Там сделали постер, посвященный юбилею города, где было много-много разных наличников из боровских домов, и ни один не повторяется.

А.Г.Оганесян: Жалко, что вы не принесли нам этот альбом, но вы нам его дадите, и мы его выставим в Интернете на сайте.

В.Е.Чуров: Пожалуйста. Я думаю, сейчас у меня больше 50 тысяч цифровых фотографий. На пленке я бы столько не смог наснимать.

А.Г.Оганесян: Большое спасибо. Наше время, к сожалению, истекло. Я напоминаю, что гость нашей программы - председатель Центральной избирательной комиссии РФ Владимир Евгеньевич Чуров. Он отвечал на мои и ваши вопросы.

В.Е.Чуров: Спасибо. Я призываю вас обязательно прийти в декабре на избирательные участки и в России, и за рубежом.

Версия для печати