Начиная с 1990-х годов индийская внешняя политика принципиально менялась на фоне происходивших глобальных изменений в мире. Распад СССР, крушение биполярного мира и внутренние экономические проблемы вынудили Индию пересмотреть свои внешнеполитические подходы и внести коррективы в тот курс, которого страна придерживалась дсятилетиями. Под давлением внутренних и внешних обстоятельств Индии пришлось перестроить внешнюю политику на более прагматичной основе. В эпоху глобализации ее выбором, продиктованным необходимостью решения проблем экономического характера, стали улучшение отношений с США и другими западными странами, установление отношений с Израилем, а также многосторонний формат в вопросах внешней политики. В предшествовавшую эпоху глобального противостояния между Востоком и Западом индийский политический класс в принципе с недоверием относился к соглашениям о широком международном сотрудничестве.
В теоретическом плане, многосторонность в международных отношениях предполагает соблюдение принципа справедливости, готовность стран соблюдать принятые обязательства, а также в известном смысле признавать верховенство закона. Р. Кеоган характеризует многосторонний подход как „практику координации внешней политики в рамках групп трех и более стран при помощи заключенных с данной целью особых соглашений либо на институциональной основе“1. Начиная с 1990-х годов Индия активно включилась в деятельность ряда международных форумов: ASEM (Asia-Europe Meeting), BIMSTEC (Bay of Bengal Initiative for Multi-Sectoral Technical and Economic Cooperation), G-8-05, G-20, IBSA (India, Brazil and South Africa), IOR-ARC (Indian Ocean Rim Association for Regional Cooperation), ACD (Asia Cooperation Dialog) и проч. Важная роль, которую Индия сыграла в формировании объединения движущихся по восходящим траекториям развития стран, получившего название БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), служит доказательством реальной готовности Дели вступать в многосторонние альянсы с целью решения общих проблем и совместного поиска ответов на вызовы глобализации.
В настоящей работе с целью прояснения причин и результатов возникновения БРИК рассматриваются эволюция данного форума международного сотрудничества (Бразилия, Россия, Индия, Китай) и связи между Индией и странами БРИК. Внимание также уделяется взаимодействию БРИК со странами африканского континента.
БРИК
Акроним БРИК был изобретен Дж. О'Нилом из банка Goldman Sachs в 2001 году. О'Нил является автором прогноза, согласно которому к 2050 году экономики Бразилии, России, Индии и Китая по величинам в долларовом исчислении превзойдут экономики шести крупнейших на данный момент промышленных держав, в результате чего расстановка сил на международной арене радикально изменится по сравнению с той, которую можно было наблюдать в течение последних трех столетий2. Первый саммит БРИК состоялся в в Екатеринбурге в 2009 году, когда мир был погружен в глубочайший экономический кризис3. Идея состояла в том, что саммит станет официальной площадкой, на которой будет объявлено о создании данного неформального блока стран, в то время как большая восьмерка лидирующих в промышленном развитии государств явно утрачивала международную легитимность по мере того, как становились все более шаткими основания их глобального лидерства.
Несмотря на ряд разногласий между входящими в состав нового объединения странами, БРИК оказался даже успешней, чем можно было предполагать, и в данный момент не осталось сомнений в перспективности данного формирования. На основе наработок, возникших в результате встреч в рамках других организаций наиболее динамично развивающихся стран, в частности, объединения Россия-Индия-Китай, министры иностранных дел стран БРИК повели совместное заседание в 2006 году. Началу сотрудничества в формате БРИК предшествовали два саммита на уровне министров финансов соответствующих стран, а также встречи их лидеров и отдельный саммит БРИК в июне 2009 года, по итогам которого было опубликовано совместное коммюнике. Россия и Бразилия приложили наибольшие усилия для того, чтобы БРИК прошел путь трансформации от абстрактной концепции из области международных финансов до реального политического объединения.
В академических кругах высказываются различные мнения, и не утихают споры о том, станут ли страны-члены БРИК добиваться изменения существующего на данный момент мирового порядка и решат ли они в конечном итоге совместно оспорить глобальное лидерство США. Очевидно, участникам нового объединения присуща глубокая тревога по поводу того, что, пользуясь своими ведущими позициями в мире, Вашингтон сможет действовать, не считаясь с интересами других стран и, в частности, в ущерб коренным интересам стран БРИК. Тем не менее, нет серьезных причин полагать, что какая-либо из стран БРИК заинтересована в формировании жестко антиамериканской коалиции4. Как явствует из заявлений, принимаемых на саммитах БРИК, задача альянса, по крайней мере, в обозримом будущем видится не в том, чтобы оспорить „гегемонию“ США или занять место „гегемона“, а в том, чтобы зафиксировать места для стран БРИК в рамках существующего на данный момент порядка, предусматривающего, в том числе и гегемонию США, которая на самом деле далеко не абсолютна.
Итак, формирование антигегемонистского фронта в число приоритетов стран БРИК не входит. Фактически, они не против теории, согласно которой „международная система с большей вероятностью останется в стабильном состоянии, если одна из стран является безусловным лидером, т.е. гегемоном“. В странах БРИК полагают, что, лидируя на основе дипломатии, способности принуждать или умения убеждать, страна-гегемон в действительности реализует свой потенциал „властвования“. Таким образом, для стран БРИК выход состоит в том, чтобы, укрепляя собственные позиции и превращаясь во влиятельную в международной политике силу, не ставить под сомнение мировой порядок, основанный на лидерстве США5.
До настоящего времени, в основе подхода стран БРИК лежали стремление к сотрудничеству и взаимопониманию. И тем не менее, за прошедшие пару лет страны БРИК превратили свой союз из объединения, которое чисто умозрительно представляли себе аналитики Goldman Sachs, в способный оказывать реальное давление на другие страны альянс с регулярными саммитами, по результатам которых издаются совместные коммюнике. Как сказал официальный представитель министерства иностранных дел Китая, БРИК – открытая и прозрачная организация международного сотрудничества, которое не направлено против интересов каких-либо других стран6.
Не стоит забывать, что на первом саммите, состоявшемся в 2009 году в Екатеринбурге, страны БРИК напрямую обрушились с критикой на Бреттон-Вудскую систему и повели речь о необходимости реформы международных финансовых институтов в условиях наблюдающихся глобальных перемен. Со стороны России даже прозвучали призывы к переходу – в дополнение к использованию американского доллара - на новые резервные валюты в международных расчетах и к изучению возможности ведения двусторонней торговли с расчетами в национальных валютах. Эти идеи, однако, не нашли отражения в заключительном коммюнике саммита, в осторожных формулировках которого просматривались опасения Пекина по поводу того, что в результате словесных атак на американский доллар может снизится стоимость китайских долларовых резервов, которые по состоянию на конец 2008 года достигли уровня двух триллионов7.
Страны БРИК выступили с предложением о придании более весомой роли квазивалюте международного валютного фонда - Специальным правам заимствования, которые могли бы служить поддерживаемой на многосторонней основе альтернативой доллару США. В совместном коммюнике содержался призыв к активному вовлечению развивающихся стран и стран, рынки которых находятся на этапе становления – в степени, пропорциональной их удельному весу в мировой экономике - в процесс принятия решений в рамках международных финансовых институтов8. Все это отражало решительный настрой стран БРИК, но необязательно означало, что далее последуют решительные практические шаги, направленные на разрушение существующего международного порядка.
Еще одно проявление готовности стран БРИК поставить под вопрос существование нынешнего международного порядка состоит в том, что их согласие предоставить МВФ большие средства на содействие оздоровлению экономик не входящих в БРИК государств увязывается с требованием изменения в распределение прав голоса в МВФ и Всемирном банке9. Как заявил официальный представитель Индии, страны БРИК не против финансовых вливаний в МВФ, но не пойдут на предоставление значительных ресурсов на долгосрочной основе до тех пор, пока эта международная организация, в свою очередь, не предоставит им намного большее, чем в настоящее время, число голосов.
В то время как центральной темой первого саммита БРИК было преодоление последствий мирового финансового кризиса, второй саммит БРИК, состоявшийся в Бразилии 16 апреля 2010 года, был в значительной мере посвящен возможности усиления роли стран БРИК в МВФ и Всемирном банке, а также координации подходов стран БРИК в сфере энергетики и природных ресурсов. Лидеры государств-членов БРИК также обсуждали в широком контексте целесообразность следования в фарватере политики США, хотя для Вашингтона любой исход этих дебатов вряд ли мог иметь серьезные последствия10.
В свете вышеизложенного, обратимся к вопросу о том, какими видятся Индии зона ответственности и роль БРИК.
Индия и БРИК
В 2010 году индийский премьер Манмохан Сингх побывал в Бразилии, где посетил саммиты БРИКС и Диалогового форума Индии, Бразилии и ЮАР (IBSA). Обе организации, задачей которых является укрепление переговорных позиций их членов на международной арене и углубление экономического и политического взаимодействия по лини Юг-Юг, имеют для Индии огромное значение. По сути дела, инициатива в деле повышения статуса обеих международных групп исходила именно от Индии11. Манмохан Сингх выступил с призывом к более тесному сотрудничеству в обеспечении энергетической и продовольственной безопасности, а также предложил повнимательнее присмотреться к возможностям, существующим в таких областях, как инвестиции, научные исследования, технологические разработки и инфраструктурное развитие. Сингх отметил, что соединение опыта различных участвующих в данных группах стран способно существенно расширить границы зоны экономического роста. Как сказал индийский премьер, „мы представляем четыре страны с значительными природными ресурсами, огромным населением и построенными на основе принципа разнообразия обществами. Мы стремимся обеспечить быстрый рост как собственных экономик, так и экономики той среды, которая окружает нас и может способствовать реализации наших планов в области развития“12.
Обеспечение сотрудничества на экономическом фронте – одна из главных задач Индии в рамках БРИК. В Дели исходят из того, что дать ответ на глобальные вызовы можно только совместными усилиями, при условии полного и равноправного сотрудничества между наиболее мощными и развивающимися странами. Для Индии взаимодействие с партнерами по БРИК открывает возможность и делиться собственным опытом, и заимствовать опыт других стран, тем более что, будучи развивающимися странами, они сталкиваются с общими вызовами, а вызовы глобального характера сказываются на них в значительной мере схожим образом. Не ограничиваясь участием в дискуссиях на тему преодоления последствий глобального финансового кризиса, Индия играет активную роль в обмене мнениями по вопросам продовольственной безопасности, сельского хозяйства, борьбы с эпидемиями, оказания международной помощи, энергетики и глобального потепления. Такой обмен опытом не только приносит пользу странам БРИК, но и дает им возможность делиться опытом и передовыми подходами с развивающимися странами, тем самым продвигая вперед сотрудничество по линии Юг-Юг.
Более того, Индия предприняла попытку использовать БРИК в качестве форума для укрепления связей с Китаем, рынок которого стал ключевым для стремительно индустриализирующихся стран Восточной Азии. В последние годы товарооборот между Индией и Китаем резко возрос и, как ожидается, к концу 2010 года достигнет шестидесяти миллиардов долларов13. Кроме того, Индия стремится развеять издавна существующую атмосферу недоверия между Дели и Пекином и преодолеть проблемы, омрачающие индийско-китайские отношения со времен войны 1962 года. Индия имеет сухопутную границу с Китаем, Пакистаном и Бангладеш и сталкивается в этой связи с целым рядом потенциальных угроз. Несмотря на имевшее место в последние годы улучшение индийско-китайских отношений, для Индии остаются угрозой как расширение китайского присутствия через сеть баз в Мьянме, Пакистане, Бангладеш и Шри Ланке, которое может привести к окружению индийского субконтинента, так и возможное соревнование с Китаем в зоне Индийского океана. Улучшая отношения с Китаем и работая в рамках таких многосторонних форумов, как БРИК, Индия стремится обеспечить стабилизацию на региональном уровне путем нейтрализации китайского влияния на состояние перманентно проблемных индо-пакистанских отношений.
В годы "холодной войны" Индия являлась близким союзником СССР, а Советский Союз оказал Индии важную помощь в 1971 году во время войны с Пакистаном. Индия заинтересована в укреплении отношений с Россией в рамках организаций многостороннего сотрудничества, особенно в свете того, что для Индии имеет большое значение поддержка со стороны России в деле борьбы с исходящей из Пакистана террористической угрозой. В Дели рассчитывают на то, что Россия, как мощная держава, способна оказывать влияние на поведение Пакистана. Как сказал индийский премьер М. Сингх, „влияние России поможет убедить Пакистан в том, что использование терроризма как инструмента государственной политики контрпродуктивно“14. Индия стремится к сотрудничеству с Россией в деле разработки эффективных стратегий борьбы с терроризмом на основе координации деятельности спецслужб и работы систем сбора информации. Кроме того, имеются огромные возможности для наращивания объема российско-индийской торговли, а также российско-индийского сотрудничества в сфере инвестиций и технологического развития. Важными областями российско-индийского сотрудничества являются энергетика, в том числе атомная, а также разработка и производство вооружений. Существенно и то, что у России и Индии совпадают подходы по вопросам преодоления глобального экономического кризиса, борьбы с климатическими изменениями и осуществления управления на глобальном уровне.
Уникальное индийско-бразильское соглашение о партнерстве в свое время широко обсуждалось во всем мире. Обе страны напрямую оппонировали Западу по вопросам свободной торговли в ходе многочисленных раундов переговоров по ВТО, особенно во время встречи в Канкуне в 2003 году15.
БРИК и Африка
В течение последнего десятилетия все страны БРИК заметно укрепили позиции на африканском континенте. Данный процесс можно считать одним из наиболее значимых для Африки в целом1. Согласно отчету Standard Bank of Africa, именно страны БРИК, а не развивающиеся страны, исходя из общих интересов и несомненной экономической целесообразности, вносят наибольший вклад в обретение Африкой новой роли в мировой экономике. В 2000-2008 годах объем торговли между БРИК и африканскими странами возрос почти десятикратно, с 20 до 180 миллиардов долларов, причем прирост в годовом исчислении составил в среднем 34%. Коллективно, БРИК на данный момент является основным торговым партнером для африканского континента, причем в балансе внешней торговли Китая, Индии и Бразилии на африканские страны приходится соответственно 2.9%, 6.4% и 6.3%16.
Хотя непосредственный интерес для БРИК в Африке представляют природные ресурсы континента, в особенности нефть, у каждого из членов альянса там имеются и особые интересы. Например, целью Бразилии является формирование новой Южной Оси, разумеется под ее руководством. Для России, репутация которой в Африке стала неоднозначной за годы "холодной войны", важно обрести новый имидж на континенте. Индия рассматривает африканские страны как важных союзников в соревновании со своим основным конкурентом - Китаем. Для Китая страны Африки - долгосрочные партнеры в деле достижения лидерства в мировой экономике.
Свидетельством значимости Африки для БРИК является тот факт, что континент регулярно посещают лидеры стран альянса. Чаще других в период после 2002 года летал в Африку председатель КНР Ху Цзиньта́о. На втором месте по частоте визитов на континент находится бразильский президент Лула да Сильва. Индийский премьер и другие высокопоставленные официальные лица также совершили несколько визитов в Африку за период с 2003 года. В июне 2009 года, в разгар глубочайшей глобальной рецессии, российский президент Д. Медведев посетил большее число африканских стран, чем какой-либо другой российский лидер. В большинстве случаев визиты на высшем уровне сопровождались подписанием многочисленных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве между африканскими странами и БРИК.
Дипломатические усилия стран БРИК в Африке реализуются и через сеть посольств стран альянса на континенте. В этом отношении там наиболее полно представлен Китай, располагающий посольствами в 47 африканских странах, причем 40 африканских стран имеют посольства в Китае. У Индии есть посольства в 30 африканских странах, а у 37 африканских стран – в Индии. У России в Африке также имеется мощная дипломатическая инфраструктура в виде посольств в 37 странах континента. В России насчитывается 29 посольств африканских стран. В настоящее время Бразилия располагает посольствами в 28 африканских странах, в то время как на момент избрания президента Лулы да Сильвы - в 2003 году - их было всего 1316.
Из всех африканских стран только Южной Африке была предоставлена возможность принять участие в эксклюзивном форуме БРИК, состоявшемся в Бразилии 16 апреля 2010 года. Китай, Индия и Бразилия традиционно имели прочные связи с Южно-Африканской Республикой, которая служила им своего рода воротами, открывающими доступ на африканский континент. В отчете банка Goldman Sachs за 2003 год подчеркивается экономическое значение ЮАР, страны с высокими финансовыми показателями, располагающей потенциально огромным потребительским рынком, на котором присутствует значительная группа покупателей со средним уровнем доходов, внушительными запасами природных ископаемых, развитой системой коммуникаций, а также высокоэффективными энергетическим и транспортным секторами. Южной Африке принадлежит чрезвычайно важная роль на африканском континенте18.
Следует отметить, что и вне рамок БРИК Индия находится в уникальном трехстороннем партнерстве с Бразилией и ЮАР. Основной задачей данного партнерства является усиление влияния и укрепление переговорных позиций входящих в него стран на международной арене наряду с углублением сотрудничества между самими странами-партнерами.
Результатом работы, проводимой БРИК в Африке, является стремительная трансформация отношений континента с остальным миром. Как подчеркивается в отчете банка Goldman Sachs, участие БРИК в судьбе Африки – не односторонний акт доброй воли: оно полностью оправдано с экономической и стратегической точек зрения. В то время как в 1990-ые годы Африка зачастую рассматривалась как застрявший на периферии мирового развития и лишенный надежд на будущее континент, в 2009 экономики африканских стран продемонстрировали внушительный – на уровне 5.16% - рост. Существенным является то обстоятельство, что впечатляющий экономический рост в регионе в период со второй половины 1990-ых годов до начала мирового финансового кризиса в 2008 году сопровождался значительным увеличением общего объема торговли.
Общий товарооборот Африки вырос с 217 до 986 миллиардов долларов за период с 1995 по 2008 год. При этом ее доля в мировой торговле также выросла – с 2.2% в 2000 году до 3.3% в 2008. Это означает, что в настоящее время на Африку приходится большая доля мирового товарооборота, чем ее доля в мировом ВВП (2.5%), но гораздо меньшая, чем ее доля в населении планеты (14.6%). Большие запасы природных ископаемых, растущие потребительские рынки и все более заметное влияние на мировую политику дают странам БРИК возможность закрепиться в странах, экономическое развитие которых, начавшееся с низкого старта, видимо пойдет опережающими среднемировые показатели темпами19.
Наиболее интересным обстоятельством в плане взаимодействия БРИК с африканскими странами является сама скорость, с которой нарастают масштабы этого взаимодействия. Товарооборот между Китаем и африканским континентом увеличился с 3.5 миллиардов долларов в 1990 году до более чем 100 миллиардов долларов в 2010. Сейчас для Африки Китай является вторым по значимости, после США, торговым партнером. Объем торговли Индии со странами Африки, оцениваемый на данный момент в 36 миллиардов долларов, как ожидается, к 2013 году достигнет 150 миллиардов. Товарооборот между Бразилией и африканскими странами – 26 миллиардов долларов по состоянию на 2008 год - также существенно вырос, особенно за годы правления президента Лулы да Сильвы. Что касается России, то после стагнации 1990-ых она, в последние годы президентства В. Путина, перешла к возрождению связей с Африкой. Для этого потребовалось реализовать несколько инициатив, и в 2008 товарооборот между Россией и африканскими странами достиг 6 миллиардов долларов20.
Для осуществления широкого спектра проектов в областях торговли и инвестиций страны БРИК стремятся упрочить свои позиции в Африке. Первые крупные инвестиции со стороны банковского сектора БРИК пришли в Африку в 2008 году, когда Industrial and Commercial Bank of China приобрел за 5.5 миллиарда долларов 20% пакет акций южноафриканского Standard Bank. В число влиятельных в Африке китайских банков входит и наиболее вовлеченный в международную финансовую активность банк этой страны - Bank of China, который заключил соглашение с Ecobank и в настоящее время работает в 31 стране африканского континента. Находящийся в собственности государства и призванный способствовать развитию торговли и росту инвестиций Export-Import Bank of China выдал в африканских странах (в том числе северо-африканских) кредитов на общую сумму 20 миллиардов долларов21.
В 2008 году бразильские Bradesco и находящийся в управлении государства Banco de Brasil, совместно с работающим в Анголе португальским Banco Espirito Santo (BES), объявили о создании в Африке новой холдинговой компании. В 2009 году State Bank of India (SBI) объявил о намерении потратить миллиард долларов на приобретение африканского банка для обслуживания растущего числа индийских компаний, делающих бизнес на континенте. SBI располагает уже действующими совместными предприятиями в Республике Маврикий и в Нигерии. В ЮАР также работают индийский ICIC Bank, Bank of India и Export-Import Bank of India.
Проводимые по всей Африке широкие макроэкономические реформы помогают привлечь на континент все большие объемы прямых иностранных инвестиций. Хотя наиболее четким индикатором уровня отношений между БРИК и африканскими странами, безусловно, является объем товарооборота, о многом свидетельствует и рост прямых инвестиций в экономику континента со стороны государств БРИК. Согласно FDI Markets3, из числа стран БРИК крупнейшие инвестиционные проекты в Африке в 2003-2008 годах осуществляла Индия23.
Группа компаний TATA, крупнейший из интернациональных игроков в индийской экономике, в 2003-2009 годах являлась вторым по уровню активности инвестором в Африке – на ее счету 23 проекта, и больше только у Kenya Commercial Bank. В то время как Индия инвестировала в значительное количество проектов, по суммарному объему инвестиций на континенте (25 миллиардов долларов), она уступает Китаю (28.7 миллиардов долларов). Бразилия и Россия, чьи показатели составляют соответственно 10 и 9.3 миллиарда долларов, по объему инвестиций в африканские страны значительно отстают от лидеров. Среднегодовой прирост инвестиций Китая в экономику Африки в 2003-2009 годах составил 58.2%, в то время как у Индии этот показатель был ниже – 42.7%. В среднем, капитальные инвестиции Бразилии, Китая, России и Индии в Африке за период с 2003 по 2009 год составили соответственно 400, 330, 197 и 192 миллиона долларов. Таким образом, оставаясь наиболее активным инвестором в Африке, Индия тем не менее по объему капиталовложений уступает Китаю24.
Заключение
Как в экономической сфере, так и в области международной безопасности Индия стала значительно активней действовать в рамках различных региональных объединений. Дели официально высказался в поддержку ряда принципов многостороннего сотрудничества, а результат становления БРИК в качестве политического объединения во многих отношениях даже превзошел ожидания. Для Индии приоритетными областями сотрудничества в рамках БРИК являются продовольственная и энергетическая безопасность, а также борьба с терроризмом. В последние годы в число важнейших внешнеполитических задач Индии входило выстраивание отношений с Китаем, и в этом плане БРИК представляет собой подходящую площадку для преодоления взаимного недоверия между Дели и Пекином.
Очевидно, что экономическое сотрудничество между БРИК и африканским континентом носит взаимовыгодный характер. Для ряда африканских стран спрос на их экспортные товары со стороны БРИК является важным источников неуклонно возрастающих доходов. На африканском континенте Индия и Китай активно инвестируют в инфраструктуру, финансовый сектор, производство и торговлю, а также в ряд специфических рыночных ниш, к которым не проявляют интереса инвесторы из развитых стран. Сотрудничество с БРИК способствует развитию сельского хозяйства африканских стран, открывает для них доступ к техническому содействию и льготному кредитованию, а также дает им возможность импортировать широкую номенклатуру относительно недорогих потребительских товаров. Одним из основных благ, связанных для африканских стран с взаимодействием с БРИК, является то, что Китай и Индия активно участвуют в осуществлении инфраструктурных проектов на африканском континенте, общее состояние инфраструктуры которого на данный момент является неудовлетворительным. Кроме того, Китай и Индия без обременительных условий предоставляют кредиты африканским странам, что дает их правительствам возможность реализовывать собственные задачи в области национального развития.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs