Уважаемые представители СМИ,
Сегодня с Министром иностранных дел Ирана А.Аракчи провели обстоятельные, подробные, доверительные переговоры. Они прошли как всегда в дружественной и конструктивной атмосфере.
Констатировали поступательное развитие российско-иранских отношений. За последние годы они значительно укрепились. В 2025 г. был подписан и 2 октября с.г. вступил в силу Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран. Подписи Президента России В.В.Путина и Президента Ирана М.Пезешкиана под этим договором подтвердили его значимость для Москвы и Тегерана.
Когда мы сегодня обсуждали задачи, поставленные президентами на их недавней встрече в Ашхабаде на прошлой неделе, мы с моим коллегой констатировали уверенность, что реализация этого межгосударственного документа придаст дополнительный и мощный импульс продвижению двустороннего взаимодействия и будет способствовать укреплению координации наших подходов на международной арене по региональным, многосторонним вопросам с упором, прежде всего, на расширение возможностей двух стран в интересах упрочения стабильности и безопасности в нашем общем регионе.
Отметили особо доверительный характер политического диалога на высшем, межправительственном, межпарламентском уровнях, на уровне отношений между ведомствами, различными министерствами. Также развиваются контакты по линии гражданского общества, укрепляя фундамент наших добрососедских связей.
Высоко оценили уровень двусторонней практической кооперации в торгово-экономической, инвестиционной сфере. Устойчивую динамику показывает товарооборот, который второй год растет более чем на 10% (а в прошлом году было и более чем 15%). Активно действует Постоянная Российско-Иранская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. Сопредседатели, министр энергетики С.Е.Цивилев и министр нефти Ирана М.Пакнежад, находятся в постоянном контакте. Сегодня мы говорили о необходимости самой тщательной подготовки к очередному заседанию МПК, которое состоится в феврале 2026 г. в Тегеране.
У нас единое мнение о необходимости содействовать активизации деловых связей. В этом смысле большое значение имеет вступление в силу в этом году Соглашения между ЕАЭС и Ираном о свободной торговле и обретение Тегераном в декабре 2024 г. статуса наблюдателя при Союзе. Мы заинтересованы в дальнейшем расширении договорно-правовой базы между нашими странами в целях устранения торговых барьеров.
Подчеркнули важность продолжения реализации флагманских инфраструктурных проектов, включая АЭС «Бушер». Она при поддержке российского персонала продолжает функционировать в штатном режиме и не прекращала работу даже в разгар июньской агрессии Израиля и США против Исламской Республики Иран (1, 2). Подробно рассмотрели ход реализации проекта строительства железнодорожного участка Решт – Астара за счет российского государственного кредита. Сооружение этой линии находится на приоритетном контроле наших президентов и является важнейшим условием полноценного запуска западного ответвления стратегически важного международного транспортного коридора «Север – Юг».
Состоявшийся обмен мнениями по актуальным международным и региональным вопросам подтвердил совпадение наших позиций по большинству проблем или близкое сотрудничество по этим вопросам. Высказались в пользу дальнейшей демократизации международной жизни на началах многополярности, формирующейся в полном соответствии с принципами, которые в своё время были заложены в рамках Устава ООН, но которые долгие десятилетия саботировались «коллективным Западом».
Сейчас уже объективный ход истории делает неизбежным воплощение в жизнь высоких принципов Устава ООН. Причем выполнять, уважать и применять на практике эти принципы нужно не выборочно, от случая к случаю, а исключительно во всей их совокупности, полноте и взаимосвязи.
Это особенно актуально применительно к украинскому конфликту, в рамках которого «коллективный Запад» пытается «передергивать» все нормы международного права, подменять их своими «правилами», которые не вписываются в общепризнанные международно-правовые нормы и отражают лишь стремление «коллективного Запада», прежде всего, европейцев, продолжать свою неоколониальную политику, нацеленную на то, чтобы жить за счет других. Как это было последние пятьсот лет – со времен колониализма. Так и в современных условиях сохраняется неоколониальная экономическая, торговая и финансовая зависимость стран Африки, а также многих стран Азии и Латинской Америки от Запада.
Осудили практику применения односторонних принудительных мер, подрывающих нормы международного права. Сейчас это особенно ярко проявляется на фоне украинского кризиса. Европа пытается «подорвать» конструктивные устремления администрации Президента США Д.Трампа, в том числе преступая все мыслимые нормы и принципы, которые действовали до сих пор в международных экономических, финансовых отношениях, покушаясь на собственность, которая совсем недавно была объявлена Западом неприкосновенной, и совершая многие другие вещи, подрывающие те самые принципы, продвигавшиеся европейцами, в том числе в рамках глобализации. Сейчас вместо глобализации наблюдаем фрагментацию.
Говоря о применении односторонних принудительных мер, полностью солидарны с Ираном и целым рядом других государств. Выступаем за то, чтобы образовать группу заинтересованных в противодействии этому беззаконию. Думаю, что этот процесс будет обретать все больше сторонников. Договорились консолидировать членов мирового сообщества, разделяющих эти подходы. Продолжим предметную работу по нейтрализации негативного воздействия незаконных санкций на экономики обеих наших стран.
Подробно говорили о ситуации вокруг иранской ядерной программы в условиях взятой группой западных стран абсолютно агрессивной антииранской противозаконной линии. Россия в очередной раз подтверждает свою готовность оказывать содействие иранским друзьям в поиске приемлемых развязок для выхода из кризиса в ядерном «досье», созданного руками Запада. Западные европейцы в нарушение всех мыслимых договоренностей, норм, которые законодательно вводятся Советом Безопасности ООН, делают все, чтобы попытаться восстановить ооновские санкции против Исламской Республики Иран, хотя эти санкции давно, уже не один месяц как полностью истекли вместе с соответствующими решениями Совета Безопасности.
Осуждаем подобные пренебрежения законом, международным законодательством, попытки поставить свои корыстные интересы выше принципов Устава ООН. Надеемся, что Генеральный секретарь ООН А.Гутерреш, которого тоже пытаются втянуть в эту игру, прекрасно видит, что его затягивают в ловушку, и не позволит пользоваться своим авторитетом, репутацией и должностью генерального секретаря для реализации корыстных противоправных планов западных стран.
Понятно, что любые решения относительно возможных договоренностей, которые могут вывести ситуацию из нынешнего кризиса и перевести ее в конструктивное русло, должны приниматься исключительно иранским руководством самостоятельно, исходя из интересов народа Исламской Республики Иран, и при полном уважении ее права как полноценного члена Договора о нераспространении ядерного оружия на обогащение урана в мирных целях.
Будем и далее уплотнять наше сотрудничество не только в ООН, но и на площадках ШОС и БРИКС. Затронули ряд важных региональных сюжетов, включая положение на Ближнем Востоке (прежде всего, на палестинских территориях), Южном Кавказе, в каспийском регионе, Афганистане и соседних странах.
В завершение хочу еще раз выразить удовлетворение итогами переговоров и поблагодарить своего коллегу за то, что принял наше приглашение.
Вопрос (перевод с фарси): Международные отношения с каждым днем усложняются. Идет секьюритизация международной обстановки. Какие есть предложения у России в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН по сохранению международного права? Насколько серьезно Россия относится к укреплению многосторонней политики на международных площадках? Насколько Россия готова поддерживать БРИКС и ШОС?
С учетом политики доминирования США, особенно в контексте их текущих действий в Карибском бассейне, не думаете ли Вы, что структура ООН в целом находится под угрозой распада?
С.В.Лавров: Как неоднократно говорил в своих выступлениях Президент России В.В.Путин (в т.ч. недавних), ООН является наилучшим творением дипломатии за всю историю человечества, потому что никогда не было такой универсальной структуры, в состав которой входят все независимые государства современного мира. Эта организация располагает полномочиями, мандатами по сути в любой сфере деятельности человечества, начиная от безопасности, разоружения и вплоть до экономики, инвестиций, защиты климата, а теперь и в области искусственного интеллекта и прочих современных достижений в информационно-коммуникационной сфере.
Система ООН, которая насчитывает порядка 20 специализированных учреждений и агентств, конечно же, уникальна. При этом, как любая бюрократия, эта система тоже страдает «врожденными недугами». Перегруппировка тех структур, которые сейчас функционируют, находится на повестке дня. В пользу этого высказался и Генеральный секретарь ООН А.Гутерреш. В своем докладе «ООН-80», который был приурочен к соответствующему юбилею всемирной Организации, он отметил, что имеется избыток ее работников. Вместе с тем подчеркивается, что существуют хорошие возможности, как принято говорить, для упорядочивания штатного расписания. Уверен, что это произойдет.
При этом, по моему опыту и впечатлениям от общения с коллегами в Европе, реформировать Секретариат ООН и все ее структуры будет непросто. Но это будет существенно легче, чем реформировать «бюрократию» Европейского союза в Брюсселе. Эта бюрократия «побила все рекорды». Мы даже обращаем внимание наших коллег в руководстве Секретариата ООН на то, чтобы они посмотрели на происходящее с так называемой брюссельской элитой, которая пыталась и продолжает пытаться узурпировать полномочия и законные права национальных суверенных правительств.
Секретариат ООН, правда, никогда и близко не подступался к такого рода авантюрной затее, но поползновения отдельных секретариатских бюрократов, прежде всего в Нью-Йорке, к тому, чтобы навязывать государством-членам свои какие-то идеи, были. За этими поползновениями в большинстве случаев стоят наши западные коллеги. На это мы им указываем в ходе дискуссий, которые развернуты вокруг доклада Генерального секретаря об ооновских реформах. Безусловно, эта тема займет одно из центральных мест, в том числе в контексте преодоления того засилья, которое граждане западных стран создали в Секретариате ООН, где львиную долю, если не все значимые должности (за редчайшими исключениями), занимают граждане западных стран или граждане других государств, получивших второе западное (в основном американское и британское) гражданство.
Это противоречит принципу Устава ООН, который требует обеспечить справедливое географическое представительство во всех структурах, обслуживающих всемирную Организацию. Это такая «врожденно-приобретенная болезнь».
Что касается действий США в Карибском бассейне, то эти действия, конечно, вызывают неприятие у практически всех стран, кроме европейцев. Последние «притаились», молчат в отношении любых критических замечаний в адрес Вашингтона, подчиняя все свои помыслы главной цели – убедить администрацию Д.Трампа пойти по европейскому пути в украинском вопросе с тем, чтобы не прекращать развязанную Западом войну против Российской Федерации и, как я уже сказал, перетянуть американцев на свою сторону и не позволить продвигать свою конструктивную повестку дня, нацеленную на урегулирование украинского кризиса.
Все остальные страны уже выразили свою позицию. Нас очень тревожат действия ВМС США и в целом воинственные заявления Пентагона о том, что в дополнение к незаконным действиям по потоплению гражданских судов «без суда и следствия» в Карибском море они планируют еще и наземную операцию. Все это подрывает надежды на то, что можно договариваться в рамках нынешних раскладов сил на международной арене. Тем не менее, открытость к диалогу со стороны США сохраняется. Не по всем вопросам. В целом ряде случаев Президент США Д.Трамп заявляет, что все решения он уже принял, и нужно их только осуществлять.
Но мы все-таки приветствуем позитивное отличие нынешней администрации Д.Трампа от администрации Дж.Байдена, которая ни с кем и ни о чем не хотела разговаривать, да и сама не была способна на какие-то значимые поступки.
Вы спросили также про наше отношение к БРИКС и ШОС. Эти объединения являются по-настоящему «нового типа» в отличие от таких структур, как Европейский союз или то, во что он превратился, в отличие от НАТО, где тоже действует во многом «палочная» дисциплина. Кстати, и ту, и другую структуру (Евросоюз и НАТО) пытаются подчинить своей воле их административные главы – глава Еврокомиссии и Генеральный секретарь Североатлантического альянса.
Если вы почитаете заявления этих «персонажей», то создается полное ощущение, что они являются «главными, великими политическими деятелями современности», а не нанятыми бюрократами, которые обязаны исполнять волю государств-членов.
В ШОС и БРИКС ничего подобного даже быть не может. Они работают на основе тех самых принципов Устава ООН, которые долгие десятилетия подвергались испытаниям, а именно: суверенное равенство государств, мирное урегулирование любых разногласий, поиск консенсуса и общего согласия по всем вопросам, концентрация усилий на реализации практических проектов на основе принципа взаимной выгоды.
Наверное, работа ШОС и БРИКС послужит хорошим ориентиром для тех перемен, которые назрели в ООН и которые – хочу еще раз это особо подчеркнуть – должны привести не к чему-то революционному, а исключительно к переподтверждению всеми членами ООН обязательств свято выполнять все положения ее Устава во всей их полноте и взаимосвязи. Очень надеюсь, что наши западные коллеги, включая США, будут способствовать достижению такого согласия.
Вопрос: Вы сказали в своей вступительной речи, что Россия готова содействовать Ирану в поиске выхода из кризиса в ядерном досье. Значит ли это, что Россия готова в том числе оказывать свои посреднические усилия в вопросе возможного заключения соглашения между Ираном и Соединенными Штатами Америки?
С.В.Лавров: В течение целого ряда лет участвовали (и г-н А.Аракчи, и Ваш покорный слуга) в подготовке Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы – плана, которой был утвержден в 2015 г. и затем через пару месяцев был одобрен в Совете Безопасности ООН.
Россия глубоко вовлечена, как и другие участники процесса, в детали того, что легло в основу договоренности и в детали того, как эта договоренность была Соединенными Штатами разрушена. Оттуда все беды и проистекают. Сейчас те, кто «развалил» Совместный всеобъемлющий план действий, кто подорвал резолюцию, утвердившую этот план в Совете Безопасности ООН, пытаются перевалить свою вину на Исламскую Республику Иран. Это все хорошо понимают.
Находимся в контакте. Регулярно общаемся с иранскими друзьями. Президенты общаются, мы с моим коллегой и другом уже пятый раз встречаемся в этом году. К нам приезжал старший советник Верховного руководителя Ирана А.Лариджани. Он встречался с Президентом В.В.Путиным, как и г-н А.Аракчи.
Эти вопросы обсуждались. И мы, и Иран хотим стабилизировать ситуацию, нормализовать ее и категорически вывести за скобки любые рецидивы силовых методов. Исключительно политико-дипломатические решения – это то, что нужно в данной ситуации.
Поскольку Россия сотрудничает с Ираном в ядерной области, мы уже построили и расширяем АЭС «Бушер». Поскольку мы хорошо знаем состояние дел в отношениях между Ираном и МАГАТЭ, регулярно обсуждаем те подходы, которые публично оглашают европейские страны и Соединенные Штаты. Кстати, когда бывают экспертные контакты с американскими коллегами, тоже задаем эти вопросы и призываем искать общеприемлемые развязки.
Поэтому те посреднические услуги, которые мы можем предложить, они хорошо известны. О них упоминал и Президент России В.В.Путин в своих контактах с иранскими и другими представителями, говорили об этом и мы на уровне министров иностранных дел.
Мы не навязываем эти посреднические услуги. Но если вдруг Исламская республика Иран, прежде всего как основной участник этого процесса, решит, что такие услуги могут быть востребованы, и если другие контрагенты Тегерана не будут возражать, мы к этому готовы.
Вопрос (перевод с фарси): Наблюдаем, что ирано-российские отношения находятся на своём пике, особенно после того, как вступил в силу Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве.
С другой стороны, как Вы знаете, наши недруги хотят повлиять на наши отношения. Каковы Ваши оценки нашего двустороннего взаимодействия и практических действий в сфере торговли, экономики, науки, а также в сфере обороны и безопасности с учетом реализации Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве? Какие шаги мы еще должны предпринять, чтобы такой общий взгляд укреплялся и в дальнейшем?
С.В.Лавров: Насчёт нашего сотрудничества в материальной сфере – торговых, экономических делах, в инвестиционном плане, мы подробно говорили во вступительных словах в начале этой пресс-конференции. Не буду повторяться.
Вы абсолютно правы. Развиваем военно-техническое сотрудничество в полном соответствии с международными нормами, и никоим образом не нарушая универсальные международные правила. Есть контакты по линии военных, в том числе нацеленные на отработку совместных действий в борьбе с общими вызовами и угрозами, такими как терроризм, наркотрафик. Это сотрудничество будет продолжаться.
Отмечаю культурные, гуманитарные, образовательные связи, научные контакты, которые быстро развиваются как непосредственно в рамках двусторонних отношений, так и в контексте участия России и Исламской Республики Иран в различных многосторонних форматах, таких как БРИКС, ШОС, каспийская «пятерка». Во всех этих структурах межрегиональный фактор, межмуниципальные форматы все больше завоевывают свое место в повестке дня. Это, наверное, лучшая гарантия устойчивости всех этих организаций и объединений, потому что они доходят «до земли», до уровня поселений, городов, связывая жителей, представляющих эти населенные пункты, постоянными узами дружбы и контактов.
У меня здесь весьма оптимистичные ожидания в плане дальнейшего наращивания нашего стратегического партнерства в полном соответствии с новым Договором.
Что касается каких-то дополнительных шагов. В вашем присутствии сегодня подписали План консультаций между нашими министерствами иностранных дел на три года с 2026 по 2028 гг. До сих пор такого документа не было и не было такой практики. Практика консультаций была, но планирование консультаций на пару-тройку лет вперед – это впервые. Уверен, что это придаст дополнительную эффективность нашему внешнеполитическому сотрудничеству в качестве вклада в укрепление задач, поставленных в Договоре о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве.
Готовы всесторонне развивать наши связи. Сегодня об этом говорили, условились по целому ряду конкретных вопросов.
Вопрос: Обсуждается ли сейчас выработка нового соглашения Ирана и МАГАТЭ вместо Каирского соглашения или возможно восстановление Каирской договоренности, и участвует ли Россия в этом процессе?
С.В.Лавров: Сегодня обсуждали этот вопрос. Мой коллега А.Аракчи информировал о позиции Исламской Республики в отношении контактов с МАГАТЭ. Мы эту позицию полностью разделяем, в том числе потому, что любые шаги на этом направлении должны опираться на добрую волю и принципиальные оценки, иранских друзей после того, что произошло с израильскими и американскими ударами по объектам, находившимися и находящимися до сих пор формально под контролем МАГАТЭ.
Конечно, все должны учитывать, что МАГАТЭ до сих пор не высказала своего отношения к тому, что находившиеся под ее мониторингом объекты были грубейшим образом подвергнуты незаконным атакам.
Повторю еще раз. Мы ценим добрую волю Исламской Республики, которая, несмотря на все это, готова налаживать взаимодействие с МАГАТЭ, но не в интересах продвижения западной повестки дня. У меня нет сомнений, что если руководство Секретариата МАГАТЭ будет строго руководствоваться теми функциями, которыми оно наделено, то договоренности с Исламской Республикой вполне могут быть достигнуты. Желаем успеха этим усилиям.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

01:01 18.12.2025 • 























