События сентября-октября 2025 года еще раз актуализируют вопрос анализа интересов внерегиональных акторов и прежде всего Великобритании (далее - Соединенное Королевство, СК) в Балтийском регионе. В данном случае под Балтийским регионом мы понимаем совокупность стран, входящих в прибрежный контур, включая 50-200-километровые прибрежные зоны [1]. Под это определение подходят все страны, имеющие непосредственный выход к Балтийскому морю, в том числе и через проливы, как в случае Норвегии.
Хотя тенденция распространения влияния Британии может включать и «соседский контур», то есть страны, не имеющие непосредственного выхода к морю, как, например, Беларусь, но обладающие общей границей со странами приморского контура. В частности, это пространственное представление важно, поскольку оно соответствует определению гибридной войны как войны за территориальное влияние и геополитический контроль [2], которую ведет Лондон в рамках стратегии «асимметричного преимущества» [3] за неимением иных средств, о чем будет сказано дальше.
С одной стороны, говорится, что Балтийское море - это не только географическая зона, но и символ стратегических интересов евроатлантистов [4], с другой стороны, говорится о значительном военном и символическом значении Балтики для РФ [5]. Применительно к Британии мы исходим их того, что речь идет об активном использовании следующих «допороговых» и/или асимметричных инструментов со стороны НАТО в акватории Балтийского моря с целью обеспечить себе такие преимущества, которые военной силой Россия парировать не сможет. НАТО и Британия рассматривают конкуренцию за морской контроль не как самоцель, а как стратегическую необходимость [6]. Эксперты рассматривают акваторию Балтики с ее узкими местами - проливами и островами - как средства взаимного ограничения доступа к территориям прибрежных стран (Прибалтика и Калининградская область) и переброски сухопутных войск [7, 8]. К этому мы также можем добавить экономический эффект от логистических издержек в случае блокировки морской торговли1.
Среди основных мер взаимного сдерживания рассматривается воспрепятствование через морское минирование, использование беспилотных автономных систем и ракетно-артиллерийских комплексов [9], поскольку после присоединения Швеции и Финляндии к НАТО существенно увеличились возможности по размещению этих средств рядом с территорией Российской Федерации или ее морских путей. В данном случае оптимизма в ограничении эскалации мы не наблюдаем, поскольку еще в 2020 году для противодействия России Североатлантический альянс (далее - Альянс) одобрил Концепцию сдерживания и обороны Евроатлантического региона (Deterrence and Defence of the Euro-Atlantic Area - DDA), которая объединяет три новых региональных плана в общетеатральный подход. Данная концепция существенно повысила значимость Северного региона и северных вод, расширив до Северо-Западного региона, включающего часть Северной Америки, Гренландию, Исландию, Великобританию и Норвегию [10]. Из чего старший научный сотрудник ИМЭМО РАН И.Жуковский справедливо делает вывод, что конфликтогенность Балтийского региона регулируется внерегиональной повесткой и интересами, а следовательно, договариваться необходимо с теми же внерегиональными игроками [11].
Именно Великобритания пытается стать таким игроком и занять место регионального лидера. Член Парламента, пожизненный пэр и министр, отвечающий за международные отношения в Министерстве обороны Великобритании В.Кокер на Международном форуме по безопасности в Польше в 2024 году сказал [12], что Прибалтика, Украина и Польша - это линия фронта защиты стран Альянса, их свободы и демократии. Это не первый раз в истории, когда эти страны целенаправленно превращаются Западом в «санитарный кордон» и становятся демаркационной линией двух систем [13].
Для Великобритании операции на Балтике рассматриваются как доступная форма поддержки украинского режима и являются неотъемлемой частью в стратегиях ее нынешней обороны (ОСО25) и безопасности (СНБ25) [3, 14]. В Стратегии национальной безопасности, в частности, говорится: «Будущее Украины - важнейшая составляющая коллективной безопасности в Евроатлантическом регионе» [14]. Эта поддержка, декларируемая Лондоном, является не только основой ее военно-политического лидерства в Европе и Североатлантическом альянсе, так как при укреплении роли Альянса и его мощи укрепляется роль СК как его основного координатора в регионе [15], но и ценным активом в деле изучения и извлечения практических результатов из опыта ведения современной войны. На чем и базируются многие современные концепции стратегирования Великобритании. Вместе с тем, даже если предположить быстрое и результативное прекращение конфликта, СК из Балтики не уйдет.
Приближающийся провал планов коалиции стран Запада, и прежде всего стран - членов Североатлантического альянса, под руководством США и Великобритании по перенапряжению и дестабилизации России, вынудил эти страны искать иные способы воздействия и отвлечения внимания руководства нашей страны и иные театры прокси-войны. Вероятно, именно 2024 год стал временем перенесения фокуса внимания и активных действий Великобритании в Балтийский регион. Начиная с осени2 и до конца года прошли многочисленные конференции по безопасности в Европе (GLOBSEC в сентябре, форумы по безопасности в Варшаве и Риге в октябре, 43-я сессия Балтийской ассамблеи и 30-я сессия Балтийского совета в Вильнюсе также в октябре, Северо-Балтийский саммит в Харпсунде в ноябре, Саммит лидеров Объединенных экспедиционных сил в Таллине в декабре) с активным участием новых членов НАТО Финляндии и Швеции, где центральным местом стало обсуждение «угрозы» со стороны Российской Федерации в акваториях Черного и Балтийского морей.
Актуализация угроз обрекла реальность, последовала серия провокаций с судами, транспортирующими российские грузы не под российским флагом, а также повреждения подводных кабелей в Балтийском море, после которых или виновные не были найдены или вина предполагаемых «виновных» судами не была доказана. Переломными моментами для этих направлений стал конец 2024 года, когда на саммите лидеров Объединенных экспедиционных сил в Таллине 16-17 декабря было принято решение бороться с «теневым флотом», а на совместной пресс-конференции Генерального секретаря НАТО М.Рютте с Президентом Финляндии А.Стуббом и премьер-министром Эстонии К.Михалем на саммите союзников НАТО по Балтийскому морю 14 января 2025 года было официально озвучено это решение [16]. Было сказано, что Прибалтика и Альянс готовы действовать решительно против «теневого флота» РФ. Результатом этих решений стала проводимая операция НАТО по охране критической подводной инфраструктуры «Baltic Sentry». Великобритания с этого момента также стала активно разыгрывать карту угрозы подводной инфраструктуры и параллельно проводить свою морскую операцию «Nordic Warden» под эгидой своих экспедиционных сил в Балтийском регионе [17].
Для Британии угроза повреждения подводных кабелей - это национальная фобия особо высокого ранга, поскольку по ним осуществляется 99% всей международной интернет-коммуникации, а значит, влияет на деятельность страны почти во всех ее сферах в масштабах всего мира, а также стабилизация всей энергосистемы страны. И во вторую очередь опять же это связано с проявлениями проекции британского сознания, воплощенного в намерениях и возможности их исполнения противоположной стороной. Особенно это стало актуальным после подрыва «Северного потока» (26 сентября 2022 г.). Уже через неделю в массовых британских изданиях писали, что эта атака в Балтийском море подчеркивает крайнюю уязвимость всего Запада [18].
Хотя объективные данные расследований [19] обрывов подводных соединений между странами Балтийского моря показывают необоснованность обвинений в адрес причастности России к этим инцидентам и тем более умышленным действиям в рамках «гибридных атак». Однако эти инциденты стали удобным предлогом для увеличения морских сил и активных действий НАТО на Балтике, включая: (а) морские учения, угрозы, аресты, а также попытки захвата танкеров, перевозящих российскую нефть, и организацию с неопределенной степенью опасности безэкипажных патрулей; (б) усиление санкционного давления на РФ и торговых контрагентов России; (в) создание устойчивого стереотипа (отклонение презумпции невиновности) о враждебной деятельности РФ в Балтийском и Северном морях. Здесь надо учитывать также, что евроатлантисты рассматривают Балтийское море как область «контролируемой эскалации», с акцентом на проверку последующих «красных линий», с учетом опыта Украины в Черном море [20].
Таким образом, переводя эти выводы в плоскость стратегических интересов Великобритании в Балтийском регионе, можно сказать, что объявленная и перманентная угроза критической подводной инфраструктуре легли в основу ее концепции обороны и национальной безопасности, поскольку сама Британия, как остров, зависит от них напрямую, но вот бенефициар этих угроз вызывает оправданную критику. Неслучайно мы обнаруживаем
в западном экспертном сообществе высказывания о том, что усилия по защите критической инфраструктуры позволяют переосмыслить приоритеты в укреплении коллективной обороны Европы, наращивать солидарность, а Балтийское море в этом отношении стало центром позитивных идей и веры в важность Альянса [4].
Однако есть проблема, мешающая СК реализовывать свой прямой стратегический интерес в Североевропейско-Балтийском регионе, - это «несогласованность амбиций и обязательств с ограниченными ресурсами» [21]. Поэтому, мы вновь возвращаемся к высоковероятной угрозе асимметричной (гибридной) деятельности3 со стороны Великобритании против РФ, о чем мы написали вначале и на что прямо указано в Обзоре стратегической обороны 2025 года [3]. В подтверждение этих угроз можно привести слова главы СВР С.Нарышкина о планировании Лондоном провокаций в Балтийском море [22] или иных акваториях и портах, связанных с перевозкой российской нефти [23]. При этом британцы заранее снимают с себя все морально-этические обязательства, оправдывая себя критическими обстоятельствами и словами У.Черчилля о временном освобождении от «тех самых законов, которые они стремятся консолидировать и подтвердить» [24].
Известный историк Ф.Бродель писал, что Англия вела свои войны издалека с помощью субсидий, которые она давала своим союзникам: «Если вы сильны - война достается на долю ближнего» [25, с. 61]. О том, что Великобритания не собирается вести войну с крупной державой в одиночку, говорится и в обновленном Обзоре обороны 2025 года [3]. Поэтому важно определить те институциональные рамки, которые заставляют проявиться союзническим обязательствам (советы, группы, соглашения, инициативы) и формам субсидирования (фонды, программы и т. д.). Согласимся с профессором Н.Ереминой, отметившей, что к началу 2024 года Великобритания сделала убедительную заявку на лидерство в обеспечении безопасности Балтийского региона. Командование сухопутными силами НАТО было делегировано Союзному корпусу быстрого реагирования Великобритании, которая снова перехватила инициативу, как когда-то это было с Ганзейским союзом, а затем Голландией, и вновь обрела влияние на Балтике [26].
Соединенное Королевство является одним из ключевых членов Совбеза ООН и Североатлантического альянса, а также наблюдателем в Совете государств Балтийского моря. Однако помимо этих основополагающих рамок, Великобритания имеет богатый набор многосторонних и двухсторонних соглашений со странами Балтийского региона, а также различных инициатив для политической и военной координации. Эти соглашения, как пишут польские коллеги, возникали в ответ на возрастающие угрозы в регионе и прилегающих морских зонах со стороны России, призваны ограничить ее стратегические расчеты [4], в дополнении к уже существующим обязательствам в рамках НАТО. К тому же в экспертном анализе говорится о том, что «политическое внимание и активное взаимодействие в рамках мини-форматов (региональных мини-группировок), которые предпочитает Великобритания, безусловно, ценятся столицами стран Прибалтики. Это способствует повышению взаимопонимания, оперативной совместимости и в целом согласованности стратегических культур» [21].
Таким образом, Великобритания располагает «пакетом» двусторонних договоров, включающих пункты военного сотрудничества, со всеми странами Балтийского региона, перечислим их по мере заключения: Латвия (06.12.2021) [27], Дания (08.12.2025) [28], Литва (30.08.2022) [29], Эстония (08.11.2022) [30], Швеция (13.10.2023) [31], Финляндия (20.05.2024) [32], Германия (23.10.2024 - Соглашение Тринити-Хаус) [33], Норвегия (16.12.2024) [34], Польша, планируется на конец 2025 года.
Основным союзником СК на Балтике является Германия, учитывая ее все еще сохраняющуюся совокупную экономическую мощь в роли ЕС и морские силы. Поэтому штаб командования балтийских ВМС (The Commander Task Force Baltic - CTF) как региональное тактическое отделение ВМС Альянса (Allied Maritime Command - MARCOM) расположен в Ростоке. Также Бундесвер подтвердил [35] намерение ФРГ закупить у США установки «Тифон» (Typhon), ракеты которой («Томагавк» и СВ-6) в случае их размещения в Восточной Германии могут достигать целей в Санкт-Петербурге и Москве.
Однако британские эксперты говорят, что «Германии может не хватать необходимого политического капитала, интереса и желания, чтобы взять на себя роль лидера в регионе Северной Европы и Балтики» [21]. В подтверждение этого мы находим слова о нерешительном и взвешенном участии Берлина в Балтийском регионе до 2014 года и метаниях между Вашингтоном и Москвой, которые подрывают союзнический авторитет Германии [36]. Думается нам, что подписание всеобъемлющего Кенсингтонского договора [37] между Берлином и Лондоном, основанного на оборонном соглашении Тринити-Хаус, включающего совместные учения, подготовку кадров и сопряжение оборонных отраслей4, призвано окончательно успокоить маятник с отклонением в сторону Москвы.
К Польше у Великобритании долгое время отношение было неоднозначным, так как британцы не хотели особенно укреплять Польшу за счет Германии [38]. Все же в дальнейшем, учитывая быстрорастущий потенциал польских вооруженных сил, они должны стать крупнейшими и наиболее боеспособными на Западе Евразии. Однако после воссоединения Крыма с РФ и после начала СВО ситуация резко изменилась, и СК нужны все силы своих союзников на Балтике, но не стоит заблуждаться на этот счет. Хотя британские ВВС патрулируют польское воздушное пространство и предположительно заработают около 4 млрд фунтов стерлингов на военных контрактах [39], в том числе по программе «NAREW», предполагающей поставки современных систем ПВО, однако основным своим союзником поляки считают США [40]. Политический спектр Польши на 85-90% имеет трансатлантическую направленность [41]. Также через Польшу идет 95% военных поставок США на Украину (трансатлантический хаб), и там находится большой контингент североамериканских вооруженных сил. На северо-западе, в Щецине также расположен Северо-Восточный многонациональный корпус (MNC NE) НАТО и его командование. С 2017 года корпус находится в состоянии повышенной готовности (High-Readiness Force).
Вероятно, Польша скоро подпишет большое соглашение о военном сотрудничестве с СК [42], сейчас действует предыдущая версия документа. Однако Польша, как страна «Междуморья» и буфер между конфликтным Западом и Востоком, сосредоточена на защите собственной территории. Но попытаться предотвратить выход США из украинского конфликта через военные провокации именно в Польше, который мы наблюдали в случае якобы с атакой российских дронов, - весьма ожидаемый сценарий. Другой реакцией на этот провокационный «инцидент» стал призыв европейцев существенно усиливать оборону (особенно воздушную) Польши и Эстонии.
Британские эксперты пишут, что минилатерализм позволяет смягчить недостатки таких крупных организационных систем, как НАТО, особенно если участники не выполняют своих обязательств или видят в принятых ими обязательствах возможность действовать безрассудно за рубежом [43]. Но что если дело как раз в обратном: там, где государства-союзники вынуждены оглядываться на консенсусное решение членов Альянса, в более мелких группах этот консенсус можно игнорировать, а следовательно, действовать безрассудно - ставя перед фактом всех членов Альянса, вынужденных соглашаться, дабы не разрушать единство, хотя бы формально. Чем как раз и пытается воспользоваться Великобритания, подставив своих «союзников» - прежде всего, Прибалтику.
Перейдем к оценке возможностей Великобритании в среднесрочной перспективе. С одной стороны, влияние экономических показателей, ограниченность ресурсов и научно-инженерных компетенций сказывается на стратегическом военном планировании Великобритании. С другой стороны, если предыдущие стратегии [44] предполагали действия малыми, иррегулярными, специальными силами, то сегодня стратеги Британии делают основной акцент на асимметричные действия, в основе которых лежит использование недорогих безэкипажных и автономных платформ и боевых средств в воздухе и на воде в соотношении с формулой 20-40-405 в ОСО25.
Этот тип действий позволяет «проецировать военно-морскую мощь с использованием небольших авианосцев при относительно небольших затратах» [45]. Так как эти системы эффективны лишь в небольших замкнутых водоемах с протяженной прибрежной линией, то Балтийское море является идеальным пространством для их использования, в отличие, например, от контроля океанических пространств. Как видим из официальных источников, СК буквально воодушевилось новым технологическим поворотом, который открыла специальная военная операция на Украине, и возможностями, что могут принести эти технологии бедной - в том числе на людские ресурсы - стране. Великобритания собирается не просто использовать их в своей обороне, но и стать лидером Европы и в ближневосточных странах-союзниках в производстве, обучении и применении этих технологий.
После Брекзита Великобритания существенно сократила возможности влияния на систему европейской безопасности непосредственно через внутренние институты, но взамен этого Лондон стал использовать весь потенциал Североатлантического альянса для укрепления своего лидерства в Европе и сделал акцент на своих «особых отношениях» с США. Можно также сказать, что в Европе Британия использует Брекзит к своей выгоде, активизируя интеграционные процессы, особенно в обороне, со странами ЕС, избегая их жесткого нормативного законодательства и ограничений. При этом Великобритания или ее оборонные компании («BAE Systems», «Rolls Royce» и «Babcock») участвуют в таких общеевропейских инициативах, как, например, оборонный фонд «SAFE» (Security Action for Europe), направленный на финансирование совместных разработок в области обороны и поддержку Украины6.
Проникновение на общеевропейский рынок стало вновь возможно благодаря заключению СК и ЕС стратегического соглашения 19 мая 2025 года [46]. Архитектор этого соглашения министр по связям с Европейским союзом Н.Томас-Саймондс, или, как его еще называют, основной переговорщик между Брюсселем и Лондоном, сказал: «Великобритания знает, что на нас лежит ответственность за обеспечение безопасности на континенте и что, несмотря на выход из ЕС, мы никогда не отвернемся от наших союзников в Европе» [47]. Отдельно он добавил, что будущее всей Европы связано с Прибалтикой, выделив при этом важную роль прибалтийских стран в противостоянии Российской Федерации.
Демонстративно военных целей Лондон в Балтийском регионе официально не преследует, по крайней мере с участием своих собственных сил, а лишь планирует восстановить статус-кво страны, влияющей на политику Прибалтики и Северной Европы. Если обратимся к «Обзору стратегической обороны Великобритании», продвигающему идею возрождения экономики страны и создания новых рабочих мест с помощью масштабных преобразований в сфере ВПК и интеграции ее результатов в социальное развитие, то эта идея обнаруживает свою несостоятельность на фоне убедительных доказательств того, что, делая ставку на оборонную промышленность, правительство Соединенного Королевства просто пытается выдавать желаемое за действительное, дабы избежать извечных споров о том, что важнее - «пушки или масло» [48].
Еще одной ключевой проблемой, подрывающей мобильность войск в Европе, является отсутствие всеобъемлющей и готовой «принимающей» инфраструктуры НАТО на «восточном фланге», особенно в Прибалтике. Командующий Еврокорпусом генерал Петр Блазеуш так охарактеризовал эту проблему: «На данный момент страны, принимающие многонациональные контингенты войск, не в состоянии их принять в полном составе и со всем оборудованием» [49]. Инфраструктура, как утверждают авторы соответствующего доклада, - это ключевой стратегический фактор сдерживания и обороны НАТО [50].
В качестве еще одной проблемной ситуации можно обозначить расхождение в видении европейской политики в отношении РФ и продолжение конфликта на Украине между европейской бюрократией и нынешним Президентом США Д.Трампом и его администрацией. Великобритания, как евроатлантический мост, делала ставку на свои «особые» партнерские отношения с Соединенными Штатами, которые казались незыблемыми. Однако доктрина Трампа в Европе предполагает переадресацию конфликтных обязательств Брюсселю и самым активным сторонникам нынешнего украинского режима, включая Лондон, а также системную каннибализацию ресурсов ЕС.
Если же смотреть в количественном отношении в рамках контент-анализа, по ключевым словам, то мы видим, что в сегодняшних ключевых стратегических документах Соединенного Королевства вместе взятых (СНБ25+ОСО25), количество упоминаний АТР меньше (28 раз), чем в Стратегии-2021 (37 раз). Однако упоминание Евроатлантического региона только в ОСО25 значительно превосходит показатель 2021 года (39 / 15 упоминаний). Даже основываясь на этих простых, но показательных данных, мы можем констатировать, что СК определилось со своим назначением в области мировой геополитики, отсюда и лозунг: «НАТО - прежде всего».
По мнению британских экспертов, чрезмерно агрессивный ответ может привести к дальнейшей эскалации, а слишком мягкий ответ воодушевит Россию и отбросит сдерживающие факторы [51]. Таким образом, основная миссия Великобритании в Балтийском регионе - это держать в «тонусе» балтийских союзников, подогревая градус угрозы со стороны России, извлекая из этого выгоду для увеличения своего влияния, ВПК и экономики. Для этого используется простая формула - пессимизация, милитаризация и тревожность. К этому можно также добавить, что усиленное акцентирование британского военно-экспортного потенциала с привязкой к союзническим обязательствам, даже в ущерб собственному техническому обеспечению, говорит нам о том, что Великобритания имплицитно преследует две цели: (а) обеспечить оборону своих территорий за счет союзников и при этом (б) обеспечить экономический рост за счет оборонного экспорта.
Эстонский аналитический центр ICDS пишет, что сотрудничество в сфере обороны проще и эффективнее осуществлять в рамках небольших групп государств, которые разделяют общие взгляды на безопасность и имеют общие интересы [52]. Если перефразировать окончание предложения, то можно выделить ключевую мысль: мы имеем «не группу государств, которые разделяют», а «группу государств, которых разделяют» и которыми управляют, исходя из своих целей. Таким образом, если исходить из предложенных целей гибридной войны (ГВ), каковыми являются «лишение противника суверенитета и перевод его территорий и сфер влияния под свой геополитический контроль» [2], как мы указали выше, то можно сказать, что именно страны Балтийского региона являются главной целью ГВ и агрессии со стороны Британии, а Россия лишь средство.
И последнее: все вышеперечисленное преследует еще одну немаловажную цель - «затащить» США в активное военное противостояние с Россией, ведь это единственный способ превратить политическое НАТО в реальный силовой блок.
Итак, в основу национальной безопасности Великобритании 2025 года включены следующие вопросы: сила за рубежом, суверенные возможности и безопасность в доме [14] Этот подход выдвигает на передний план вопросы взаимосвязанности конструирования национальной и региональной моделей безопасности [11]. В предыдущей Стратегии 2021 года при премьерстве Б.Джонсона главный фокус Великобритании был сосредоточен на Азиатско-Тихоокеанском регионе [44].
Авторы исходят из того, что Британия не готова начать или военным образом поддержать реальную военную эскалацию на Балтике. Более того, вероятнее всего, Британия и не собирается ничем ценным рисковать ради союзников. Ставится иная задача - заставить союзников: Финляндию, Швецию, Прибалтику бороться за британские интересы, как за императив своего существования.
1До этих событий мы можем вспомнить локальные эпизоды попыток Литвы блокировки транзита в Калининградскую область. В периоды обострения эти попытки даже называли блокадой российского эксклава и казусом белли для начала вооруженного конфликта между страной НАТО и РФ.
2Даже раньше, в июле 2024 года состоялся ежегодный Аспенский форум по безопасности, на котором в полной мере выступали все представители Балтийского региона и в особенности недавно присоединившиеся к НАТО представители Швеции и Финляндии. Генеральный секретарь МИД Эстонии Дж.Всевиов озвучил тогда мысль, что Россия - это экзистенциальный враг, поддерживаемую всеми участниками форума // Аспенский форум по безопасности 2024 - основные моменты и комментарии // URL: https://russiancouncil.ru/blogs/e-makarov/aspenskiy-forum-po-bezopasnosti-2024-osnovnye-momenty-i-kommentarii/ (дата обращения: 01.08.2025).
3Будет также справедливо называть эти «гибридные» действия саботажем, диверсиями и откровенным терроризмом.
4В данном случае важно упомянуть об инициативе по совместной разработке ракетных систем с дальностью более 2 тыс. км // URL: https://www.gov.uk/government/news/new-2000-km-deep-precision-strike-weapon-to-be-developed-by-uk-and-germany-as-trinity-house-agreement-delivers-first-major-milestones (дата обращения: 11.08.2025).
5То есть в составе ВС Великобритании 20% - это дорогие управляемые платформы (танки, самолеты и т. д.), 40% - многоразовые безэкипажные платформы (БЛА разведчики и т. д.), 40% - одноразовые дроны камикадзе - «расходники», например, для нанесения ударов.
6Помимо этого, мы перечислим и другие актуальные общеевропейские оборонные инициативы, в которых участвует Великобритания или ее оборонные предприятия, несмотря на Брекзит: Общеевропейская оборонная политика (PESCO), Европейский фонд мира (European Peace Facility), Инициатива «Три моря» (3SI), Европейский проект по созданию оружия большой дальности (European Long Range Strike Approach - ELSA) и др.
Источники и литература
- Каледин Н. В., Елацков А. Б. Геополитическая регионализация Балтики: содержание и историческая динамика // Балтийский регион. 2024. Т. 16. №1. С. 141-158.
- Харитонова Н.И. Природа современных конфликтов и перспективы адаптации систем коллективной безопасности: триадический подход // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2025. Т. 25. №1. С. 18-29.
- Strategic Defence Review 2025. Making Britain Safer: secure at home, strong abroad // URL:https://www.gov.uk/government/publications/the-strategic-defence-review-2025-making-britain-safer-secure-at-home-strong-abroad (accessed 29.06.2025).
- Jarnicki D. The Baltic Sea in the New Setting of the Euro-Atlantic Security Architecture // Central European Journal of Security Studies. 2024. Vol. 2. Issue 2.
- Hansen F.S. Russian military thinking about the Baltic Sea and the Arctic, 2025 // URL: https://www.diis.dk/en/research/russian-military-thinking-about-the-baltic-sea-and-the-arctic (accessed 17.07.2025).
- Pawlak J. Re-Thinking War in the Baltic Sea // ISPK Policy Brief. 2025. №19. Kiel.
- Neretnieks К. The islands in the Baltic Sea - assets or a problem for NATO. The Royal Swedish Academy of War Sciences. 2024.
- Овчарук А.П. Милитаризация Балтийского региона блоком НАТО и риски безопасности России // Вестник БФУ им. И.Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2024. №4. С. 89-102.
- Зверев Ю.М., Стрюковатый В.В. Россия и НАТО: противостояние на Балтике // Информационно-аналитический доклад. Калининград: БФУ им. И.Канта, 2025. С. 10-48.
- Friis K., Tamnes R. The defence of northern Europe: new opportunities, significant challenges // International Affairs 100: 2 (2024). Р. 813-824.
- Жуковский И.И. Некоторые вопросы эволюции модели современных международных отношений в Балтийском регионе // Балтийский регион. 2024. Т. 16. №4. С. 145-160.
- Day 1: End of Pax Americana? US Position in the World AD 2024 // URL: https://www.youtube.com/watch?v=UqdoRka0e5s (accessed 08.08.2025).
- Почс К.Я. «Санитарный кордон»: Прибалтийский регион и Польша в антисоветских планах английского и французского империализма (1921-1929). Рига: Знание, 1985. 176 с.
- National Security Strategy 2025. Security for the British people in a dangerous world // URL: https://www.gov.uk/government/publications/national-security-strategy-2025-security-for-the-british-people-in-a-dangerous-world/national-security-strategy-2025-security-for-the-british-people-in-a-dangerous-world-html (accessed 11.07.2025).
- Макаров Е.Б., Межевич Н.М. Британская внешняя политика в восточной части Балтийского региона как угроза для России: некоторые исторические предпосылки и современное состояние // Метаморфозы истории - электр. журнал (34), 2024.
- NATO Secretary General with the President of Finland and the PM of Estonia, 14 Jan 2025 // URL: https://www.youtube.com/watch?v=ZEZtgj71JlU (accessed 07.08.2025).
- Joint Expeditionary Force activates UK-led reaction system to track threats to undersea infrastructure and monitor Russian shadow fleet // URL: https://www.gov.uk/government/news/joint-expeditionary-force-activates-uk-led-reaction-system-to-track-threats-to-undersea-infrastructure-and-monitor-russian-shadow-fleet (accessed 21.08.2025).
- Nord Stream attacks highlight vulnerability of undersea pipelines in west // URL: https://www.theguardian.com/business/2022/sep/29/nord-stream-attacks-highlight-vulnerability-undersea-pipelines-west (accessed 07.08.2025).
- Strengthening resilience to secure Europe’s submarine cables // URL: https://www.gsis-hamburg.com/executive-briefing-19-june-2025 (accessed 10.08.2025).
- Pawlak J. Charting the Challenges in the Baltic Sea. 21.05.2024 // URL: https://warontherocks.com/2024/05/charting-the-challengesin-the-baltic-sea (accessed 04.08.2025).
- British Power in Baltic Weather: The UK’s Role in Nordic-Baltic Security and UK-Estonia Defence Cooperation, International Centre for Defence and Security 2023 // URL: https://icds.ee/en/british-power-in-baltic-weather-the-uks-role-in-nordic-baltic-security-and-uk-estonia-defence-cooperation/ (accessed 13.08.2025).
- Украина и Европа готовят изощренные провокации против России // URL: http://www.svr.gov.ru/smi/2025/06/ukraina-i-evropa-gotovyat-izoshchrennye-provokatsii-protiv-rossii.htm (дата обращения: 06.08.2025).
- Британские спецслужбы готовят экологическую катастрофу в международных водах // URL: http://www.svr.gov.ru/smi/2025/08/britanskie-spetssluzhby-gotovyat-ekologicheskuyu-katastrofu-v-mezhdunarodnykh-vodakh.htm (дата обращения: 10.08.2025).
- Cruel Britannia. The brutal 500-year history of English violence in Europe // URL: https://www.newstatesman.com/ideas/2025/01/cruel-britannia-britain-war-in-europe (accessed 15.08.2025).
- Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.: В 3 т. Т. 3. Время мира. М.: ИГ «Альма Матер», 2022. 805 с.
- Еремина Н. В. Балтийский регион в британской стратегии безопасности после начала специальной военной операции России // Балтийский регион. 2025. Т. 17. №1. С. 4-18.
- Joint Declaration of cooperation between the UK and Latvia // URL: https://www.gov.uk/government/publications/uk-latvia-joint-declaration-of-cooperation/joint-declaration-of-cooperation-between-the-uk-and-latvia (accessed 16.08.2025).
- UK Secretary of State for Defence, Ben Wallace, and Danish Minister for Defence, Trine Bramsen // URL: https://www.gov.uk/government/news/british-and-danish-defence-ministers-issue-joint-declaration (accessed 16.08.2025).
- UK-Lithuania joint declaration on bilateral cooperation 2022 // URL: https://www.gov.uk/government/publications/uk-lithuania-joint-declaration-on-bilateral-cooperation-2022/uk-lithuania-joint-declaration-on-bilateral-cooperation-2022 (accessed 16.08.2025).
- Joint Statement between the UK MOD and the Estonian MOD // URL: https://www.gov.uk/government/news/joint-statement-between-the-uk-mod-and-the-estonian-mod (accessed 16.08.2025).
- Strategic Partnership between the United Kingdom and Sweden // URL: https://www.gov.uk/government/publications/strategic-partnership-between-the-united-kingdom-and-sweden-
13-october-2023 (accessed 16.08.2025). - Joint Declaration on the Strategic Partnership between the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, and the Republic of Finland // URL: https://www.gov.uk/government/publications/uk-finland-bilateral-cooperation-joint-declaration-on-the-strategic-partnership/joint-declaration-on-the-strategic-partnership-between-the-united-kingdom-of-great-britain-and-northern-ireland-and-the-republic-of-finland (accessed 17.08.2025).
- UK-Germany Trinity House Agreement on Defence // URL: https://www.gov.uk/government/publications/uk-germany-trinity-house-agreement-on-defence (accessed 11.08.2025).
- Joint Declaration of the Norwegian-UK Strategic Partnership // URL: https://www.gov.uk/government/publications/joint-declaration-of-the-norwegian-uk-strategic-partnership (accessed 16.08.2025).
- Typhon, European Deterrence and Industrial Ambition for Deep Precision Strike // URL: https://www.rusi.org/explore-our-research/publications/commentary/typhon-european-deterrence-and-industrial-ambition-deep-precision-strike (accessed 09.08.2025).
- Hadeed M., Sus M. Germany and the Baltic Sea Regio. PRISM. Vol. 10. №2 (2023). Р. 148-165.
- Treaty between the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the Federal Republic of Germany on friendship and bilateral cooperation // URL: https://www.gov.uk/government/news/treaty-between-the-united-kingdom-of-great-britain-and-northern-ireland-and-the-federal-republic-of-germany-on-friendship-and-bilateral-cooperation (accessed 11.08.2025).
- Jureńczyk Ł. The United Kingdom Towards the Military Security of Poland and the Baltic States in the 20th and 21st Centuries. 2020.14 (1). Р. 132-143 // https://doi.org/10.34862/RBM.2020.1.8
- £4 billion UK-Poland air defence deal strengthens European security // URL: https://www.gov.uk/government/news/4-billion-uk-poland-air-defence-deal-strengthens-european-security (accessed 13.08.2025).
- Polish-American Alliance is the foundation of our security // URL: https://www.gov.pl/web/national-defence/polish-american-alliance-is-the-foundation-of-our-security (accessed 22.08.2025).
- Tusk’s Cabinet Reshuffle Could Boost US-Poland Cooperation // URL: https://cepa.org/article/tusks-cabinet-reshuffle-could-boost-us-poland-cooperation/ (accessed 16.08.2025).
- UK and Poland to launch new defence and security treaty in Warsaw // URL: https://www.gov.uk/government/news/uk-and-poland-to-launch-new-defence-and-security-treaty-in-warsaw (accessed 13.09.2025).
- Alliances and strategic advantage // URL:https://www.britainsworld.org.uk/p/the-memorandum-38-2025 (accessed 28.09.2025).
- Global Britain in a Competitive Age: the Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy, 2021 // URL: https://www.gov.uk/government/publications/global-britain-in-a-competitive-age-the-integrated-review-of-security-defence-development-and-foreign-policy/global-britain-in-a-competitive-age-the-integrated-review-of-security-defence-development-and-foreign-policy (accessed 11.07.2025).
- Owning asymmetric naval warfare // URL: https://www.thebroadside.org.uk/p/07-2025-owning-asymmetric-naval-warfare (accessed 27.08.2025).
- PM secures new agreement with EU to benefit British people // URL: https://www.gov.uk/government/news/pm-secures-new-agreement-with-eu-to-benefit-british-people (accessed 11.08.2025).
- Minister for European Union Relations’ Lecture at the Conference on Baltic Studies in Europe // URL: https://www.gov.uk/government/speeches/minister-for-european-union-relations-lecture-at-the-conference-on-baltic-studies-in-europe (accessed 15.08.2025).
- The False Promise of Defence as Prosperity // URL: https://www.rusi.org/explore-our-research/publications/commentary/false-promise-defence-prosperity (accessed 27.08.2025).
- Military Mobility: NATO’s Road to Readiness on the Eastern Flank // URL:https://www.youtube.com/watch?v=-UKtjMUzhZY (accessed 07.08.2025).
- Zaborowski M., Macko P. Roads to Readiness: Military Mobility Infrastructure on NATO’s Eastern Flank. 2025 // URL: https://www.globsec.org/what-we-do/publications/roads-readiness-military-mobility-infrastructure-natos-eastern-flank (accessed 27.08.2025).
- Is Europe heading for war with Russia? // URL: https://www.telegraph.co.uk/world-news/2025/09/26/why-the-uk-may-be-heading-toward-war-with-russia/ (accessed 29.09.2025).
- Lawrence T. The Joint Expeditionary Force: Baltic Interests, 2024 // URL: https://icds.ee/en/the-joint-expeditionary-force-baltic-interests/ (accessed 20.08.2025).
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

14:47 08.12.2025 • Евгений Макаров, Помощник президента Ассоциации прибалтийских исследований РФ, Калининград; Николай Межевич, Главный научный сотрудник Института Европы РАН, президент Ассоциации прибалтийских исследований РФ, профессор, Москва
























