Американские военные намерены перехватить ещё несколько судов, перевозящих венесуэльскую нефть. Как действия Вашингтона можно оценить с международно-правовой точки зрения. Своим экспертным мнением по этому поводу с журналом «Международная жизнь» поделился президент Российской ассоциации международного права, заведующий центром международного права и сравнительно-правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Анатолий Капустин:
«Для того, чтобы юридически, во-первых, беспристрастно, а во-вторых, обоснованно и полно осветить тот или иной вопрос, конечно же, нужно иметь точную, четкую информацию о том или ином событии, факте, происшествии и прочее. Сейчас я должен сказать, что можно только высказать некое предположение о возможной квалификации подобного рода действий», - заявил эксперт.
«Для того, чтобы дать квалификацию тому или иному акту, надо понять, какие нормы международного права применяются к действиям государства. Речь идет о захвате судов, о их осмотре где-то рядом с Венесуэлой. У нас существует много документов по морскому праву, но одним из основных считается Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, которая содержит специальный раздел, посвященный правовому статусу открытого моря и отдельно разделы, посвященные правому статусу морских территорий, находящихся под юрисдикцией или суверенитетом прибрежного государства», - рассказал Анатолий Капустин.
«Если это открытое море, то там действуют одни нормы Конвенции по морскому праву, если речь идёт о территориальных или внутренних водах, прилежащих экономической зоне Венесуэлы - это совершенно уже другой статус, поскольку, согласно Конвенции, любые действия в отношении пиратских, любых иных судов имеет право осуществлять только прибрежное государство», - сообщил эксперт.
Анатолий Капустин отметил, что в данном случае точных данных нет, где это происходит, поэтому, если судно находится в прилежащей зоне, или экономической зоне, или в территориальном море прибрежного государства, то только прибрежное государство имеет право на подобного рода действия - использовать свои вооруженные силы, военные корабли, катера, или иные средства для того, чтобы остановить, досмотреть, задержать судно, предъявить обвинения и прочее.
«Теперь второй вопрос, что касается открытого моря. В открытом море, в принципе, Конвенция по морскому праву устанавливает общее требование, что все государства должны сотрудничать в борьбе с незаконными действиями любого государства, чтобы не допускать пиратства, наркоторговли или каких-то других нарушений международного права. Поэтому если, например, американские суда осуществляют эти действия за пределами юрисдикции прибрежного государства, то в принципе эти действия допустимы международным правом и они не могут рассматриваться как незаконные, но опять же при условии осуществления некоторых требований», - заявил эксперт.
«Первое требование - у государства, которое совершает подобные действия, должны быть четкие, обоснованные на фактах подозрения, о том, что, то или иное судно нарушает международное право, перевозит опасные грузы или готовится к террористическому акту, перевозит террористов или террористические средства, или занимается пиратством, захвачено пиратами и его хотят использовать в противозаконных в целях. Перевозки наркотических веществ также дают возможность применять меры задержания к тем или иным суднам», - отметил Анатолий Капустин.
«Что касается нынешней ситуации, то не очень понятно, что американцы делают. Сначала Трамп объявлял о том, что они борются с наркоторговлей, так сказать, с наркоперевозками, наркотрафиком, но применял при этом оружие, не проверяя, наличия наркотиков. Конечно, это вызывало сомнения в правомерности таких действий, потому что они потопили, уничтожили судно и чем они могут доказать, что оно использовалось в каких-то незаконных, грубых нарушениях международного права, касающихся запрета перевозки наркотиков? Никак не докажешь», - сообщил эксперт.
«Сейчас они стали задерживать суда, которые перевозят нефть из Венесуэлы в другие страны. Тут возникает вопрос, на основании чего они действуют? То есть задерживать обычные суда, которые перевозят какие-либо товары и так далее, вообще-то говоря, ни у какого государства такого права, согласно Конвенции по Морскому праву, нет, потому что они действуют законно и нужно доказать, что они нарушают какие-либо законодательные акты этого государства или международное право», - отметил Анатолий Капустин.
«Американцы ссылаются на свои санкции, которые они ввели еще в 2019 году за то, что Венесуэла якобы, занимается незаконной перевозкой и эти деньги, впоследствии используют для наркоторговли. Но это утверждение пока ничем не подтверждено», - сообщил эксперт.
«На основании международного права, на любые действия подобного рода - задержание судов просто на основании своих национальных законов о том, что они запретили перевозку Венесуэле нефти, запретили торговлю нефтью и так далее, американцы права не имеют. Здесь явное вмешательство во внутренние дела Венесуэлы и ясно, что это нарушение норм международного права», - подчеркнул Анатолий Капустин.
Мнение эксперта может не совпадать с позицией редакции.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

13:14 13.12.2025 •
























