ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Турецкий искусственный интеллект: дорогу осилит идущий?

10:11 10.12.2025 • Мария Колесникова, кандидат политических наук, доцент МГЛУ

В последние годы Турция уделяет все большее внимание развитию технологий искусственного интеллекта (ИИ), понимая их стратегическую значимость, определяемую не только технологическим прогрессом, но и вопросами обеспечения национального суверенитета и упрочения государственного имиджа в мире, переживающем стремительные и зачастую непредсказуемые преобразования.

В 2021 г. в рамках реализации концепции «Кибер Родина» была представлена Национальная стратегия в области искусственного интеллекта, в которой изложены основные приоритеты, цели и задачи в данной области до нынешнего 2025 г. Как отмечают профильные эксперты, данный документ представляет собой первую попытку структурировать национальные устремления в новой сфере и призван наметить базовые контуры формирующейся принципиально новой технологической системы Турции. Стратегия направлена на повышение глобальной конкурентоспособности Турции в области ИИ, укрепление кадрового резерва и соответствующей инфраструктуры. Для реализации ее положений в Управлении по цифровой трансформации при Администрации президента Турции был создан Департамент больших данных и приложений искусственного интеллекта, а при Министерстве промышленности и технологий организовано Главное управление национальных технологий. Кроме того, был основан Институт искусственного интеллекта «как катализатор производства технологических решений ИИ путем объединения усилий исследовательских центров университетов и представителей различных отраслей экономики»[1]. Впоследствии стратегия была дополнена планом действий на 2024-2025 гг., подготовленным с учетом мнений различных государственных и частных учреждений, а также неправительственных организаций для продвижения деятельности в области искусственного интеллекта. На исходе срока данных государственных программных документов представляется логичным подвести некоторые итоги.

К настоящему времени в Турции сформировалась динамично развивающаяся технологическая экосистема, включающая в себя 102 технопарка, в которых в совокупности размещается более 10 000 технологических компаний, способствующих инновациям и развитию предпринимательства в различных секторах, более 1600 научно-исследовательских и конструкторских центров[2]. При этом несмотря на стремление Турции к упрочению самостоятельности в области высоких технологий, сохраняется высокий уровень ее зависимости от западных партнеров (США, страны ЕС), что в турецком экспертном сообществе оценивается двояко. Некоторые отмечают, что значительные объемы инвестиций и сделки с участием Microsoft, Google и IBM в Турции повышают доверие к сектору высоких технологий в этой стране. Привлечение новых средств, а также передача технологий от столь крупных глобальных игроков сектора местным компаниям дает мощный толчок развитию национальных решений в области ИИ и превращает Турцию в авторитетную техноплощадку международного уровня. Иные же подчеркивают, что «привыкание» к западной поддержке тормозит развитие отечественных разработок.

В то же время в ценностно-идеологическом плане Турция стремится отделиться от признанных практик и выработать собственный подход. США придерживаются рыночной модели ИИ, Китай полагается на строгий государственный контроль в этой области, а ЕС демонстративно делает ставку на этику и права человека. Турция же стремится найти баланс между этими моделями. Основная дилемма, стоящая перед турецкими властями, такова: слишком либеральное отношение к ИИ может привести к новым кризисам, социальному расслоению и уязвимости в сфере безопасности, в то время как чрезмерное регулирование может задушить инновации, особенно на небольших предприятиях. Таким образом, по-прежнему особо острым вопросом на повестке остается необходимость одновременно разрабатывать этические, технические и институциональные решения.

Попытки внедрения технологий ИИ принимаются в Турции как на государственном, так и на частном уровне. В первом случае использование таких разработок нацелено преимущественно на облегчение процессов государственного управления и мониторинга.

Так, например, налоговая служба Турции запустила в этом году цифровой инструмент Kurgan, который выявляет использование поддельных счет-фактур для оформления несуществующих расходов[3]. Другой значимой областью применения ИИ в государственных интересах выступает военная сфера. В частности, подобные технологии инкорпорированы в амбициозный проект «Стальной купол», предусматривающий интеграцию систем ПВО в единую сеть и передачу по ней информации для принятия решений в режиме реального времени. В рамках взаимодействия с частным сектором на вооружение турецких ВС поставляется техника и боеприпасы, интегрированные с ИИ. Среди них системы распознавания целей и автономной навигации в БПЛА Bayraktar TB2, Akıncı, Kargu-2 от крупнейшего оборонного предприятия ASELSAN, мини БПЛА ALPAGU и TOGAN от компании ROKETSAN[4].

В области энергетики турецкая государственная компания Turkish Petroleum Corporation (TPAO) совместно с компанией HAVELSAN, занимающейся разработкой оборонного программного обеспечения, работают над внедрением системы на базе ИИ для обнаружения пластов во время бурения. Как ожидается, данная технология поможет повысить эффективность и снизить затраты на разведку нефти и природного газа. По заявлению представителя ТРАО, «модель прогнозирования пласта уже показала высокоточные результаты в ходе пилотных исследований. В ближайшие годы мы планируем расширить её применение на все буровые скважины»[5]. Помимо нефтегазовой отрасли, эта технология может также использоваться в геотермальной энергетике и горнодобывающей промышленности, способствуя достижению долгосрочных целей цифровой трансформации энергетического сектора Турции.

Успехи в частном секторе также значительны. В 2023 г. турецкие предприниматели запустили робота TurcoAI, управляемого искусственным интеллектом, позиционируя его как новаторский многомиллиардный проект Турции в области высоких технологий. Как отмечают его разработчики, одним из важнейших аспектов возможностей робота является его способность понимать эмоциональные алгоритмы, характерные для турецкого общества, что позволяет ему эффективно использовать турецкий язык и передавать впечатления с помощью как письменного, так и визуального контента. Основа проекта была заложена в США в 2022 году, и с тех пор он претерпел значительные изменения и доработки. Робот может быть использован как в интересах компаний, так и рядовых потребителей, особенно в таких областях, как образование, здравоохранение, юриспруденция, развлечения и финансы[6]. В 2024 г. компания ASELSAN объявила о работе над проектом искусственного интеллекта ASEL GPT. Генеральный директор данной корпорации А. Акйол заявил, что использование технологий ИИ в производственных процессах организации позволяет экономить порядка 25 млн долл. ежегодно.

Кроме того, Анкара направляет усилия на проведение масштабных мероприятий, призванных содействовать укреплению имиджа Турции как центра инноваций и цифровой трансформации, а также расширению международных контактов. Наиболее значимым событием является ежегодный фестиваль Тeknofest, объединяющий не только ведущие турецкие компании, представляющие свои производственные образцы и технологические новинки, но и большое число представителей молодежи для повышения их мотивации к вовлечению в сферу инноваций. В рамках фестиваля организовываются показы, презентации и конкурсы проектов в передовых отраслях, включая авиацию, космос, искусственный интеллект, робототехнику и энергетику.

Другим знаковым мероприятием является ежегодный саммит по проблематике ИИ Türkiye AI Initiative (TRAI). Организуемый при поддержке крупных мировых технологических компаний, включая Yandex, Google и Microsoft, он посвящен тематике больших языковых моделей, использованию ИИ в различных секторах промышленности, влияния ИИ на инновации, электронной коммерции, цифровой трансформации и экосистемы стартапов.

Вместе с тем, несмотря на уверенные темпы освоения Турцией технологий ИИ по-прежнему остро стоит ряд проблем, влияющих на дальнейшее развитие данного сектора. В их числе первоочередно стоит отметить нехватку финансирования и профильных специалистов. Несмотря на то, что турецкие власти активно инвестируют в искусственный интеллект, распределение средств зачастую неравномерно. Как отмечают эксперты, деньги, как правило, направляются на оборудование, в то время как более оптимальным вариантом мог бы стать сбалансированный подход, включающий спонсирование разработок программного обеспечения, привлечение высококвалифицированных специалистов и вложения в долгосрочные исследовательские проекты. Кроме того, по их мнению, необходимо сосредоточиться на совершенствовании образовательных программ, создании специализированных курсов по искусственному интеллекту в университетах и предоставлении возможностей для непрерывного профессионального развития. Остро стоит и проблема «утечки мозгов», для решения которой необходима более весомая поддержка государства и частного сектора.

В целом на фоне глобального технологического бума Турция становится более значимой региональной державой, которая не просто пассивно перенимает технологические тренды, а активно и стратегически, как отмечают обозреватели, «формирует свою цифровую судьбу». Об этом свидетельствуют комплексные национальные доктрины и ряд перспективных инициатив, направленных на использование потенциала искусственного интеллекта. Такая активизация — это не просто политический выбор, но, как там считают, стратегический императив, необходимый для обеспечения устойчивого национального развития, укрепления экономического процветания и защиты интересов национальной безопасности во всё более цифровом и взаимосвязанном мире. Подход Турции отражает чёткое понимание того, что в XXI веке технологическое лидерство и цифровые возможности неразрывно связаны с национальным суверенитетом и международным влиянием. Анкара, обладая недюжинными политическими амбициями на мировой арене, проецирует свои устремления и в сферу высоких технологий, стремясь затвердить свои позиции в качестве одного из локомотивов формирующейся под воздействием инноваций новой реальности.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] https://www.iimes.ru/?p=79320

[2] https://www.setav.org/en/turkiyes-technological-diplomacy-ai-as-a-foreign-policy-instrument

[3] https://www.nbpublish.com/library_read_article.php?id=76881

[4] Там же

[5] https://mk-turkey.ru/economics/2025/08/31/p-turciya-namerena-ispolzovat-ii-pri-razvedke-na-gazovyh-i-neftyanyh-mestorozhdeniyah.html

[6] https://www.dailysabah.com/turkiye/turkish-entrepreneurs-unveil-turcoai-the-1st-homemade-ai-project/news

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати