ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Эйхаб Омаиш: поддержка РФ укрепляет центральную роль Управления ООН по контртерроризму

22:34 02.12.2025 • Юрий Немцев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Накануне Международной конференции БРИКС+ по борьбе с терроризмом, которая пройдет в Москве 3-4 декабря, Директор по вопросам политики и координации Управления Организации Объединенных Наций по контртерроризму (УКТ) Эйхаб Омаиш рассказал о важности совместных международных усилий и роли России на этом направлении.

«Международная жизнь»: Уважаемый господин Эйхаб Омаиш, принимая во внимание 80-летие ООН и усиление многополярности в мире, борьба с международным терроризмом приобретает особое значение и требует многостороннего подхода. Как Вы оцениваете нынешний потенциал ООН для укрепления сотрудничества в борьбе с терроризмом и усилия России по наращиванию такого взаимодействия?

Эйхаб Омаиш: Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, принятая консенсусом в 2006 году и регулярно обновляемая Генеральной Ассамблеей, остается краеугольным камнем наших коллективных усилий. Она представляет собой всеобъемлющую основу, базирующуюся на четырех взаимодополняющих принципах:

  1. Устранение условий, способствующих распространению терроризма;
  2. Предупреждение терроризма и борьба с ним;
  3. Наращивание потенциала государств-членов и усиление роли ООН;
  4. Обеспечение соблюдения прав человека и верховенства закона во всех мерах по борьбе с терроризмом.

В рамках такого подхода Российская Федерация последовательно участвует в многосторонних процессах и поддерживает инициативы, направленные на укрепление международного взаимодействия в борьбе с терроризмом, в том числе под эгидой Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Эти усилия отражают понимание того, что борьба с терроризмом является как национальной ответственностью, так и транснациональной проблемой, требующей скоординированных действий.

Мощная политическая и финансовая поддержка Российской Федерации укрепляет центральную роль Управления ООН по контртерроризму в обеспечении руководства и координации усилий системы ООН по борьбе с терроризмом, которые осуществляются, главным образом, в рамках Глобального договора ООН по координации контртеррористической деятельности. Являясь основным инструментом ООН под эгидой Генерального секретаря для обеспечения политической координации и согласованности действий 46 подразделений ООН и международных партнеров, Договор помогает Управлению претворять в жизнь свой мандат, предоставляя скоординированную помощь государствам-членам на глобальном, региональном и национальном уровнях.

УКТ ООН также тесно сотрудничает с государствами-членами, включая Российскую Федерацию, в целях содействия реализации Стратегии посредством оказания технической помощи.

Российская Федерация активно поддерживает осуществляемые под руководством УКТ ООН программы по наращиванию потенциала, например, по предотвращению применения стрелкового оружия и легких вооружений террористами и по защите уязвимых объектов. Поддержка Россией деятельности УКТ ООН демонстрирует ее приверженность многосторонности как ключевому механизму укрепления глобальной устойчивости к терроризму.

«Международная жизнь»: Есть ли потенциал для того, чтобы эта работа приобрела консолидированный международный характер? Какие проблемы в этой области, по Вашему мнению, необходимо решить в обозримом будущем?

Э.Омаиш: Существует значительный потенциал для консолидации международного опыта в борьбе с терроризмом. Это одна из немногих областей, в которых государства-члены сохраняли консенсус на протяжении почти двух десятилетий, что отражено в Глобальной контртеррористической стратегии ООН с момента ее принятия в 2006 году. Этот дух единства был подтвержден в ходе 8-го обзора Стратегии, и мы ожидаем, что он сохранится и в ходе 9-го обзорного цикла, который завершится в июне 2026 года.

Этот консенсус подкреплен общностью восприятия угроз. Последние доклады Генерального секретаря ООН и выводы Мониторинговой группы Комитета СБ ООН 1267 подчеркивают как остроту угроз, так и существующие возможности: ИГИЛ (террористическая группировка, запрещена в России) сохраняет устойчивость и переносит центр тяжести в Африку, сохраняя при этом свои сети в Ираке, Сирии и Афганистане. Недавно Генеральный секретарь предупредил о «катастрофическом эффекте домино» в Сахеле, что подчеркивает необходимость регионального сотрудничества – возможности для совместного взаимодействия.

Помимо политического консенсуса, успех оперативной деятельности будет зависеть от преобразования общих оценок в скоординированные действия, основанные на фактических данных. Несколько проблем требуют неотложного внимания:

  1. Быстрое развитие угроз: террористы используют новые технологии — шифрованные платформы, беспилотные летательные аппараты и криптовалюты для вербовки, пропаганды и финансирования. Это требует обновления нормативных актов и глобальных норм, а также надежных механизмов обмена данными;
  2. Взаимосвязь преступности и терроризма: Укрепление и рост связей организованной преступности и терроризма через незаконный оборот наркотиков, контрабанду оружия и киберпреступность создает угрозы, которые размывают традиционные категории. Ответные меры должны включать действия правоохранительных органов, финансовой разведки и стратегии по борьбе с экстремизмом;
  3. Пробелы в управлении: Нестабильные государства и неподконтрольные правительствам земли позволяют террористическим группам контролировать территории, сравнимые с целыми странами. Решение этой проблемы требует восстановления государственного управления, стабилизации и помощи в целях развития;
  4. Нехватка ресурсов и потенциала: Многим государствам не хватает технического, финансового и институционального потенциала для выполнения своих обязательств по международному праву, требований Совета Безопасности ООН и их обязательств в рамках Глобальной Контртеррористической Стратегии ООН. Именно в этом мандат УКТ имеет решающее значение – выполнять функции глобального координационного центра, укреплять партнерские отношения с региональными организациями и обеспечивать, чтобы техническое сотрудничество оставалось всеохватывающим и основанным на соблюдении прав человека.

Таким образом, политическая воля имеется, и соответствующие рамки созданы. Сложная задача — и в этом заключается наша возможность — заключается в том, чтобы превратить консенсус в скоординированные, инновационные и основанные на принципах верховенства закона и правах человека действия.

«Международная жизнь»: В этом году страны БРИКС празднуют пятилетний юбилей принятия этим Объединением антитеррористической стратегии, которая была разработана во время российского председательства в БРИКС. На ваш взгляд, можно ли рассматривать эту инициативу как ключевой документ или основу для объединения международных усилий по борьбе с терроризмом?

Э.Омаиш: Антитеррористическая стратегия БРИКС, принятая под председательством России в 2020 году, является важным политическим документом. В нем отражены общие приоритеты крупнейших экономик и содержатся рекомендации в таких областях как улучшение обмена информацией, борьба с финансированием терроризма, укрепление сотрудничества в области уголовного правосудия и поддержка наращивания потенциала.

Региональные стратегии, такие как рамочная программа БРИКС, могут сыграть важную роль в выполнении обязательств в соответствии с международным правом, Глобальной контртеррористической стратегией ООН и с учетом требований Совета Безопасности ООН. Они превращают глобальные обязательства в конкретные региональные действия, укрепляют политическую ответственность и создают дополнительные платформы для сотрудничества. УКТ ООН решительно поддерживает разработку таких региональных подходов в соответствии с универсальными принципами Организации Объединенных Наций и существующими международными рамками борьбы с терроризмом под эгидой ООН.

«Международная жизнь»: Каковы перспективы сотрудничества стран БРИКС и ШОС на антитеррористическом треке с УКТ ООН?

Э.Омаиш: БРИКС и ШОС объединяют государства-члены, обладающие значительным опытом, ресурсами и влиянием в регионе. В обоих структурах созданы институциональные механизмы — рабочие группы, обмен экспертами и совместные декларации, которые помогают сформулировать региональное мнение по вопросу борьбы с терроризмом.

В Стратегическом плане УКТ ООН (2022-2025) особое внимание уделяется партнерству с региональными и субрегиональными организациями в целях реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН. В то же время БРИКС имеет хорошо разработанную антитеррористическую стратегию (2020) и План действий (2021), в котором четко признается центральная координирующая роль ООН и приверженность соблюдению международного права и резолюций ООН. Это поощряет многостороннее сотрудничество и наращивание потенциала, обеспечивая при этом гарантии соблюдения прав человека во всех сферах деятельности.

УКТ ООН поддерживает тесное сотрудничество со многими странами БРИКС и ШОС через свои региональные отделения, Глобальный договор по координации контртерроритсической деятельности и конкретные проекты по наращиванию потенциала. Наш Меморандум о взаимопонимании с Региональной антитеррористической структурой (РАТС) ШОС (2020) обеспечивает важную платформу для углубления профильного сотрудничества, особенно в таких областях как управление границами, обмен информацией и борьба с финансированием терроризма.

Сотрудничество УКТ со странами БРИКС и их партнерами недавно расширилось за счет двух целевых технических проектов: программ по противодействию передвижению террористов и по противодействию финансированию терроризма (ПФТ). Обе инициативы продемонстрировали серьезный интерес к углублению межрегионального сотрудничества в области новых технологий, предотвращения перемещения террористов, противодействия вызовам, связанным с ПФТ в странах БРИКС и более широком евразийском регионе.

Забегая вперед, отметим, что несколько областей обладают значительным потенциалом для расширения, в частности, 1) скоординированные программы по наращиванию потенциала в Африке, Центральной Азии и других регионах, которые сталкиваются с угрозами; 2) обмен передовым опытом и повышение согласованности между инициативами БРИКС/ШОС и Глобальной контртеррористической стратегией ООН.

«Международная жизнь»: Что бы Вы хотели пожелать участникам предстоящей конференции БРИКС+? Ожидаете ли Вы достижения каких-либо конкретных договоренностей по итогам конференции?

Э.Омаиш: Я хотел бы поблагодарить организаторов и участников конференции БРИКС+ за то, что они уделяют приоритетное внимание борьбе с терроризмом и конструктивному взаимодействию с региональными и политическими игроками. Такие платформы могут играть значимую роль, содействуя укреплению стратегического диалога и доверия, а также развитию практического сотрудничества.

Мое послание участникам состоит из двух посылов:

Во-первых, государства-члены разделяют общую заинтересованность в защите своего населения от терроризма, что было продемонстрировано в «Пакте во имя будущего», который, в частности, призывает к будущему, свободному от терроризма. Поэтому мы должны прислушаться к голосам жертв терроризма и отстаивать глобальный консенсус в международной антитеррористической повестке дня, закрепленный в международном праве. Я приветствовал бы любые итоги этой конференции, которые укрепят многосторонность, определят четкие приоритеты в области наращивания потенциала и внесут свой вклад в дискуссии в рамках 9-го обзора Глобальной контртеррористической стратегии ООН и Контртеррористической конференции высокого уровня, которую планируется провести в Нью-Йорке с 29 июня по 2 июля 2026 года.

Во-вторых, я надеюсь, что эта конференция поддержит усилия ООН по сотрудничеству с партнерами по БРИКС+, с тем, чтобы превратить согласованные приоритеты в практические, действенные программы «на местах». Сотрудничество между странами БРИКС+ по-прежнему будет иметь решающее значение, и Организация Объединенных Наций намерена использовать опыт стран БРИКС+ в таких областях, как борьба с терроризмом, его финансированием, киберугрозами, а также предотвращение и борьба с насильственным экстремизмом, ведущим к терроризму.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати