28 ноября государства-члены ЕС поддержали предварительное соглашение о торговых пошлинах, которое в июле заключили председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и президент США Дональд Трамп. Однако будущее сделки и торгово-экономических трансатлантических отношений в целом по-прежнему остается туманным.
В пятницу государства-члены ЕС большинством голосов договорились снизить пошлины на импорт из США, как это предусмотрено в июльском торговом соглашении. Решению предшествовала серия встреч представителей Америки и Европы, стартовавшая 24 ноября, когда министр торговли США Говард Лютник и торговый представитель Джеймисон Грир - впервые с июля, провели переговоры с высокопоставленными чиновниками ЕС. Предметом трудного разговора стало соглашение о свободной торговле, которое стороны никак не могут согласовать, продолжая настаивать на дальнейших уступках и указывая на нерешённые вопросы. Кроме того, торговую сделку еще должен утвердить Европарламент, где всё громче звучат голоса сторонников её корректировки.
На словах, в течение июля и августа представители США и ЕС согласовали ключевые пункты потенциального соглашения. 15-процентные пошлины на большинство экспортных товаров ЕС, включая автомобили, полупроводники, фармацевтическую продукцию и пиломатериалы. Нулевые или почти нулевые пошлины на некоторые важные группы товаров, включая редкие природные ресурсы, самолеты и комплектующие. Отмену пошлин на промышленную продукцию США. Либерализацию торговли, снижение нетарифных барьеров и сотрудничество в области экономической безопасности. Намерение ЕС закупать в США сжиженный природный газ, нефть и продукцию атомной энергетики.
21 августа стороны подписали совместную Декларацию о трансатлантической торговле и инвестициях. Формально, в ней ЕС и США утвердили июльские торговые договорённости. Итогом стало компромиссное решение: 15-процентнтая пошлина на большую часть импорта из ЕС в США в два раза ниже первоначальных планов администрации Трампа, но в три раза выше, чем средние ставки до начала торгового конфликта. Согласно Декларации, снижение обременительных тарифов для европейской продукции должно быть произведено только после того, как ЕС на законодательном уровне выполнит свою часть сделки. Ключевое положение - отмена пошлин на всю американскую промышленную продукцию и предоставление льготного доступа на рынок ЕС для целого ряда товаров американского сельского хозяйства и пищевой промышленности. В заявлении еврокомиссара по торговле Мароша Шефчовича говорилось, что предложения об изменениях в законодательство ЕС о снижении пошлин на согласованный перечень американских товаров может быть подготовлено к концу августа.
Однако параллельно в повестке торговых переговоров двух ведущих экономических центров Запада появлялись новые условия, которые, к тому же, постоянно меняются. Так, Трамп увеличил сферу действия тарифов на сталь, и теперь она включает товары, которые не облагались пошлинами в июле. ЕС, в свою очередь, в сентябре оштрафовал Google на 2,95 млрд. евро, обвинив американскую корпорацию в «предоставлении конкурентных преимуществ своим рекламным площадкам и злоупотреблении доминированием». Кроме того, Брюссель начал расследования против Amazon и Microsoft в соответствии с Законом о цифровых рынках (DMA), который запрещает крупным платформам злоупотреблять своим доминирующим положением на технологическом рынке.
По итогам последний встречи с американцами, Шефчович заявил о решимости ЕС выполнить свои обязательства и подчеркнул прогресс, достигнутый блоком в реализации соглашения. При этом представитель ЕК отметил, что процедуры в Европе медленнее, чем в Вашингтоне. В частности, сделку должен одобрить Европейский парламент. При всем том, министр промышленности и торговли Чехии Лукаш Влчек заявил на встрече, что проблема крупнейших торговых отношений в мире может заключаться не в размере отдельных тарифных компонентов, а в нетарифных. Речь идет о торговых ограничениях, которые не относятся к тарифам, однако существенно влияют на поток товаров и услуг через границы, например, различия в нормах, стандартах или администрировании.
По мнению же критиков, проблема гораздо глубже, поскольку июльская сделка и Декларация 21 августа представляет собой де-факто признание ЕС капитуляции перед Вашингтоном. В перечне масштабных и односторонних уступок - полная либерализация рынка для американской промышленной продукции, расширение доступа для агропрома и морепродуктов из США, а также гарантии многомиллиардных закупок американских энергоресурсов и высокотехнологичных товаров. Уже спустя всего несколько дней свои претензии к декларации 21 августа выразили европейские виноделы. Пошлина в 15 процентов, применяемая к поставкам вина из Европы, сулит отрасли значительные убытки: одной только Франции она сулит потери более 1 млрд. евро в год. Дополняет картину обязательство европейского бизнеса об огромных прямых и косвенных инвестициях в стратегические отрасли США, включая масштабные закупки продукции американского ВПК.
В конце августа, Еврокомиссия попыталась улучшить положение ЕС, выдвинув ряд предложений, которые, по её мнению, должны способствовать реализации совместной декларации от 21 августа. ЕК также заявила о продолжении диалога с США о дальнейшем снижении пошлин, целью которого является заключение всеобъемлющего и сбалансированного торгового соглашения. Однако в начале сентября Трамп пригрозил Европе, что введет новые пошлины и остановит поставки чипов для ИИ, если ЕС не отменит налог на цифровые услуги в отношении ведущих IT-компаний США.
Вскоре, The Wall Street Journal сообщила, что европейские компании сталкиваются с новыми бюрократическими барьерами и вынуждены приостанавливать экспорт из-за растущей неопределенности.[i] Ключевой проблемой стало решение администрации Трампа расширить сферу действия 50-процентных пошлин на металлы. Глава немецкого машиностроительного объединения (VDMA) в письме фон дер Ляйен констатировал, что отрасль оказалась перед лицом «экзистенциального кризиса». Недовольство выразили и в Европарламенте, без одобрения которого ключевые положения торгового соглашения не смогут вступить в силу. Ряд депутатов заявили о намерении потребовать внесения изменений в законопроект о ратификации сделки с Америкой.
К настоящему времени, поведение каждой из сторон вызывают растущее и всё более плохо скрываемое раздражение другой стороны. Брюссель и Вашингтон вошли в клинч в вопросе смягчения цифровых ограничений — призыв, который Лютник повторил в ходе последней встречи — европейские лидеры сопротивляются по ключевым пунктам. Financial Times, со ссылкой на американских официальных лиц, сообщает, что процесс реализации торгового соглашения между ЕС и США забуксовал. Теперь чиновники в США угрожают европейцам, что промедление со стороны Европейского союза не позволит воспользоваться текущим улучшением отношений с администрацией Трампа.
Американских официальных лиц заставляют спешить и внутренние обстоятельства. В США тарифы и торговые соглашения Трампа находятся под угрозой из-за возможного оспаривания в Верховном суде. Ожидается, что в течение нескольких недель или месяцев Суд вынесет решение, которое или оставит в силе введённые Трампом тарифы, или предпишет их отменить. Если Суд вынесет решение не в пользу Трампа, его администрации, возможно, придется искать другие правовые обоснования для введения пошлин, и убеждать торговых партнеров соблюдать соглашения.
Существенно осложняют трансатлантические торговые отношения и стратегические риски, связанные с целым рядом нерешённых разногласий между сторонами — от ситуации на Украине до уровня военных расходов. Более того, геополитика может и вовсе оказаться камнем преткновения. Весной, после заявления Трампа о введении драконовских пошлин, и на волне его публичного скепсиса по поводу перспектив НАТО, доверие европейцев к Америке упало до рекордного уровня. А глава ЕК фон дер Ляйен и вовсе заявила, что «Запада, каким мы его знали, больше нет».
Французский исследователь Сильвен Кан (Sylvain Kahn) в своей книге l’Atlantisme est mort? Vive l’Europe! («Атлантизм мертв? Да здравствует Европа!») раскрывает эту мысль. В течение 80 лет Европа поддерживала асимметричные, но в то же время основанные на сотрудничестве отношения с США. Этот дисбаланс, долгое время считавшийся платой за стабильность и защиту, резко изменился при Дональде Трампе. То, что когда-то было стратегически неравной взаимозависимостью, превратилось в удушающую хватку, используемую для оказания давления, хотя жертвы всё еще отказываются это признать.
Как пишет The Economist, споры о том, должна ли Европа оставаться связанной с Америкой, затихли, пока бушует горячая война. Европейцы проглотили свою гордость, например, согласившись в июле на однобокое торговое соглашение. Но что ещё им оставалось делать, когда потеря поддержки капризного президента Америки могла обернуться катастрофой для Украины? Воюющему континенту приходится терпеть определённое унижение. Когда боевые действия на Украине закончатся, некоторые европейцы могут решить, что с пресмыкательствами будет покончено.
Один из авторов FT идет еще дальше, предлагая Европе всерьез задуматься о «плане» целенаправленного размежевании (decoupling) с Америкой. Иначе ЕС рискует превратиться из силы, определяющей правила, в пешку в чужой игре без правил. Чтобы избежать такой участи, Европа должна свести к минимуму свою уязвимость перед лицом давления США, «которое не прекратится».[ii] Прежде, термин decoupling звучал лишь по отношению к Китаю.
В целом, о полной капитуляции ЕС пока говорить преждевременно. Окончательный вариант сделки Совет ЕС и Европарламент должны согласовать к весне будущего года. 28 ноября члены ЕС одобрили положение, позволяющее ЕК приостановить действие соглашения, если США не выполнят его, а также защитный механизм, позволяющий Комиссии временно приостановить действие соглашения в случае резкого роста импорта из США и нарушения работы единого европейского рынка в результате тарифных уступок. Государства-члены также обсудили введение «положения об истечении срока действия», которое окончательно прекратит снижение тарифов через пять лет, если соглашение не будет продлено. Они ожидают, что Европейский парламент поддержит эту идею.
Прошло уже четыре месяца с момента встречи фон дер Ляйен и Трампа. Однако ЕС и США по-прежнему продолжают балансировать на грани новой тарифной войны. Для европейской промышленности приоритетом всё еще остается заключение окончательного соглашения между двумя центрами экономической силы, желательно с учётом списка пожеланий, который ЕС представил в конце ноября. Однако, во-первых, пока совершенно неясно, насколько подобные предложения будут готовы приветствовать в Белом доме. Во-вторых, растущее бремя геополитических разногласий всё более отчетливо выходит на передний план в трансатлантических отношениях. И оставляет всё меньше надежды на благополучный для Старого Света исход торгового спора.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] https://www.wsj.com/economy/trade/the-eus-trade-truce-with-the-u-s-is-in-danger-of-unraveling-d8238c07
[ii] https://www.ft.com/content/89f172bb-0d60-47b0-ae56-853d25c52db8
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

11:56 02.12.2025 •
























