В ходе программы "Итоги года с Президентом России" глава государства ответил на вопросы о результатах работы за последние 12 месяцев. Собеседниками Дмитрия Медведева, как и в прошлом году, стали руководители каналов: Константин Эрнст, Олег Добродеев и Владимир Кулистиков.
В начале разговора Президент выделил 5 событий, которыми ему запомнится уходящий год. Выход из финансового кризиса, природные пожары в России, подписание Договора об СНВ, празднование 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также выбор в качестве одного из приоритетных направлений в России проблемы материнства и детства.
Одним из первых был задан вопрос о недавних беспорядках на Манежной площади в Москве. Президента, в частности, просили дать оценку тем событиям, а также действиям милиции при наведении порядка.
Константин Эрнст: "Звучали высказывания, что милиция на Манежной площади вела себя недостаточно жёстко в подавлении радикальных выступлений. Докладывают ли Вам о результатах расследования случая, который послужил поводом для этого?"
Дмитрий Медведев: "Милиция вела себя по-разному. При первых попытках совершить эти незаконные действия, при возникновении погромов, насилия милиции нужно было действовать более решительно. Это очевидно. Впоследствии милиция именно так себя и вела. Это означает, что милиция не должна забывать тех навыков, которые должна иметь любая правоохранительная структура. Милиция должна предельно корректно вести себя с теми, кто не нарушает закон. Но тот, кто занимается насилием, кто бьёт других, кто громит город - к ним не может быть никаких сантиментов, они должны получить по полной программе. Что касается докладов, то, конечно, я все эти доклады получаю. В том числе, о возбуждённых уголовных делах".
Константин Эрнст: "Многие утверждают, что всё произошло из-за того, что подозреваемые были отпущены, и поэтому было нарушено такое понятие, как "справедливость".
Дмитрий Медведев: "Здесь нечего возразить. Если такие факты будут установлены, эти следователи должны понести наказание, Это абсолютно очевидно. Нельзя отпускать кого бы то ни было на свободу, если есть достаточные доказательства того, что этот человек совершил насильственное действие - убийство, тяжкое телесное повреждение. О чём это говорит? Почему это произошло? Что это - элементарная коррупция, страх перед братками, которые приехали на крутых автомобилях? Почему это было сделано? Надо разобраться".
В разговоре речь зашла и о реформе правоохранительной системы. Как заявил Президент, главная цель преобразований - повышение эффективности, а не только смена символов. Милицию предлагается переименовать в полицию. Глава государства признал, что к системе МВД накопилось огромное количество вопросов. Дмитрий Медведев подчеркнул, что милиция должна соответствовать уровню развития экономики, а также запросам общества. Очень важно, чтобы законодательство о милиции было современным, уверен глава государства.
Медведев напомнил, что в соответствии с новым законом с 2012 года повысится финансирование милиции, повысятся зарплаты и улучшится её техническое оснащение. Президент особо отметил важность общественного обсуждения этого закона. Так, Дмитрий Медведев сообщил, что по предложению граждан в него добавлен пункт, согласно которому задержанному будет предоставлена возможность позвонить домой.
Говоря о борьбе с преступностью, Президент заявил о необходимости усилить ответственность чиновников. Это касается руководителей разного уровня, а также представителей силовых структур на местах. Проблема борьбы с организованной преступностью оказалась в центре внимания после недавних событий в Краснодарском крае в станице Кущёвская.
Олег Добродеев: "В России в разных местах немалонаселённых пунктов, где наши граждане практически зажаты. С одной стороны - между криминалитетом и чиновниками, с другой стороны. Там образуются устойчивые объединения, которые "душат" наших сограждан. После Кущёвки была история в Гусе-Хрустальном, арест мэра Энгельса. Как с этим бороться?"
Дмитрий Медведев: "Мы все помним 90-е годы. Я тогда не работал ни в правительстве, ни в администрации. Я жил в Петербурге. У многих из нас возникало ощущение, что на федеральном уровне зачастую концентрируются разные люди, в том числе преступники. Они проникали в Госдуму, другие органы власти. Я считаю, что за последние годы нам удалось серьёзно "почистить" федеральный уровень.
Да, есть преступники, есть коррупция. Но откровенно криминальные элементы всё-таки отрезаны. А вот на территориальном, муниципальном уровне ещё очень большое количество людей, которые живут по другому Кодексу. И там нужно проводить, по сути, чистки. Когда я начал разбираться с ситуацией вокруг Кущёвского района, то меня поразило то, что была какая-то ватная ситуация. Мы ничего не слышали, мы не знаем. Или наоборот, - мы говорили, а правоохранительные органы не реагировали".
Говоря о проблемах материнства, Медведев предложил вернуться к вопросу о пособиях по беременности. Ранее были приняты поправки в действующее законодательство, которые могли ухудшить положение некоторых женщин, находящихся в декрете. По мнению Президента, необходимо подготовить изменения, которые позволят самой женщине определять период, из которого будет рассчитываться пособие.
Дмитрий Медведев: "Я принял решение вернуться к обсуждению этой темы и подготовить такие изменения, которые позволят самой женщине определять период, из которого будет рассчитываться это пособие. Вот как она хочет, пусть так и будет. Тогда вопросы, которые возникли, будут сняты".
Дмитрия Медведева спросили о будущем села и сельскохозяйственной отрасли, которая пострадала он аномальной жары и засухи минувшим летом. Президент признал, что ситуация была сложная. Многие хозяйства не смогли получить те урожаи, на которые рассчитывали изначально. В такой ситуации государство поддержало сельхозпроизводителей, выделив пострадавшим от засухи 35 миллиардов рублей. Однако и сейчас, по мнению Президента, нельзя забывать о нуждах деревни, и допустить потери того, что уже сделано в аграрном комплексе.
Ещё одной важной темой беседы стала проблема взаимодействия общества и власти. Президенту был задан вопрос о целесообразности длительных дискуссий при реализации крупных проектов, например, строительстве дорог.
Владимир Кулистиков: "Допустим, речь идёт о какой-то стройке, и мы начинаем эту стройку обсуждать с привлечением общественности. Я думаю, что Россия занимает первое место в мире по числу "святых" мест. Лес шумит, пакеты валяются - любимое место отдыха, святыня. Дальше - луг, по нему Пушкин пробегал за Анной Петровной Керн - тоже трогать нельзя. Где строить дороги, новые здания - непонятно. Не получится, если каждую стройку так обсуждать, в Китае возникнут новые города, дороги, а у нас будут только дискуссии".
Дмитрий Медведев: "Вот Вы приводите примеры со стройками. Я понимаю, что Вы говорите о Химкинском лесе, о чём-то сходном. Там действительно нет ничего фатального. То решение, которое принято, является вполне сбалансированным. Мы общественность послушали, в то же время не погубили проект. Химкинский лес, который может рассматриваться как единое целое, хотя специалисты говорят, что его не существует, вырастет в своём объеме. Потому что на каждое спиленное дерево принято решение посадить 5 новых. В конечном счёте, это всё закончилось положительно. Но для этого пришлось применять власть, приостанавливать стройку, а это очень экстравагантное решение. Неплохо бы, чтобы наши чиновники научились правильным образом договариваться. Но это не значит, что общественность должна вести себя абсолютно безответственно. Там тоже разные люди. Некоторые денежки принимают за то, чтобы мешать тем или иным экономическим проектам. Правоохранительные структуры докладывали, что за то, чтобы отказаться от активной общественной позиции, просят чемодан с деньгами. Я говорю, - соглашайтесь. И в этот момент нужно задерживать этих общественников. Такая общественная активность – преступление".
Спросили Президента и о курсе на обновление губернаторов. В уходящем году своих должностей лишились более десятка руководителей регионов России. Среди них были и те, кто работал на своих местах по 15-20 лет. Одна из самых громких отставок - отстранение от должности мэра Москвы Юрия Лужкова.
Олег Добродеев: "Всё-таки в той отставке, чего было больше - отпуск во время летних пожаров и драматическая ситуация в Москве, неукротимая предпринимательская активность жены московского мэра. Сейчас по прошествии времени не могли бы сказать, чего было больше?"
Дмитрий Медведев: "Внимания к Москве. Нужно делом заниматься, а не личным пиаром и политическими разводками. Обязанность любого руководителя нашей большой страны, любой территории - следить за самой территорией. Мы Москву все знаем и любим. Но в этом городе колоссальное число проблем. Коррупция - невиданные масштабы даже для такого мегаполиса, пробки на дорогах, по сути, периодически создаётся транспортный коллапс. Нет условий для того, чтобы городское хозяйство нормально работало. Понатыкали зданий не понятно где и как, бездумно, к сожалению. Конкурентная среда. Ну, где это видано? Пробиться почти нигде не возможно. Нет конкуренции. Все подряды и тендеры, кто выигрывает? Тот, кто благодаря своим недюжинным предпринимательским способностям доказал своё право заниматься этими вопросами. Но мы знаем, как такие решения принимались. Всему этому нужно было положить конец. И я надеюсь, что новый мэр будет работать по-другому. Он человек дела, работоспособный человек, без звёздной болезни, не стремящийся к личному пиару и политической конкуренции. Делом надо заниматься. Пусть вкалывает".
Сегодня у Президента спросили о том, как он воспринял сообщение о катастрофе под Смоленском самолёта ВВС Польши, борта номер один, в котором летел Лех Качиньский. Дмитрий Медведев сказал, что, когда он узнал о произошедшем, был шокирован и просто не мог в это поверить. Сегодня российский Президент ещё раз отметил, что нужно довести расследование катастрофы до конца и принять выводы, которые должны сделать международные инстанции и специалисты.
Дмитрий Медведев выразил надежду, польская элита не будет политизировать итоги расследования трагедии. Что же касается жесткой оценки Варшавы доклада МАК по катастрофе, то, по словам Президента, это реакция на внутриполитические перипетии в самой Польше.
Ещё один из вопросов, на которые ответил сегодня Дмитрий Медведев, касался судьбы Михаила Ходорковского. Президент сказал, что в данном случае, нет оснований говорить об избирательности правосудия. Что же касается личного мнения, то глава государства подчеркнул, что озвучивать его нельзя, пока не вынесен окончательный приговор.
Дмитрий Медведев: "Ни Президент, ни любое иное должностное лицо, состоящее на государственной службе, не имеет права высказывать свою позицию по этому делу, или по какому-то другому делу до момента вынесения приговора или обвинительного, или оправдательного. Это совершенно очевидно. Что же касается моей позиции как юриста, не по этому делу, подчеркиваю, а вообще в целом по ситуации, то знаете, юристы действуют в пространстве возможного. И правоохранители. Значит, если есть доказательства того, что и другие лица совершали сходные преступления, то тогда где эта база. Где эти возбужденные дела. И тогда действительно за, допустим, сходные преступления должна следовать ответственность. Потому что по одному из эпизодов такая ответственность уже последовала. Я сейчас говорю только о текущем деле в суде.
Так вот если эта база есть, мне бы хотелось, чтобы ее достали, принесли и сказали, там мне ли, допустим, Дмитрий Анатольевич, или генеральному прокурору, что, наверное, правильнее по понятным причинам, значит, вот есть доказательства того, что такие-то крупные бизнесмены, представители нашего бизнеса совершали вот такие-то преступления. Давайте дадим этому ход. И вот если в этом случае никакого движения не будет, тогда вы правы, тогда это избирательное правосудие. Но я пока таких доказательств у себя на столе не имею, хотя я не прокурор, я все-таки гарант Конституции. Но я имею право дать поручение прокурору разобраться. Поэтому если у меня появятся, я такое поручение дам".
В ходе эфира сегодняшней программы "Итоги года с Президентом России", разговор Дмитрия Медведева с руководителями крупнейших телекомпаний зашла речь и о свободе средств массовой информации.
Дмитрий Медведев: "Не так давно прозвучал целый ряд упреков в адрес электронных СМИ и прежде всего каналов в том, что они фильтруют информацию, в том, что они не дают правды, в том, что у них есть специальные такие решения о том, чего показывать, чего не показывать. А из-за этого, несмотря на то, что у нас прекрасное телевидение, и смотреть его действительно интересно, новостная лента она убогая. Не показывают того, что должны показывать, стало быть нет свободы слова. Вот есть что сказать на эту тему?
Владимир Кулистиков: "На этот вопрос может ответить каждый, кто работает в СМИ индивидуально. Вот я, как тоже работник СМИ, могу вам сказать, что я всегда был свободен, когда работал в СМИ. И на телевидении, и когда я работал на радио "Свободы" я тоже был свободен, хотя знаете, у американцев не забалуешь, там строго".
Константин Эрнст: "Я считаю, что свобода на телевидении ограничена. Она ограничена законом. Она ограничена представлениями о морали и нравственности, ограничена сотрудничеством с властью, ограничена сотрудничеством с общественными структурами. Она ограничена субъективностью людей не только нас, руководителей каналов, а огромного количества людей, которые делают телевидение. Но и я понимаю характер претензий, но, тем не менее, телевидение, которое не ограничено диктатурой, не ограничено цензурой, и в этом плане, я думаю, что современное российское телевидение ничем не отличается по степени ограничения свободы от телевидения крупнейших демократических стран".
Олег Добродеев: "Я думаю, что уровень свободы всегда соответствует времени, тому историческому периоду, который переживает страна. Я считаю, что сейчас один из самых высоких уровней свободы за всю историю нашего телевидения. И мне, в общем, есть с чем сравнивать. Я работал на советском телевидении, я работал на НТВ, которое сейчас возглавляет Владимир Михайлович в 90-е годы. Сейчас возглавляют государственный крупнейших холдинг. Знаете, просто в качестве такого примера. Я очень хорошо помню 90-е годы, когда вот Геннадий Андреевич Зюганов не даст соврать, он годами не мог появиться на телевидении".
Дмитрий Медведев: "Сами каналы должны давать приоритеты, что важнее, что менее важно. Потому что иногда я слышу упреки, почему они не показывают вот это сразу же. Это вопрос редакционной политики, что вам кажется более правильным. Но повестка дня, перечень новостных событий, если он в течение, допустим, суток формируется, он, конечно, не должен иметь драматического разрыва с Интернетом, с другими средствами массовой информации. Но, на мой взгляд, именно так это сегодня и выглядит".
В конце разговора Дмитрия Медведева спросили о том, как он планирует встретить Новый год. Президент ответил, что надеется провести праздник в кругу семьи. Он посетовал, что из-за напряжённого графика не может много времени уделять сыну. Кстати, ему глава государства отдал новый iPhone, который был подарен российскому лидеру Стивом Джобсом. Заканчивая беседу, Дмитрий Медведев поздравил всех россиян с наступающими праздниками, отметив, что обязательно повторит свои слова в новогоднюю ночь.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs