ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

«The New York Times»: «Из всех персонажей наверху Энтони Блинкен разочаровал больше всего»

16:21 23.01.2025 • Сергей Филатов, политический обозреватель журнала «Международная жизнь»

Бывший государственный секретарь США Энтони Блинкен.
Фото: AP

Не успел простыть след за последним уходящим из Белого дома сотрудником администрации бывшего президента США Джо Байдена, как в американской прессе начался «разбор полетов» относительно того, какое наследство (от слово «наследили») оставили в истории Соединенных Штатов члены команды Байдена. Причем, открыл счет претензий в этой истории не кто-либо из особо активных журналистов, в сам спикер Палаты Представителей Конгресса США Майк Джонсон.

Буквально накануне инаугурации Дональда Трампа, когда опасность ответного удара от Байдена и его команды свелась к минимуму, Джонсон разоткровенничался в прессе. И его признания стали сенсацией! Вот, что оказалось раскрыто для публики:

«Спикер палаты представителей Майк Джонсон (республиканец от Луизианы) выразил обеспокоенность по поводу того, кто на самом деле был главным в Белом доме в течение последних четырех лет, после того как сообщил, что Джо Байден не знал, что подписал важный указ о приостановке экспорта сжиженного природного газа в Европу.

В интервью «The Free Press» Джонсон объяснил, что ему стало известно, что Байден уже некоторое время не был у власти (sic!), когда на личной встрече в январе 2024 года Байден признался Джонсону, что не знал, что сам подписал указ несколькими неделями ранее.

«Очевидно, что он уже некоторое время не был у власти, и я знаю это по личным наблюдениям, а теперь это знает весь мир, и это очень беспокоило меня в течение последних полутора лет с тех пор, как я стал спикером», — сказал Джонсон журналисту Бари Вайс. («He obviously has not been in charge for some time, and I know this by personal observation and now the whole world knows it, and it’s been very concerning to me over the last year and half since I’ve been Speaker»).

Да, в январе 2024 года, когда Джонсон и Байден были одни в Овальном кабинете, президент не смог вспомнить важный указ, который он подписал всего три недели назад.

Джонсон объяснил журналисту, что он искал встречи с Байденом после того, как стал спикером палаты представителей в 2023 году, но его «кураторы» (?) не позволили ему этого сделать, и только после того, как Джонсон сообщил прессе, что «ему не дают видеться с Байденом», встреча состоялась.

«Они не позволили мне встретиться с ним. И его сотрудники продолжали придумывать мне оправдания, это продолжалось около 8 или 9 недель, — сказал Джонсон. – В то время у нас были большие общенациональные проблемы, из-за которых я терял сон. Наконец, я просто пошел в пресс-службу Конгресса и сказал, что «президенту не разрешают встречаться со спикером».

Как только ему, наконец, сказали, что он может встретиться с Байденом, Джонсон сказал, что сначала его «застигли врасплох» и пытались «тормозить» ведущие лидеры демократов, включая вице-президента Камалу Харрис, лидера большинства в Сенате Чака Шумера, лидера меньшинства в Палате представителей Хакима Джеффриса.

Но, как только Джонсону предоставили возможность встретиться с Байденом лицом к лицу, спикер быстро понял, что президент не в курсе событий, когда спросил его об указе, касающемся экспорта СПГ в Европу. «Сэр, почему вы приостановили экспорт СПГ в Европу? Сжиженный природный газ пользуется большим спросом у наших союзников. Зачем вы это сделали?» — вспомнил Джонсон.

По словам Джонсона, Байден был «ошеломлен» и сказал: «Я этого не делал». «Он не лгал мне. Он действительно не знал, что подписал, — сказал Джонсон. – И я вышел с этой встречи со страхом и отвращением, потому что я подумал: «У нас серьезные проблемы — кто управляет страной?». Например, я не знаю, кто положил перед ним бумагу на подпись, но и он не помнил».

…Это, так сказать, присказка. А вот теперь и сам рассказ о том, как рулил внешней политикой Вашингтона госсекретарь Блинкен с учетом того, что Байден просто мог не знать, чем там его госдеп занимается. 

А занимался госдеп внешней политикой, как можно теперь предполагать, по его собственному разумению, не согласовывая с президентом. И вот как оценивает итоги этой деятельности газета «The New York Times» в статье «How Antony Blinken, America’s Top Diplomat, Became the Secretary of War» («Как Энтони Блинкен, главный дипломат Америки, стал военным министром»). Приговор уже в первой фразе: «Давний помощник президента Байдена сплотил десятки стран для защиты Украины, но затем стал злодеем для многих критиков поддержки США войны Израиля в Газе».

А теперь мы познакомим уважаемых читателей с тем, как NYT видит итоги деятельности того высшего дипломата, которого – редчайший случай – влиятельное американское издание назвало «военным министром». Оно пишет следующее:

«Совершая свою последнюю поездку в качестве главного дипломата Америки на прошлой неделе, госсекретарь Энтони Блинкен прибыл в Париж, свой бывший родной город, где его встретили как героя.

Несколько дней спустя в Вашингтоне произошла совсем другая сцена, когда Блинкен выступил с заключительной речью перед толпой экспертов по внешней политике. «Госсекретарь Блинкен! Вашим наследием будет геноцид! Вы навсегда будете известны, как «Кровавый Блинкен», — кричал протестующий, проникший на мероприятие Атлантического совета. Сотрудники службы безопасности вывели и его из комнаты, и мужчину, размахивающего табличкой с надписью «Блинкен – военный преступник».

Фото: AP

Аналогичная драма промелькнула на прощальной пресс-конференции Блинкена в госдепартаменте два дня спустя, когда журналист, кричавший, что «Блинкену место в Гааге», был вынесен из комнаты сотрудниками службы безопасности.

Контрастирующие сцены показывают двойственность пребывания Блинкена на посту госсекретаря. За четыре года и более миллиона полетных миль по миру Блинкен был лицом глубокого участия Америки в двух войнах, одна из которых велась на Украине, а другая в Израиле и Газе. Первая, защита Украины от России, была популярным делом, отмеченным украинскими флагами, развевающимися на американских подъездах, и Блинкен купался в похвалах, ссылаясь на «высочайшие принципы международного права» и «прав человека».

Но война между Израилем и ХАМАСом в Газе, разгоревшаяся в результате палестинских террористических атак, стала политическим и моральным кошмаром для администрации Байдена, поскольку израильские удары с использованием поставленного американцами оружия убили около 46 000 палестинцев, многие из которых женщины и дети.

В то время как президент Байден определял политику, г-н Блинкен, его многолетний помощник и «суррогатный сын», представил ее общественности. Дипломата обвинили в том, что он разрушил те самые принципы, которые он отстаивал на Украине, и он стал мишенью для язвительности, направленной на госсекретаря США.

Исторический снимок. Блинкен, как ближайший сотрудник Байдена (в красном круге), среди аппарата президента Обамы, смотрит трансляцию в Белом доме о захвате Бен Ладена в Пакистане спецназом США. 2 мая 2011 года.
Фото: White House

Работа Блинкена и его репутация в конфликтах настолько тесно переплетены, что его с таким же успехом можно было бы назвать не только «отставным членом кабинета министров», имя которого до сих пор висит на служебных табличках в старом здании госдепартамента, но и «военным министром».

По словам Блинкена, война предоставила администрации Байдена возможность наладить более тесные международные партнерские отношения, и именно в этом президент и его помощники преуспели (как выясняется теперь, без ведома шефа – С.Ф.). «Соединенные Штаты способны взаимодействовать с более спорным, более сложным, более взрывоопасным миром с позиции силы, — говорил Блинкен. – Это то, что я считаю нашим наследием (!)». (Воистину наследил… - С.Ф.).

После того, как г-н Блинкен в 2022 году возглавил госдепартамент, в мире был устроен особенно уродливый парад ужасов: беспорядки и зверства в Йемене, Сирии, Гаити, Эфиопии, Армении, Мьянме, Демократической Республике Конго и Судане.

Хорошо это или плохо, но его наследие основано не на заключении грандиозных мирных договоров — эти традиционные дипломатические призы ускользнули от него, — а на его роли в двух войнах, которые выставляют его в совершенно разном свете.

Первое испытание для Блинкена, вывод американских войск из Афганистана, было воспринято многими, как фиаско. Стремительный захват Кабула талибами в августе 2021 года застал госдепартамент врасплох, что привело к хаотичной эвакуации американских граждан и афганских союзников.

Некоторые законодатели-республиканцы потребовали, чтобы Блинкен ушел в отставку.

Его час наступил в феврале 2022 года (когда Россия начала СВО – С.Ф.). Блинкен выступил тогда в Берлине с речью, в которой напомнил о том, как президенты Джон Ф. Кеннеди и Рональд Рейган выступили против советской власти (этот тезис Блинкена надо отметить – многие в США воспринимают Россию противником в любые времена – С.Ф.), и заявил, что Соединенные Штаты снова будут защищать «руководящие принципы международного мира и безопасности».

Блинкен использовал свой безупречный французский в Париже и Брюсселе и уговаривал лидеров в Сеуле и Токио. Результат – была создана коалиция из примерно 50 стран, взявших на себя обязательство поставлять оружие Украине или вводить экономические санкции против России. (Это к вопросу о роли США в украинском кризисе – они сами признаются, что стали организаторами – С.Ф.).

По мере развития войны на Украине Блинкен был не столько миротворцем, сколько военным стратегом. Погруженный в детали военной техники и боевых условий, он часто выступал в пользу отправки мощного американского оружия на Украину. И когда в конце 2022 года председатель Объединенного комитета начальников штабов Марк Милли предложил, чтобы Украина использовала успехи на поле боя для мирных переговоров с Москвой, Блинкен настаивал на том, что «бой должен продолжаться».

Блинкен в Киеве с сияющим от счастья Зеленским: «Бой должен продолжаться!»
Фото: AP

Посетив Киев в мае 2024 года, Блинкен сыграл роль гитариста, когда вышел на сцену в музыкальном клубе с местной группой и исполнил песню Нила Янга «Rockin' in the Free World». (Демонстративность Блинкена зашкаливает – госсекретарь возомнил себя в роли рок-звезды. Похоже, что всю жизнь он занимался не своим делом, ковыряясь в бумагах Бадена. Вот и результат его руководством госдепа – «министр войны», «кровавый Блинкен». Лучше бы он в каком-то джаз-банде на гитаре лабал… – С.Ф.).

Фото: AFP

Блинкен совершил дюжину поездок на Ближний Восток во время войны. Это были мрачные события, в отличие от европейских туров, где его провозглашали «спасителем Украины». Израильские официальные лица жаловались на давление со стороны Вашингтона в один день, в то время как арабские монархи возмущались на следующий день, что «Израиль вышел из-под контроля».

Блинкен погрузился в военные дела. Во время одного из визитов он забрался в бункер, когда Тель-Авив подвергся ракетному обстрелу. Встречаясь с израильским военным кабинетом, он изучал карты Газы и обсуждал детали стратегии, хотя часто с критическим взглядом, настаивая на том, чтобы «Израиль делал больше для защиты гражданского населения Газы» (но как, Карл? – С.Ф.).

Со временем визиты Блинкена к Нетаньяху, казалось, становились все менее и менее эффективными. Иногда израильский лидер публично подрывал позиции своего американского гостя через несколько часов после его отъезда. (Это к вопросу о том, насколько даже в Израиле низко оценивали роль и влияние администрации США. Что уж говорить о других регионах мира. При Блинкене авторитет Америки пошел резко вниз… – С.Ф.).

Но Блинкен и госдепартамент продолжали отправлять Израилю оружие, в том числе, 2000-фунтовые бомбы, которые американские военные чиновники называют «непригодными для городских боев». (Этот пассаж особо интересен: «Mr. Blinken and the State Department kept sending Israel weapons…» Открытым текстом сказано, что дипломатическое ведомство, сиречь «госдеп», «отправляет оружие». Сюр! – С.Ф.)

Однажды даже чиновники госдепартамента направили Блинкену телеграмму с несогласием с такой политикой. Часть из них подала в отставку и стала публичными диссидентами.

«У нас нет политики», — сказал Майкл Кейси (Michael Casey), дипломат и ветеран войны в Ираке, который в ушел в отставку со своего поста в госдепартаменте – он работал в Газе. «Мы ставим цели израильского правительства выше наших собственных интересов».

Майкл Кейси сказал, что «из всех персонажей наверху Энтони Блинкен был самым разочаровывающим» - «of everyone in the cast of characters at the top, Antony Blinken has been the most disappointing».

 

…Был такой фильм итальянский «Признание комиссара полиции прокурору республики». Там по сюжету раскрывались самые темные стороны деятельности полиции. Статья в «New York Times» сродни подобному признанию – раскрываются самые темные стороны работы госдепа США при несостоявшемся гитаристе Блинкене. Это же надо, чтобы руководителя дипломатической службы Вашингтона назвали «министром войны»…

У них странный подбор политических лидеров – один в Овальном кабинете на саксофоне играл, другой оказался гитаристом…

Чтобы завершить это рассказ «New York Times», проиллюстрируем наследство Блинкена картинкой, которую создал искусственный интеллект. Вот так Байден наблюдает за результатами внешней политики своего госсекретаря:

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати