Это был прощальный визит. Джо Байден прощался с главными европейскими союзниками, а они в его лице - с целой эпохой трансатлантического сотрудничества. Именно в столь пафосной тональности западная пресса описывала блиц-визит президента США 18 октября в Берлин. Вообще, визиты американских президентов в Германию – события нечастые и всегда экстраординарные, серьёзно парализующие транспорт и нормальную жизнь горожан из-за чрезвычайных мер безопасности. Прежний государственный визит американского лидера в Берлин состоялся в 2015 году, это был Барак Обама. И на сей раз город вновь стоял «на ушах» - сюда были стянуты силы полиции и спецназа аж из двенадцати земель ФРГ.
Байден пробыл в немецкой столице всего 19 часов, но за это время успел встретиться с президентом ФРГ Франк-Вальтером Штайнмайером и принять участие в торжественной церемонии своего награждения высшим немецким орденом, переговорить с федеральным канцлером Олафом Шольцем и, наконец, провести консультативную встречу по международной ситуации в формате лидеров четырех стран: США, Германии, Великобритании и Франции. В Берлин специально для этой встречи прилетели французский президент Эммануэль Макрон и британский премьер Кир Стармер.
Несмотря на краткость, этот визит подавался в европейской, особенно в немецкой, прессе с помпой и подчёркнутой значимостью трансатлантической солидарности в сегодняшние непростые времена. И вместе с тем - с некоторой тревожной тональностью относительно неизвестности, которая ждёт эту трансатлантическую солидарность в ближайшем будущем. Отмечалось, что визит Байдена прошёл всего за две с небольшим недели до президентских выборов в США. Фактор Дональда Трампа, который может вновь стать главой Белого дома, серьёзно подогревает тревоги европейцев. Как отмечали репортёры издания Spiegel, «призрак Трампа в комнате» они ощутили даже во время торжественного приёма Джо Байдена в резиденции президента ФРГ Бельвю, где Франк-Вальтер Штайнмайер вручил гостю Большой крест особой степени ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»— высшую гражданскую награду государства. Такой награды ранее был удостоен лишь ещё один американский президент - Джордж Буш-старший.
В своей речи Штайнмайер коснулся прошлых сложностей в отношениях США и Германии, признав, не называя, правда, Трампа, что дистанция временами росла настолько, «что возникало ощущение потери друг друга». Байден же, мол, «буквально за одну ночь (его избрания) вернул Европе надежду» на союз с США. «Трансатлантическое партнерство стало ближе, чем когда-либо прежде», — сказал Штайнмайер и выразил гостю глубокую благодарность. Он также отметил, что Германию и США связывают общие ценности, а также «внимательное отношение к урокам истории». В свою очередь, Джо Байден подчеркнул необходимость поддержания союзнических отношений США с европейскими партнёрами и роль Германии как одного из «самых важных» партнеров по альянсу. «Вместе мы можем добиться великих целей». Президент США прямо упомянул расходы Германии на оборону, которые впервые за десятилетия достигли двух процентов от ВВП. «Так держать», - ободрил Байден натовских представителей Европы, которые уже не первый год бьются над этой проблемой.
Больше всего Байден говорил о ситуации с Украиной - и в зале Бельвю, и на последующих переговорах с Шольцем, Макроном и Стармером. Эта тема была центральной в ходе всего его визита. Президент США призвал продолжать поддержку Украины, пока она «не обретет справедливый и устойчивый мир». Берлин будет поддерживать Киев столько, сколько необходимо, в очередной раз заверил в ответ канцлер ФРГ. При этом они договорились поддержать Украину пакетом помощи в 50 миллиардов долларов в следующем году.
Никто из политических наблюдателей не ждал от встречи Байдена с Шольцем каких-либо новых поворотов и прорывных решений на украинском треке. Отметим, что ни один из них не упомянул пресловутый «план победы» Зеленского. Ещё накануне, на саммите ЕС в Брюсселе, канцлер достаточно однозначно и скептично высказался по этому поводу – Германия не поддержит сейчас ожидания украинского президента ни относительно приглашения в НАТО, ни в поставках Киеву дальнобойных крылатых ракет Taurus, которые давно выпрашивают в Киеве. При этом Шольц до сих пор отвергает дальнейшее смягчение правил применения поставляемого Германией оружия против территории России, аргументируя тем, что основное внимание должно быть сосредоточено на предоставлении средств ПВО. Таким образом, «план победы», как заключает пресса, имеет мало шансов на реализацию.
Для осторожного канцлера по-прежнему крайне важно не допустить втягивания НАТО в украинский конфликт в качестве воюющей стороны, «чтобы эта война не превратилась в еще большую катастрофу». Эту позицию он вновь подтвердил на совместной с Джо Байденом пресс-конференции. По поводу ближневосточной войны Израиля против ХАМАС и Хезболлы лидеры Германии и США также приветствовали новость о ликвидации руководителя ХАМАС Яхьи Синвара, убитого в ходе операции израильских военных в секторе Газа. Оправдывая этот акт, Байден назвал это «моментом справедливости» и сообщил, что призвал премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху использовать этот момент как «шанс встать на путь к миру, к лучшему будущему в секторе Газа без ХАМАС». Ему вторил Шольц, который также выразил надежду, что теперь откроются конкретные перспективы для прекращения огня и достижения соглашения об освобождении израильских заложников в Газе. Трудно понять, как это убийство «откроет перспективы» к миру, но так это видят в США и Берлине, периодически призывая Израиль «быть аккуратнее» в своих «неприемлемых» обстрелах и действиях, при которых гибнет мирное население. А жертвы уже исчисляются тысячами.
На четырехсторонней встрече лидеров США, Германии, Франции и Великобритании, по данным СМИ, также шло обсуждение перспектив трансатлантической политики в случае прихода к власти Дональда Трампа. Как пояснил Эммануэль Макрон, ключевым вопросом обсуждения был характер гарантий безопасности для Украины. Между тем, по сообщению французского издания Le Monde, позиции союзников по приему Киева в НАТО разошлись. США теперь якобы уже не имеют принципиальных возражений против приглашения Украины в Альянс. При этом самые оптимистичные собеседники газеты считают, что подвижки со стороны Соединенных Штатов смогут привести к изменению позиции Германии. В то же время, напоминает издание, для окончательного решения все равно нужна будет широкая поддержка членов Альянса, а Турция и Венгрия, скорее всего, выступят против.
Судя по всему, полного понимания того, как будут выстраиваться отношения между Германией и США после ухода Джо Байдена и прихода нового президента, пока нет. Но есть предчувствие больших изменений. Таков лейтмотив экспертных мнений. Между тем, отмечают некоторые эксперты, уходящий президент США воспринимается многими политиками как «последний из могикан» того уровня былой трансатлантической солидарности, которая связывала все годы после второй мировой войны Германию и США. Они рассматривают Байдена как последнего явного сторонника трансатлантических связей, потому что Германия, как ожидается, далее будет играть менее важную роль во внешней политике США, чем в прошлом. «Можно сказать: Джо Байден пришел из другого мира, - отметил еженедельник Zeit. - И поэтому эта, наверное, последняя поездка в Европу пронизана ностальгией. Этот визит является прощальным, и это поворотный момент. Джо Байден — последний эмоциональный трансатлантик у руля Соединённых Штатов. Он является старшим президентом Запада, и не ясно, что произойдет с Западом, когда он уйдет, за исключением того, что после него все уже никогда не будет таким, как при нем».
«Берлин больше не сможет также безоговорочно, как раньше, полагаться на Вашингтон как на защитника европейской безопасности», - цитирует пресса мнение американского эксперта Питера Спардинга, вице-президента Центра по изучению президентства и Конгресса. «Германо-американские отношения в будущем станут выглядеть иначе - независимо от того, кто станет следующим президентом США, - резюмирует Спардинг. - Соединенные Штаты обращают фокус своего внимания на Индо-Тихоокеанский регион, а также реагируют на Китай, как на серьезного конкурента. Поэтому США ожидают, что такие страны, как Германия, возьмут на себя больше ответственности за ситуацию в Европе и вокруг нее». «Его главным внешнеполитическим достижением, по мнению Spiegel, и в глазах европейцев, является усиление Украины. Но что там произойдет дальше? На Ближнем Востоке его союзник Израиль в настоящее время демонстрирует, насколько малый вес имеет слово Вашингтона. Послужной список Байдена как внешнеполитического деятеля не тот, которого он хочет, когда уйдет». С этим трудно не согласиться. Но главную оценку периоду его правления даст неумолимая история.
А тем временем, по сообщению Politico, ЕС готовится к масштабной торговой войне с США в случае прихода к власти Дональда Трампа. По словам высокопоставленного дипломата, ответ разрабатывает Еврокомиссия и это будет «жесткий ответный удар». Так что не исключено, что Европа прощается не с Байденом, а с США.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs