Фото А.Торина.
Исторически Балканы были и остаются сложным, противоречивым и нестабильным регионом мира. В современных международных условиях определенные перспективы на углубление и развитие политического и экономического сотрудничества с Россией сохраняют, прежде всего, Сербия и Республика Сербская в составе Боснии и Герцеговины. Осторожной выглядит позиция руководства современной Хорватии. При этом Сербия и Республика Сербская не обременены необходимостью соблюдать санкции против России, несмотря на то, что подвергаются постоянному жесткому давлению со стороны Запада.
Каковы проблемы и перспективы взаимодействия России со странами региона? Какое влияние они оказывают на сотрудничество с Россией? На этот и другие вопросы ответили участники круглого стола, который состоялся в Москве. В рамках мероприятия был представлен доклад Российского совета по международным делам (РСМД) «Россия и страны Западных Балкан: особенности экономического взаимодействия».
Заместитель директора Института экономики РАН по научной работе Михаил Лобанов рассказал об экономическом положении в странах, являющихся традиционными экономическими партнерами России – Сербии и Республике Сербской в составе Боснии и Герцеговины. Ученый напомнил, что в 2024 году Сербия подключилась к программе Партнерства по обеспечению безопасности добычи полезных ископаемых (Mineral Security Parthnership), инициированной Брюсселем и Вашингтоном. Сейчас в ней принимают участие 30 государств. «Иными словами, США и ЕС формируют антикитайский альянс стран, которые могут стать источниками минерального сырья для энергоперехода и четвертой промышленной революции. Туда входят страны, которые добывают важнейшие ресурсы - медь, кобальт. В свою очередь, на территории Сербии сосредоточены запасы лития», - пояснил М.Лобанов.
Ученый напомнил, что для Сербии, в отличие от других государств Западных Балкан, Россия – один из важных внешнеторговых партнеров. Наша страна занимает примерно 3-4% в экспорте и 7-8% в импорте Сербии. «Существует довольно распространенный стереотип, что Сербия – поставщик аграрной, пищевой, текстильной продукции, минерального сырья. На самом деле Сербия поставляет на европейские рынки, прежде всего, машиностроительную продукцию. Вообще на рынке Сербии доля высоко- и среднетехнологичной продукции составляет около 38-40%, что больше, чем в балканских странах, уже входящих в ЕС - Хорватии и Болгарии», - пояснил эксперт.
При этом в Россию Сербия поставляет в основном сельскохозяйственную продукцию. Ее объем, по словам М.Лобанова, возрос в 2014-2015 годах, когда против России в ЕС было введено продовольственное эмбарго. Правда, потом произошла коррекция показателей в сторону уменьшения объемов поставок. Кроме того, Сербия экспортирует в Россию одежду (прежде всего итальянские бренды, производимые на территории страны), электротехнику производства компании Hisense (в недавнем прошлом – хорошо известная югославская, а позже словенская компания Gorenje). Между Сербией и Россией действует соглашение о свободной торговле с 2000 года (с изменениями, внесенными в 2011 году). Поэтому китайцы, которым принадлежит эта компания, используют логистические возможности и, например, холодильное оборудование с фабрик в Словении поставляют беспошлинно», - отметил М.Лобанов.
Что касается российского экспорта в Сербию, то он основывается, прежде всего, на углеводородном сырье. «Физические объемы импорта российской нефти и газа в Сербии после 2022 года остались прежними. Правда, в денежном эквиваленте они возросли», - заметил экономист.
Тут стоит напомнить, что Россия была и остается традиционным поставщиком военно-технической продукции в Сербию. В настоящее время это единственная европейская страна (за исключением Беларуси, входящей в Союзное государство), которая закупает вооружения у России. Среди них особо заметны поставки в 2010-х годах самолетов МиГ-29, причем как на безвозмездной основе, так и в счет экспортных кредитов, которые в июне 2024 года российское правительство реструктуризировало. В 2020-2023 годах в Сербию поставлены вертолеты Ми-35М и Ми-17В-5, зенитные ракетные комплексы С-400, зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1М», комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Репеллент», противотанковые комплексы «Корнет». «Но в целом конкуренция довольно серьезная: помимо России, на рынке вооружений Сербия взаимодействует активно с Китаем (зенитно-ракетные комплексы «Хунци-22»), Испанией (вертолеты и военно-транспортные самолеты Airbus), Францией. После визита президента Сербии Александра Вучича в Париж и ответного визита французского президента Эмманюэля Макрона в Белград было подписано 11 соглашений о сотрудничестве, важнейшее из которых – о поставках сербской стороне 12 истребителей Rafale за 2,7 млрд. евро. Эти самолеты – прямые конкуренты Су-30. Таким образом, мы должны понимать, что сфера военно-технического сотрудничества, где Россия традиционно присутствовала, в настоящее время диверсифицируется Китаем, Испанией и Францией», - подчеркнул М.Лобанов.
Страны-кандидаты в члены ЕС обязаны соблюдать резолюции, которые принимаются в Брюсселе. Учитывая этот фактор, руководство Сербии с целью диверсификации поставок природного газа из России подписало соглашения на поставки природного газа из Азербайджана, а также на поставки сжиженного природного газа из Алжира, Катара и США. Сложность и в том, что важнейшим инвестиционным конкурентом России на рынке Сербии выступает Китай, который контролирует в Сербии инфраструктурные проекты, железнодорожное строительство, предприятия.
Несколько проще и одновременно определеннее ситуация в Боснии и Герцеговине, где Россия взаимодействует только с Республикой Сербской. К настоящему времени Босния отказалась от поставок российских нефтепродуктов, но продолжает использовать российские цветные металлы, глинозем, природный газ российского происхождения и каменный уголь.
Заведующая кафедрой международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им. Н.Н. Ливенцева МГИМО (У) МИД России, ведущий научный сотрудник Центра восточноевропейских исследований Института экономики РАН Мария Максакова посвятила свое выступление политике Европейского союза в странах Западных Балкан. Среди ключевых задач Брюсселя в регионе она назвала политическую и экономическую адаптацию, а также его включение в ЕС с пространственно-географических и экономико-политических позиций (в ЕС это называется «европеизацией» Балкан). Подготовительной площадкой и своего рода институализированным интеграционным соглашением для дальнейшего вступления в ЕС выступает Центрально-Европейская ассоциация свободной торговли (ЦЕАСТ, CEFTA). «Проекты и торговые инициативы ЕС в регионе еще не привели к желаемым для Брюсселя результатам, однако способствуют либерализации торговли», - отметила М.Максакова.
Научный сотрудник Центра сравнительных социально-экономических и политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Татьяна Попадьева рассказала о современном состоянии дел в Хорватии. Т.Попадьева напомнила, что с момента распада Югославии страна позиционирует себя не балканским, а центрально-европейским государством. В последние годы эта тенденция только усилилась. Что же касается политических и экономических отношений Москвы и Загреба, то до начала 2022 года их можно было назвать стабильными, но в то же время эта стабильность подчеркивалась достаточно низкой интенсивностью контактов, в том числе из-за недостатка информации друг о друге. «Правда, несмотря на дискурс о том, что Хорватия причисляет себя скорее к Центральной Европе, в стране существует достаточно много проектов по развитию славянской идентичности, культуры, музеев. Возможно, Загреб и хотел бы иметь более тесные инвестиционные и социально-экономические контакты с Россией, однако в условиях актуальных международных отношений между Россией и Западом открыто сказать об этом не может, и вынужден свои контакты с Россией либо минимизировать, либо скрывать», - отметила Т.Попадьева.
В круглом столе принял участие старший советник Посольства России в Сербии Николай Помилуйко. Согласившись с большинством тезисов, высказанных экспертами, он внес в них некоторые дополнения и уточнения. По его словам, инвестиционное сотрудничество Сербии с Китаем продолжится. В частности, сербский политический истеблишмент поддерживает инициативу постройки нового китайского нефтеперерабатывающего завода. В мае 2024 года соответствующее рамочное соглашение было подписано с компанией China Energy International. По предварительным расчетам, новое предприятие, который появится в Смедерево, в индустриальной зоне общей площадью 114 га, будет перерабатывать около 10 тыс. баррелей нефти и нефтепродуктов в день. Общая сумма инвестиций составит около 2,4 млрд. евро, непосредственно на нефтеперерабатывающем заводе будет работать 700 человек, а опосредованно — около 2,4 тыс. человек.
Дипломат подчеркнул, что, несмотря на все усилия западников, Россия в ближайшие годы останется гарантом энергобезопасности Сербии. «Газ, который поступает в Сербию по магистральной трубе, соединенной с “Турецким потоком”, останется в ближайшие годы главным источником поступающих углеводородов. Сербия благодарна, что, несмотря на сложный политический контекст, Россия все-таки остается самыми надежными поставщиками энергоресурсов не только в Сербию, но и в Венгрию, и в Болгарию - они тоже благодарны, хотя открыто об этом не говорят», - заключил дипломат.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs