Принятие новой Стратегической концепции Альянса на Лиссабонском саммите, без преувеличения, является событием чрезвычайной важности. Исторический смысл новой Стратегии можно усмотреть в ряде фундаментальных положений, самым непосредственным образом затрагивающих национальные интересы России.
Документ зафиксировал новый, «стратегический» вектор развития отношений НАТО с Россией.
Прежде всего, в новом документе впервые сказано: НАТО «не является угрозой для России», на чем особо акцентируют внимание натовские чиновники. То есть до 19 ноября 2010 года НАТО угрозой для России была. И расширение НАТО преследовало стратегическую цель максимально сузить пространство манёвра для России. Так и теперь для России перестать «быть угрозой» для НАТО не означает, по моему мнению, действительно сделаться её партнером. И вот почему.
Как отмечается в Концепции, теперь НАТО хочет «видеть реальное стратегическое партнерство между НАТО и Россией» и будет «действовать соответственно, ожидая взаимности от России». Причем, «невзирая на наличие разногласий по отдельным вопросам», страны-члены Альянса убеждены, «что безопасность НАТО и России тесно переплетены, и что сильное и конструктивное партнерство, базирующееся на взаимном доверии, транспарентности и предсказуемости может наилучшим образом служить нашей безопасности».
К чему бы такой реверанс в сторону России? Оказывается, есть к чему. Сотрудничать с Россией НАТО готова по весьма определённому кругу тем. Это «противоракетная оборона, борьба с терроризмом, наркотики, пиратство и укрепление международной безопасности». Остановлюсь лишь на некоторых.
Как известно, лидеры стран НАТО одобрили идею создания для евроатлантического региона системы противоракетной обороны, способной защитить территорию всех стран-членов НАТО. Только после этого России было предложено «посотрудничать» с Альянсом по вопросу ПРО. Планируется, что новая система будет развернута в четыре этапа в 2011-2020 гг. и покроет все европейские государства НАТО. Однако окончательно решить этот вопрос без России невозможно. Поэтому одним из центральных вопросов саммита Совета Россия - НАТО является участие Москвы в проекте ЕвроПРО.
По всей видимости, от российской стороны в очередной раз потребуют «большей прозрачности», что выльется в открытие стратегически важных объектов для натовских генералов.
Высокопоставленные американские чиновники отмечают, что операции НАТО в Афганистане являются неотъемлемой частью общей Стратегической концепции. В результате по итогам саммита Россия - НАТО будет расширено соглашение об упрощенном транзите грузов через территорию РФ для сил НАТО в Афганистане, и что особенно важно – из Афганистана, продолжится дискуссия о приобретении для Афганистана партии российских вертолетов в едином пакете с услугами по их сервисному обслуживанию и подготовке пилотов и техников.
Важным вопросом сотрудничества с РФ в НАТО является также сокращение вооружений. По этому поводу требования, как мне представляется, означают буквально вмешательство во внутренние дела: «В будущем при любом сокращении нам следует добиваться согласия России на увеличение прозрачности ее ядерного арсенала в Европе и передислокации этого оружия подальше от территории членов НАТО». Вот Вам и стратегическое партнёрство!
По сути дела, ОНИ и МЫ говорим на разных языках. Генсек НАТО уверяет, что «Россия только выиграла от расширения НАТО, поскольку впервые в своей истории получила стабильных и предсказуемых соседей вдоль всей своей западной границы.., что было ее мечтой на протяжении веков». Оказывается, расширение НАТО – это реализация многовековой мечты русских!
И, наконец, последнее, и, может быть, самое значимое положение. «Оборона конкретных территорий более не является главной функцией НАТО. Центр внимания перемещается на угрозы и задачи, которые могут возникать в разных местах и в разных формах. Примеры – терроризм, международная преступность.
Итак, заинтересованность НАТО в укреплении взаимодействия с Россией имеет очень простые объяснения. Во-первых, на Россию можно переложить часть материального бремени и моральной ответственности за «афганский вопрос». Во-вторых, без России невозможно запустить проект ЕвроПРО (нужны российские РЛС). В-третьих, Россия пока ещё нужна как постоянный член СБ ООН в обеспечении будущих операций, требующих решений этого органа. В-четвертых, Россия «играет важную роль в преодолении так называемого «идентификационного кризиса» Альянса, выйти из которого без налаживания качественно новых отношений с Россией невозможно. В-пятых, как сказано в Концепции, «очень существенное улучшение наших отношений позволит преодолеть опасную напряженность на постсоветском пространстве».
Иными словами, международный авторитет России должен помочь расширению НАТО.
При этом никаких особых преференций России Североатлантический союз не предоставил.
Вывод один: никакого действительного, тем более стратегического, партнёрства между Россией и НАТО на условиях новой натовской Концепции быть не может.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs