ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Один за всех, и все за одного. Европейские фермеры бастуют

13:11 23.02.2024 • Алексей Большаков, корреспондент

Волна фермерских протестов не утихает по всей Европе уже несколько месяцев. Аграрии из Франции, Германии, Польши, Греции, Испании, Бельгии, Италии и Нидерландов устраивают все новые и новые акции протестов: тракторами блокируют трассы, «украшают» здания местных администраций навозом, тухлыми яйцами и помидорами, и даже просят президента России решить все проблемы.

«Путин, разберись с Украиной, Брюсселем и нашими правителями», — гласит надпись на плакате одного из польских фермеров, блокировавшего автостраду вблизи пограничного перехода в Гожичках.

Причины протестов во всех странах разные, но результат один: прибыль европейских фермеров падает, а затраты на производство сельхоз продукции лишь растут из-за чего вести бизнес становится просто нерентабельно — дебит с кредитом не сходятся. Зато фермеры сходятся на демонстрациях.

Осада Парижа

24 февраля во Франции стартует Международный сельскохозяйственный салон — одно из крупнейших ежегодных событий в стране. Протестующие фермеры планируют использовать это как способ привлечения внимания к проблемам аграриев. Так активисты из Национальной федерации синдикатов сельскохозяйственных рабочих (FNSEA) и их союзники из Молодых фермеров (JA) объявили, что проведут демонстрацию в центре Парижа 23 февраля, за день до открытия Сельскохозяйственного салона. Стоит ожидать также и «осады» Парижа, поскольку протестующие планируют перекрыть подъезды к городу, взяв его в кольцо.

Французские фермеры, крупнейшего сельскохозяйственного производителя ЕС, говорят, что не могут свести концы с концами. По данным Eurostat, индекс цен на сельскохозяйственную продукцию в среднем снизился почти на 9% за период с третьего квартала 2022 года по сравнению с тем же периодом 2023 года. Основные потери несут производители зерновых и молочной продукции.

Аграрии утверждают, что из-за стремления правительства и розничных сетей снизить инфляцию на продукты питания многие производители не могут покрыть высокие расходы на энергию, удобрения и транспорт. Подливает масла в огонь и налог на дизельное топливо, которое используется для заправки тракторов и сельхозмашин. Происходит эффект домино: производственные затраты возрастают, как и стоимость рабочей силы и кормов для животных.

Фермеры также опасаются и конкуренции со странами МЕРКОСУР (Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай). Они считают, что соглашение о свободной торговле с латиноамериканскими странами чревато новыми проблемами для европейского сельхозсектора, поскольку Брюссель не выдвигает такие же, как на внутреннем рынке, стандарты относительно продукции южноамериканских поставщиков.

Существует также и серьезная проблема у фермеров, которые выходят на пенсию. Согласно данным системы социальной защиты фермеров (MSA), в 2022 году средняя пенсия самозанятого фермера составит 1 269 евро по сравнению с 1 509 евро для всех пенсионеров. Доходы падают, а пенсии не растут.

Серьезным бременем для французских фермеров стала и зеленая политика ЕС. Стратегия «от фермы до вилки», которая возникла в пандемийные годы, призвана создать экологичную здоровую продовольственную систему в «Европе-саду». В планах брюссельских политиков входит сокращение использования пестицидов на 50% к 2030 году, а удобрений — на 20%; освобождение земель для несельскохозяйственного использования (например, путем высадки деревьев); перевод 25% всех сельскохозяйственных угодий ЕС под выращивание органической продукции. Однако аграрии не только Франции, но и всей Европы, смотрят на такие инициативы с недоумением, покручивая у виска пальцем. Протестующие фермеры отмечают нежизнеспособность зеленой политики объединения, которая, по их мнению, ведет лишь к разрушению отрасли.

Движение «локомотива» перекрыл трактор

Ситуация в Германии — «локомотиве Европы» — ничуть не лучше. Изображения сотен тракторов, блокирующих въезды на автострады и проходящих маршем по многим немецким городам уже стали мейнстримом.

Протесты, возглавляемые Немецким союзом фермеров (DBV), направленны против политики правительства Шольца. Возмущение бауэров возникло после того, как правительство представило план по сокращению субсидий сельскохозяйственному сектору, после того как конституционные судьи призвали к порядку в отношении бюджетных правил страны.

План предусматривает отмену льгот по налогу на дизельное топливо, действовавших до сих пор в этом секторе, и прекращение льгот по налогу на сельскохозяйственные машины. Цель — заткнуть зияющую дыру в 17 миллиардов евро в бюджете на 2024 год.

В то время как протесты представителей аграрного сектора только усиливаются, разгоряченные фермеры напали на министра экономики ФРГ Роберта Хабека (Зеленые), не позволив парому, на котором он возвращался из отпуска на туристическом острове Халлиг Хооге в Северном море, причалить к берегу.

Осудив это «жестокое» нападение, правительство, тем не менее, попыталось исправить ситуацию, объявив, что налоговые льготы на топливо будут отменены в течение трех лет, а не сразу, как планировалось изначально. В правительстве также согласились сохранить освобождение от налога на сельскохозяйственную технику, отказавшись от этой части бюджетной реформы. Однако немецких фермеров это, кажется, не устроило. Протесты продолжаются.

Эрозия солидарности

20 февраля фермеры в Польше перекрыли около сотни дорог и пограничных переходов с Украиной в знак протеста против «неконтролируемого» украинского импорта продовольствия.

Десятки тракторов съехались в город Рыки, расположенный в 100 километрах к юго-востоку от Варшавы, откуда отправились блокировать автомагистраль S17, ведущую в город Люблин и далее к границе с Украиной. На своих автомобилях фермеры вывесили таблички с надписями «Остановите неконтролируемый наплыв украинских товаров» и «Сельское хозяйство медленно умирает». О самой примечательной табличке я уже упомянул в начале текста. 

Польские фермеры недовольны привилегированным положением украинских аграриев на европейском рынке. После начала российской военной операции ЕС отменил квоты и пошлины на ввоз украинской продукции. Также вступило в силу соглашение об упрощении грузовых перевозок между ЕС и Украиной. Импорт украинского зерна и других продуктов питания создает перенасыщение рынка, которое приводит к снижению цен.

Протесты являются следствием растущей напряженности в отношениях между Украиной и соседями по западной границе. Президент Украины Владимир Зеленский, комментируя протестные марши польских фермеров, назвал это «эрозией солидарности».

«Новости с границы с Польшей выглядят откровенным издевательством», — добавил он.

При этом польские власти утверждают, что совместно с украинцами «работают» над новыми правилами импорта из страны. По словам министра сельского хозяйства Польши Чеслава Секерского, они должны быть сформулированы к концу марта.

Но, судя по всему, никаких даже приблизительных договорённостей стороны на данный момент не достигли. Более того, не особо похоже, что, кроме прямого ответственного — сельскохозяйственного ведомства, никто в кабмине Дональда Туска не стремится разбираться с происходящим, а многие чиновники, по сути, отделываются только дежурными фразами. Президент Польши Анджей Дуда не стал осуждать блокировку фермерами границы с Украиной, назвав их действия «законным протестом».

 

Фермерские протесты в Европе являются чем-то вроде «национального спорта», но впервые за долгое время они совпали сразу в полудюжине стран союза. Можно предполагать, что выходом из кризиса станет компромисс между властями и аграриями. Так, например, премьер-министр Франции Габриэль Атталь анонсировал законопроект, направленный на поддержку сельхозотрасли. Речь идет о более чем €400 млн на поддержку аграриев: налоговых льготах и снятии запрета на пестициды, которые разрешены в других странах Европы, что, по словам французских фермеров, приводит к недобросовестной конкуренции. Тут уже встает вопрос, где же взять деньги, на подобные инициативы? Европейским политикам есть над чем подумать, уклоняясь от тухлых помидоров разгоряченных фермеров.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати