Градус политической борьбы на Украине в период затянувшейся отставки главкома ВСУ Валерия Залужного был крайне высок. Однако конвертировать это напряжение в политический или социальный ресурс экс-главком и его сторонники не смогли. Вряд ли таким капиталом можно назвать посты поддержки в социальных сетях.
Дискредитировать Залужного пытались до ситуации с отставкой, все время, пока ходили слухи об уже «состоявшейся отставке». Яркий пример – информация о том, что Залужный принял предложение стать послом Украины в Великобритании, которая появилась накануне сообщения о его отставке. Информация о том, что такое предложение ему сделано появилось еще раньше.
Залужный пока так и не стал политиком и никаких соответствующих качеств за время пусть ограниченной, но публичности, не проявил. Но политическую карьеру ему строили, отсюда его странная активность в иностранных средствах массовой информации, интервью, статьи, колонки, например, в издании The Economist. Попутно решалась задача дискредитации Зеленского – экс-главком почти напрямую критиковал намерения Зеленского продолжать активные боевые действия. Кем? Это интересный вопрос.
Однако на фоне внешних усилий по построению карьеры Залужного проявилась опасная ситуация – все это сопровождалось ростом и укреплением авторитета главкома в уставшем от войны обществе и украинской армии, среди офицерского состава, повышало его привлекательность для потенциальных спонсоров в украинском политикуме. Предполагаю, западных кукловодов устраивало все, кроме формирования корпуса поддержки в среде военных. Здесь была угроза вызревания военного мятежа, контролировать последствия которого было бы сложно, тем более что Залужный в своих публикациях в зарубежной прессе предстал как человек, выступающий за снижение уровня военного противостояния с Россией по причине недостатка людей и оружия. Возникали опасения, что рри самом худшем, но при этом вероятном, варианте развития событий, военные мятежники могли бы даже пойти на сепаратные (не согласованные с Западом) переговоры с Россией. Нельзя исключать, что это был один из аргументов Зеленского в отстаивании своего решения по отставке перед западными кураторами.
Решив «проблему Залужного» технически, Зеленский перешел к решению главного политического вопроса – удержанию власти. Верховная Рада 6 февраля, утвердив указ президента Украины, продлила военное положение на 90 дней – до 13 мая. То есть, на такой срок, что сделало невозможным старт избирательной кампании по выборам президента Украины. Срок полномочий президента Украины Владимира Зеленского кончается 31 марта 2024 года.
Отставка Залужного в этом контексте – это не вопрос личности, это вопрос механизмов власти. Бонус от ситуации получил Залужный – он оставил на Зеленском ответственность за мобилизацию и закон мобилизационный закон (на принятие которого в парламенте не явился), ответственность за провал контрнаступления, которое экс-главком перевел в сферу политических, а не военных решений. Таким образом, экс-главком списал увольнением значительную часть негатива в своем отношении. Ну и заодно стал «героем Украины». Пока что это – самые заметные политические приобретения не политика Залужного. Будущие же проблемы на фронте – уже проблемы нового главкома Сырского, автора Дебальцевского котла (2015 год) и Бахмутской «мясорубки» (2023 год), обороны Авдеевки.[i] Представляя Сырского, впрочем, президент Зеленский говорил о других его делах: «У него есть успешный опыт защиты – провел Киевскую оборонную операцию. Он также имеет успешный опыт наступления – Харьковской освободительной операции». В отношении киевской операции напомним – российские войска отошли от Киева в качестве жеста доброй воли, в рамках подготовки Стамбульских соглашений.
Симптоматично, что Зеленский попытался отыграть ситуацию с ответственностью за обстановку на фронте, в своем заявлении об отставке Залужного: «Мы должны честно говорить, ощущение стагнации именно на южных направлениях и сложности в боях на Донбассе повлияли на общественное настроение. Украинцы стали реже говорить о победе».[ii] Явная попытка возложить военные неудачи и как следствие - снижение доверия к власти, на экс-главкома.
С точки зрения значимости для фронта – это просто замена декораций в лице генералов на должности главкомов. Ключевые вопросы – поставки оружия и политические решения определяют уровень вооруженного противостояния. Однако, Зеленский продолжил перестановки в армии,[iii] старательно повышая уровень лояльности к себе в армейском руководстве, разрушая сеть поддержки Залужного в армейской среде. Здесь его намерения и действия направлены на ликвидацию угрозы участия армии в возможном мятеже, чего опасаются и на Западе, а значит – интересы совпали.
Превращение Залужного в политика при этом возможно только при получении им ресурсов, необходимых для осуществления политической деятельности: структуры (формальные – партийные структуры, неформальные – политтехнологические структуры, человеческий ресурс, финансы, медиа). В настоящее время для спонсоров Залужного предоставление ему ресурсов – значительный риск, так как у Зеленского появится повод оказать на них жесткое давление.
Подходящее время делать открытую ставку на Залужного прошло, а новая ситуация пока не созрела. Об этом свидетельствует и слабая общественно-политическая реакция, и отсутствие сопротивления увольнению Залужного в армии, несмотря на постоянно ранее обсуждаемый в украинских СМИ и соцсетях, зафиксированный социологами высокий уровень доверия экс-главкому.
Согласно результатам исследования (ноябрь 2023 г.) украинской социологической группы «Рейтинг», в целом показатель доверия со стороны населения у Залужногo находится на уровне 82%, тогда как у лидера украинского государства - на уровне 72%. В случае проведения на Украине президентских выборов, Зеленский получил бы в первом туре 47,4%, а Залужный - 30,7% голосов участников опроса, которые определились с кандидатурой. Во втором туре голоса разделись бы почти поровну - Зеленский получил бы 42%, а Залужный - 40%.[iv] Но это в то время, когда из политических действий Залужного можно отметить только публикации в зарубежных СМИ. А шансы на победу уже тогда сравнялись с Зеленским, что значит - при начале работы по активному выстраиванию политической карьеры Залужного, его рейтинг пошел бы вверх.
В отставке Залужного можно видеть как Зеленский и его команда использовали слабость администрации Байдена для устранения для себя внутриукраинских угроз. Реальность угроз подтвердила и реакция на статьи, и информационные вбросы об отставке Залужного, и реакция со стороны представителей украинского политикума:
- Лидер фракции «Батькивщина» в Верховной раде Юлия Тимошенко выступила в защиту Залужного на фоне слухов о его возможной отставке. Она также подчеркнула, что одной из проблем Украины наряду с коррупцией, непрофессионализмом и отсутствием «справедливой мобилизации» является увольнение с должностей профессионалов и патриотов.[v]
- Депутаты от партии экс-президента Украины Петра Порошенко «Европейская солидарность» обрушились с критикой на Зеленского в связи со сменой главнокомандующего вооруженными силами страны: «Ошибочное решение, которое будет иметь последствия для государства и народа. Отставка Залужного станет приговором для власти».[vi]
Эти заявления говорят о контуре политической поддержки Залужного, круге возможных политических партнеров-спонсоров. Но, как отмечено выше, с превращением Залужного в политика и накачиванием его соответствующими ресурсами они с одной стороны опоздали, а с другой – время еще не настало.
31 марта срок окончания полномочий президента Украины Владимира Зеленского. Эта дата может быть началом кампании против Зеленского. Круг и активность участников выступления против «узурпатора Зеленского» покажет – пойдет ли Залужный в политику. Ответом на этот вопрос – будут или не будут публикации экс-главкома в зарубежной прессе, получит ли он доступ к украинским СМИ, или будет ли работать на платформах соцсетей.
Этот раунд за Зеленским, фундамент под режим заложен доминированием фракции его партии «Слуга народа» в парламенте, контролем СМИ. Позиция Зеленского, де факто заявленная Западу, не новая: вы хотите, чтобы мы воевали? но тогда я у себя сам решу вопрос о власти – убираем Залужного, ставим лояльных офицеров. Сырский не будет писать колонки в The Economist, он, как вы и хотите, будет воевать «до последнего украинца», а как будет воевать – зависит от западного финансирования и поставок вооружений.
Для Залужного стадия «политик» не наступила, мятежником он не стал, поэтому переходит в состояние политической консервации. В режиме «консервы» он будет находится до конца марта (окончание полномочий президента Зеленского), а возможно и дольше – как дамоклов меч для Зеленского, или в ожидании правильного с точки зрения Запада момента начала смены власти в Киеве.
Насколько прочны в этой ситуации политические позиции Зеленского? Ответ прост – ровно до тех пор, пока это устраивает Запад. Это понимают все.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[ii] https://ren.tv/news/v-mire/1188844-perestanovki-v-vsu-chto-izvestno-o-novom-glavkome-syrskom
[iii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19956365
[iv] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19439191
[v] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19870383
[vi] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19940119
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs