Едва в Германии отгремели новогодние фейерверки, как немцы узнали – в стране стало на одну политическую партию больше. 8 января в берлинском правительственном пресс-центре прошла официальная презентация только что зарегистрированного в качестве партии «Союза Сары Вагенкнехт: за здравый смысл и справедливость» (Bündnis Sahra Wagenknecht - Für Vernunft und Gerechtigkeit, BSW). Партия основана популярной политической деятельницей и её соратниками из числа депутатов бундестага, покинувших в конце прошлого года парламентскую фракцию Левой партии. О предстоящем создании новой партии левого направления в Германии оживлённо говорили весь прошлый год. И вот этот замысел стал реальностью. Воодушевлённая событием Сара Вагенкнехт не скрывала радостных эмоций и заявила журналистам об «историческом дне», который обещает «коренным образом» изменить политическую жизнь в ФРГ.
«Мы основали новую партию, чтобы прекратить неправильную политику, некомпетентность и высокомерие берлинского правительственного квартала, которые разделяют нашу страну, ставят на карту и проигрывают наше будущее, и ставят под угрозу нашу демократию», - заявила политик. В качестве актуального примера она назвала охватившие всю Германию протесты фермеров, недовольных решением федерального правительство ввести налоги на сельхозтехнику и отменить господдержку на покупку дизельного топлива для фермерских хозяйств. Пойдя на этот шаг в лихорадочном поиске средств для до сих пор неутвержденного бюджета страны на 2024 год, кабмин канцлера Шольца натолкнулся на беспрецедентную по силе и масштабам акцию противодействия немецких аграриев. По словам Вагенкнехт, сегодня люди в Германии «имеют дело с правительством, у которого нет другого плана, кроме как вытащить и без того скромные деньги из их карманов».
Объявлено, что партию возглавят сама Вагенкнехт и Амира Мохамед Али — бывшая сопредседатель фракции «левых» в бундестаге. Своё название в нынешнем варианте BSW сохранит и после учредительной партконференции (съезда), намеченной в Берлине на 27 января. Лидер партии пояснила, что перемена названия будет возможна лишь после федеральных выборов 2025 года. Как сообщалось ранее, в путь партия стартует с капиталом пожертвований на общую сумму 1,4 млн. евро, причём на момент регистрации 90 процентов всех денег - это мелкие пожертвования.
Чем же новая партия будет отличаться от традиционных «левых», и каковы её перспективы? BSW ещё только предстоит разработать детальную партийную программу, пока же можно было ориентироваться на короткий манифест. Судя по озвученным самой Вагенкнехт идеям, можно заключить, что новая партия будет выстраиваться как левоконсервативная политическая сила, которая, опираясь в целом на левые экономические идеи, готова в то же время к проведению вполне консервативной социальной и ультраконсервативной миграционной политики. В частности, BSW выступает за более жёсткие и эффективные меры в решении острейшей проблемы ФРГ - ограничении притока беженцев, для чего уже на внешних границах ЕС - или в самих странах происхождения - проводить процедуру рассмотрения ходатайств об убежище. Кроме того, Вагенкнехт подчеркнула необходимость всеми силами предотвратить появление в Германии «параллельных обществ», что, по ее словам, уже стало фактом во Франции, «где уже целые городские районы перестали быть отражением французского общества».
Новая партия выступает также против фанатизма в защите климата, который, как отмечалось, присущ многим сегодняшним «зелёным». Лидер BSW подвергла критике решение кабмина Шольца уже в 2035 году запретить производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Вместо запрета, считает она, надо стимулировать автопроизводителей к разработке более экономичных ДВС. Политик напомнила, что германская индустрия в этой сфере занимает ведущие мировые позиции, которые нельзя терять. Ведь число автомобилей с ДВС по-прежнему доминирует во всех странах и, что бы ни делал Евросоюз, их доля будет расти. Вклад Германии в защиту глобального климата был бы больше, если бы более экономичные ДВС стали «хитом немецкого экспорта».
Среди прочих декларируемых целей BSW - увеличение налогов для богатых и облегчение налогового бремени для малоимущих, увеличение инвестиций в образование, отмена санкций в отношении России и запуск «Северного потока», отказ от поставок оружия Украине и немедленное начало мирных переговоров между Киевом и Москвой. Из-за этого многие критики Вагенкнехт обвиняют её «в работе на Кремль». Отвечая в таком контексте на вопрос прессы, приемлем ли для нее вариант мира, при котором Украина уступила бы России значительную часть своей территории, Сара Вагенкнехт напомнила о попытке в марте 2022 года начать переговоры в Стамбуле при посредничестве Турции. Она считает, что в то время была возможность в ходе переговоров добиться такого результата, при котором российские войска отошли бы на те позиции, которые они занимали до 24 февраля 2022 года, а территориальные потери Украины ограничились бы отдельными регионами Донбасса и Крымом. При этом, правда, Киев должен был бы гарантировать отказ от членства в НАТО и от размещения на своей территории любых структур Альянса.
Стоит отметить, что касательно своей позиции сама Сара Вагенкнехт и её сподвижники не раз подчеркивали свою независимость и удаленность от Москвы. Так, однажды в интервью медиа-сети RND (Redaktionsnetzwerk Deutschland) она акцентировала, что не создает «пропутинскую партию», в чём часто её упрекают. В свою очередь, авторитетный Stern отметил: «До сих пор нет сведений о том, что Сара Вагенкнехт тесно общается с официальными лицами России или получает деньги от Кремля. Сама Сара Вагенкнехт также подчеркивает, что немецкими властями проводятся тщательные проверки на предмет того, чтобы в её альянс не поступали российские деньги… Из России поступило пока только два пожертвования на общую сумму 75 евро.».
В перспективных планах BSW сразу после первого съезда развернуть подготовку к участию в июньских выборах в Европарламент, на которых партия надеется получить, как минимум, 10 процентов голосов. Следующий этап – сентябрьские выборы в ландтаги на востоке Германии: в Саксонии, Тюрингии и Бранденбурге, где партия намерена потеснить крайне правую «Альтернативу для Германии», имеющую сегодня в электорате этих трех федеральных земель абсолютно доминирующие позиции – по меньшей мере, более трети избирателей в каждой. У обеих партий, хотя они и позиционируются на диаметральных политических флангах, есть немало общего в провозглашаемых политических целях, что, как надеются в BSW, даст избирателям большую свободу выбора. Вагенкнехт считает, что многие немцы поддерживали АдГ из протестных соображений, не видя в других партиях выразителей своих интересов. Их можно переубедить и даже принять в ряды собственной партии некоторых умеренных членов АдГ, но не радикалов. Политик не исключает, что при удачном выступлении её партии на восточных выборах может сложиться ситуация, при которой без BSW будет невозможно сформировать дееспособные земельные правительства.
Планы Сары Вагенкнехт выглядят заманчиво для некоторых известных немцев, которые начинают переходить на её сторону. Так, сенсацией стало присоединение к новой левой партии бывшего мэра Дюссельдорфа Томаса Гайзеля, который до этого почти 40 лет был в рядах СДПГ. Заметной в стране личностью является и предприниматель-миллионер из Карлсруэ Ральф Суикат, ставший партийным казначеем. По случаю регистрации партии к вечеру 9 января было подготовлено к приёму в её ряды сразу 450 человек. Но далее, как сказала Вагенкнехт, партия будет «расти контролируемым и медленным образом». Любой, кто хочет присоединиться, может сначала зарегистрироваться в качестве ее сторонника. Прежде, чем такие люди станут полноправными членами Союза, сначала с ними хотят «познакомиться». Она исключила возможность прямого перехода членов АдГ к BSW. Ясно, что Вагенкнехт старается сохранить как можно больший контроль над проектом, связанным с её именем.
Между тем в первые дни января немцев ожидал ещё один политический сюрприз. Лавры создателя новой партии, правда, уже правоконсервативного толка, решил примерить ещё один известный деятель – христианский демократ Ханс-Георг Маасен, не один год возглавлявший при правительстве Ангелы Меркель германскую контрразведку – Федеральное ведомство по охране конституции. Этот политик публично объявил о намерении создать новую партию на базе возглавляемого им правоконсервативного клуба «Союз ценностей» (WertUnion). Первые шаги к этому, по сообщениям СМИ, должны быть определены на общем собрании Союза.
«Союз ценностей», основанный в 2017 году, позиционирует себя как объединение консервативных христианских демократов. Сейчас Союз насчитывает около 4000 человек. Его члены полагают, что ХДС сместился слишком далеко влево при тогдашнем лидере партии Ангеле Меркель и ему необходимо снова представлять более консервативные позиции. Союз не является одним из официальных партийных отделений ХДС или ХСС и действует в качестве зарегистрированной ассоциации.
Как пояснил Маасен в ответ на запрос информагентства dpa, общее собрание «Союза ценностей» запланировано на 20 января в Эрфурте. Там должно быть принято решение о передаче прав наименования вновь создаваемой партии под англоязычной версией названия Союза - Values Union. Таким образом, ныне действующий Союз должен стать ассоциацией спонсорской поддержки «консервативной политики в Германии». По словам Маасена, «партия уже могла бы принять участие в предстоящих государственных выборах в Восточной Германии и будет работать со всеми партиями, которые поддерживают такую программу и готовы к изменению политики в Германии». «Если общее собрание согласится на эти далеко идущие изменения, это станет первым шагом к отделению «Союза ценностей» от ХДС и ХСС», — пояснил Маасен, имея в виду, прежде всего, идеологическое размежевание. Как считает политик, начиная со времен Ангелы Меркель, сегодняшние партии блока ХДС/ХСС «больше не представляют основной бренд христианской демократии: свободу вместо социализма».
Маасен в силу своей критической позиции в отношении нынешнего «слишком левого» официального курса ХДС и лично его лидера Фридриха Мерца уже давно стал своего рода политической занозой, и руководство христианских демократов инициировало процесс исключения строптивого политика из партийных рядов. И это многое объясняет в том, почему Маасен столь энергично взялся за создание своей партии.
Насчёт перспектив этой инициативы мнения в мире политики разделились, как и когда-то относительно партии Сары Вагенкнехт. Одни отмечают, что правые консерваторы пока слишком далеки от влияния на федеральном уровне и даже в случае успешного развития им потребуется немало времени – нужны региональные структуры и, соответственно, большое число членов партии и аппаратных функционеров, источники финансирования. Другие – насторожились: политическая угроза со стороны партии Маасена может быстро сказаться уже на региональном уровне. Так, например, считает премьер-министр Тюрингии Бодо Рамелов (Левая партия). Он призвал ХДС окончательно порвать с главой «Союза ценностей», поскольку «радикализация г-на Маасена становилась все более очевидной». В интервью газете «Тюринген альгемайне» политик выразил опасение, что планы создания партии являются попыткой «создать опору для Правого народного фронта». В прессе отмечается, что и BSW, и «Союз ценностей» нацелены, среди прочего, на отъём части голосов избирателей у АдГ. Однако сегодня даже в случае выхода «Альтернативы» на первое место на земельных выборах ни одна другая известная партия не захочет формировать правительство с АдГ. А вот в случае дебютного успеха новых партий неизвестно, как они себя поведут. Тем более, что в истории ФРГ на региональном уровне уже не раз случались самые неожиданные альянсы, существенно менявшие расстановку политических сил.
В 2024 год немцы вступили в основном с тревожными ожиданиями. Об этом свидетельствуют обнародованные 4 января результаты первого в новом году репрезентативного опроса Deutschlandtrend, проведенного берлинским институтом Infratest dimap по заказу телеканала ARD. 83% респондентов признались, что с пессимизмом смотрят на ситуацию в Германии, и только 13% опрошенных - с оптимизмом. Только треть надеется на замедление в 2024 году темпов роста цен на энергию и продовольственные товары. Еще меньше оптимистов относительно миграции: 82% считают маловероятным снижение притока беженцев в Германию. Три четверти настроены на еще большее, чем в 2023 году, количество природных катаклизмов - аномально жарких дней и проливных дождей с наводнениями.
На этом фоне немцы стали ещё критичнее относиться к правящей трёхпартийной коалиции - «светофору» (СДПГ, "зеленые" и СвДП). Рекордно низким остается уровень удовлетворённости работой федерального правительства (17%), и самого канцлера Олафа Шольца (19%). Если бы всеобщие парламентские выборы в Германии проходили в ближайшее воскресенье, то их бы выиграл блок консерваторов ХДС/ХСС (31%). «Альтернатива для Германии» заняла бы второе место с 22%., СДПГ - партия Шольца - получила бы 14%, "Союз-90"/"зеленые" - 13%, СвДП - 5%. При такой расстановке сил сформировать дееспособное правительство не смогли бы ни партии «светофора», ни ХДС/ХСС. Даже для альянса ХДС с социал-демократами (так называемой "большой коалиции") или с "зелеными" могло бы не хватить голосов. Поскольку брать в партнеры АдГ - по крайней мере, пока - все остальные парламентские партии категорически отказываются, в стране возникла бы патовая ситуация.
Словом, политикам есть над чем работать, и наступивший политический год в Германии обещает быть жарким.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs