27 декабря 2023 года журнал Bulletin of the Atomic Scientists разместил краткий комментарий заместителя редактора названного издания Франсуа Диас-Морин под названием «Обзор ядерного года: возникший интерес к ядерному оружию «за» и «против» («The nuclear year in review: A renewed interest in nuclear weapons – for and against»). В нем он бездоказательно напомнил о том, что Россия, мол, распространяла в 2023 году «тщательно замаскированные угрозы» применить ядерное оружие против Украины.
Франсуа Диас-Морин одновременно признал, что это не было сделано. Точнее сказать: вообще на высшем государственном уровне в Москве не было сделано никаких скрытых и никаких открытых угроз. Тем не менее, автор комментария утверждал, что Россия, якобы, «готовит ядерный саботаж на Запорожской АЭС, контролируемой российскими Вооруженными Силами». Но, интересно – зачем это надо делать заместитель редактора не уточнил.
Но, с другой стороны, Франсуа Диас-Морин скрыл, что против этой АЭС Украина неоднократно использовала ударные дроны, артиллерийские и ракетные системы при явном попустительстве руководства МАГАТЭ.
Одновременно заместитель редактора не подверг критике действующую американскую ядерную стратегию, которая предусматривает нанесение первого ядерного удара практически по любому государству мира, кроме союзников и партнеров Соединенных Штатов, которые в последние годы значительно усилили ракетно-ядерные средства передового базирования близ России и КНР.
В этом контексте следует обратить внимание на то, что начале декабря 2023 года в Женеве США устроили апробацию разработанной по заказу Пентагона игровой модели «SIGNAL» с участием экспертов из различных стран, привлеченных по линии ооновского Института по исследованию проблем разоружения или ЮНИДИР. Сценарий «SIGNAL» – это аббревиатура. Это отнюдь не простая, а стратегическая схема взаимодействия между ядерными государствами. По-английски: «Strategic Interaction Game Between Nuclear Armed Lands» или сокращенно «SIGNAL».
Российская делегация отказалась участвовать в этом сомнительном спектакле, поскольку модель «SIGNAL» предназначена для изучения различных аспектов эскалации конфликтов в рамках американской концепции глобального адаптивного и интегрированного сдерживания, в том числе ядерного сдерживания.
Проводя подобные мероприятия на международных площадках, американская сторона фактически изучает подходы и алгоритмы ракетно-ядерных действий, которые могут быть приняты против других государств.
Она была разработана Сандийской национальной лабораторией и Лабораторией по рискам и безопасности Университета Беркли (США) или сокращенно «BRSL» по заказу Пентагона и Министерства энергетики Соединенных Штатов в рамках проекта «Ядерные игры» («Project On Nuclear Gaming»). Как расписали авторы сценария «SIGNAL» – это компьютерная пошаговая стратегическая игра предназначена для изучения процесса принятия решений о применении обычного и ядерного оружия.
То есть, Вашингтон уже приучает мировое сообщество к применению ядерного оружия?
В ходе упоминавшейся декабрьской игры 2023 года специалисты ЮНИДИР моделировали применение ядерного оружия в сочетании с наступлениями сухопутных сил общего назначения, высадкой морского десанта, с ударом дальнобойными ударными средствами и проведением кибератак, а также обеспечением защиты своей территории и ресурсов средствами ПВО/ПРО. Представители «BRSL» в этой игре не участвовали, но «мониторили динамику процесса» и «пополняли статистику». Может пригодиться... Кому?
Как следует из статьи «Подтверждение невообразимого: экспериментальные военные игры на грани ядерной катастрофы» («Evidence of the unthinkable: experimental wargaming at the nuclear threshold»), размещенной на сайте «BRSL» в октябре 2022 года, именно схема «SIGNAL», была использована американским военным лобби для обоснования целесообразности принятия на вооружение американских маломощных ядерных боезарядов, к которым относятся боезаряды с мощностью 5 килотонн и меньше.
Примечательно, что первоначально мероприятие с участием экспертов ЮНИДИР было анонсировано как «Введение в военные игры» («Introduction tо wargaming»). Затем это компрометирующее название было изменено на «Введение в миротворческие игры» («Introduction tо peace games»).
Очевидно, что, спровоцировав паралич системы международных договоров в области снижения рисков военной ядерной угрозы и отход от поддержки шести двусторонних и многосторонних соглашений, имеющих прямое отношение к контролю над ядерными вооружениями, Вашингтон одновременно активизировал проработку сценариев конфликтов с возможным применением оружия массового поражения, в том числе ядерного, и масштабных технологических катастроф.
Все крупные военные учения Соединенных Штатов с использованием обычных вооружений заканчиваются c условным применением ядерного оружия. США и Великобритания поставляют на Украину снаряды с обедненным ураном.
С учетом действующих в США концепций «глобального многодоменного силового доминирования» и «первого превентивного и упреждающего ядерного удара» международной общественности и экспертному сообществу следовало бы проявить особую бдительность и продемонстрировать объективное восприятие ситуации с ответом на простой вопрос: «Откуда на самом деле исходит ядерная угроза миру?»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs