Крохотное государство Юго-Восточной Азии Тимор-Лешти (столица Дили) представляет серьёзный интерес сразу для нескольких крупных государств мира, прежде всего Индонезии и Австралии. Для последней это особенно актуально ввиду нарастающего соперничества Канберры с Пекином в регионе.
Моральный авторитет Канберры в глазах тиморцев достаточно низок. Причиной тому поддержка австралийцами индонезийской оккупации Тимора в 1975-2002 гг. Это заставляет Канберру более тщательно продумывать стратегию своих отношений с Дили.
Расстояние между двумя странами составляет 530 км. по глади Тиморского моря. Берега Тимор-Лешти омывают воды Омбайского залива и залива Ветер, соединяющих Тихий океан с Индийским. Их глубина позволяет подводным лодкам незаметно попадать из одной акватории в другую, что делает проливы объектом внимания Австралии, Индонезии, Китая и США. Из них только Китай не причастен к индонезийской оккупации Тимор-Лешти, что расценивается тиморцами как большой плюс. США и Австралия поддерживали Джакарту дипломатически, поставляли оружие и обучали индонезийских солдат.
Бюджет Тимор-Лешти на 90% зависит от добычи нефти и газа, при этом остро стоит вопрос диверсификации экономики. Для этого страна нуждается в иностранных инвестициях и технологиях. Канберра опасается, что и то, и другое может предоставить Китай.
В 2022 г. президент Тимор-Лешти Рамос-Хорта заявил, что обратится к китайским инвесторам за помощью в разработке нефтяного и газового морского месторождения Greater Sunrise, если не найдёт других желающих (1). Месторождение находится в 150 км. от тиморского побережья, его запасы в денежном эквиваленте оцениваются в $71 млрд. Если в течение десяти лет добыча не начнётся, Тимор-Лешти может столкнуться с финансовым кризисом.
Австралийцы, по заявлениям, готовы инвестировать, но с условием, что газ и нефть потекут в Австралию. Для Дили единственный приемлемый вариант - прокладка трубопровода к южному побережью Тимор-Лешти, а не в обратном направлении. Австралии такой вариант не нужен. Поставки нефти и газа до южного побережья Тимор-Лешти усилят его экономический и политический потенциал, превратят в суверенного и уверенного в себе маленького игрока, который будет активнее пользоваться в отношениях с соседями всеми выгодами, каковые даёт ему стратегически удобное положение и ресурсы. Учитывая эти факторы, тиморцам легче договориться с Пекином, чем с Канберрой.
Центральным пунктом внешнеполитической стратегии Дили является уклонение от участия в блоках, направленных против региональных игроков. Дили не заинтересован в возникновении конфликтов, дабы не пришлось выбирать одну из сторон. В рамках данной стратегии Тимор-Лешти стремится к членству в АСЕАН, усматривая в нём геополитические и экономические выгоды.
Экономические выгоды заключаются в возможности присоединиться к зоне свободной торговли АСЕАН, что значительно ускорит процесс диверсификации тиморской экономики и привлечёт новые инвестиции.
Геополитически членство в АСЕАН превратит Тимор-Лешти в участника многочисленного ансамбля, и Дили сможет развивать отношения с каждым из участников. Это послужит дополнительной внешнеполитической опорой и поможет сбалансировать отношения с международными партнёрами.
Членство в АСЕАН - непростая задача для Дили. Оно требует единодушного согласия всех десяти участников. Уже сейчас, например, Сингапур полагает, что ассоциация будет ослаблена, если примет такое бедное государство. Власти Мьянмы также могут не дать согласия на членство Тимор-Лешти из-за лояльности Дили к мьянманской оппозиции.
Даже при одобрении кандидатуры Тимор-Лешти процесс полноправного членства является достаточно длительным ввиду требований, согласованных на саммите АСЕАН в 2023 г.(2). Проблема для Дили в том, что чем дольше придётся добиваться членства в АСЕАН, тем сильнее будут обостряться экономические проблемы, требующие неотложного решения. И в этой ситуации логичным выходом для Тимор-Лешти остаётся сближение с Пекином.
В сентябре 2023 Тимор-Лешти и Китай подписали соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве (3). Дили признаёт Тайвань территорией КНР и согласует свою внешнюю политику с основными параметрами китайского инфраструктурного проекта “Один пояс, один путь” (4). Экономические выгоды от дружбы с Пекином для Дили слишком очевидны, чтобы ими пренебрегать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
https://www.lowyinstitute.org/publications/timor-leste-s-uncertain-future
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs