Армен Гарникович Оганесян, главный редактор журнала «Международная жизнь»:
С.В. Лавров в своей книги написал: «Мягкой посадки вашим батарейкам». У нас существуют две позиции. Одни считают, что необходимо занять жесткий подход, чтобы «батарейка» как можно скорее разрядилась. Другие выступают за постепенный плавный переход. При каждом конкретном случае проявления тенденции однополярности, надо играть на фортепиано не одной, а двумя руками. Иначе не получится богатой яркой музыки.
Иногда важно переходить к наступательным действиям, а порой – проявлять больший интеллектуализм. Мы любим использовать штампы, распространяемые в том числе нашими СМИ. Нас подводит то, что мы входим в другую реальность, а наши подходы, лексика и менталитет остаются во многом прежними. Это и вопрос образования. Дело в широте мышления, во владении языком, в умении словом отображать свое видение и понимание. Это дается нашему молодому поколению очень непросто. Молодежь надо готовить к сложной борьбе с использованием различных видов оружия. При этом важно не забывать, что у нас очень много союзников и поддерживающих нас граждан недружественных государств. Запад не един.
Марианна Борисовна Алборова, кандидат исторических наук, ведущий эксперт Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России:
Я хотела бы рассмотреть проблему образования. Сегодня важно обращать внимание на запросы. Мы живем в эпоху турбулентности. В этих условиях появляются новые запросы.
Во-первых, меняется социальная среда. Возникает вопрос как жить в условиях изменений и на что мы можем опереться. Как разобраться где ложь, а где истина? Как повысить уровень образования и сформировать кадры, способные создавать прорывные технологии. Великий Фукидид говорил, что причины войн в избытке силы. Если причина войн в избытке силы, то этот избыток должен быть у нас, а это, в свою очередь, зависит от наличия умных, высококомпетентных и образованных людей. Отдельно необходимо говорить о воле, морали и нравственности. Нужна команда единомышленников-профессионалов.
Во-вторых, историческая амнезия – это огромная опасность для развития страны и ее будущего. Мы сталкиваемся с молодым поколением, выросшем без тех ценностных установок, которые были у нас. Сформировалось поколение граждан в приграничных странах, которое заявляет о национальном самоопределении, при этом не говорят о том, что есть какое-то общество. На смену дипломатии старших приходит дипломатия молодых, у которых нет единого отечества. У них не было единых учебников, единых ценностей и нет общих смыслов.
Нам важно работать над развитием поколения, которое способно мыслить комплексно, стратегически, просчитывать стратегические перспективы и понимать сущность национальных интересов. При этом в эпоху войны смыслов следует работать, в первую очередь, с педагогами, осуществляющими подготовку кадров, с инженерами, разрабатывающими технологии и с управленцами, принимающими решения. Надо идти по широким секторам. На законодательном уровне мы действительно блокируем экстремизм и терроризм, но в социальных сетях остаются вещи, которые разрушают человекоцентричность. Этот процесс можно остановить только ценностными установками.
В-третьих, новый мировой уклад – это результат технологического прогресса. Появился запрос на то, как связать и объединить технологии. Важно понимать тактические задачи. В масс-медиа необходимо запустить цикл передач, в которых бы обосновывалась важность сохранения нашего мощного потенциала, в т.ч. с опорой на историческое прошлое. Страна-лидер развивает и популяризирует свои кадры на всех уровнях и всеми доступными средствами. Надо культивировать героев нашей эпохи, причем во всех сферах – научной, космической, информационной и др.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs