30 ноября – 4 декабря в московском Гостином дворе проходила юбилейная, 25-я выставка интеллектуальной литературы «Non fiction-25» - одна из трех важнейших и самых популярных книжных ярмарок. Среди ее участников - более трех сотен издательств, а еще книжные магазины и культурные центры, музеи, университеты, частные издательства.
Огромное пространство Двора в течение пяти дней можно было сравнить с бурлящим морем, растревоженным ульем, нестройным разноголосьем настраивающегося оркестра. Сугубо внешнее первое впечатление при входе на выставку – это какофония звуков – от младенческих криков совсем юных посетителей выставки, которых молодые родители везли в колясках, до шуршания шаркающих шагов совсем престарелых книгочеев, кого с раннего детства приучили к книгам и без чего они не мыслят свою жизнь.
Еще при входе на противоположном конце выставки замечаю слово «история», написанное огромными буквами.
При первом беглом взгляде на содержимое стендов действительно вижу, что книг с названиями, где присутствует это слово, - множество. Например, эта: Армен Гаспарян. «Крах Великой империи. Загадочная история самой крупной геополитической катастрофы» (изд. «Эксмо»). Автор свыше двух десятков интереснейших книг, уникальный телеведущий, энциклопедически знающий публицист, один из авторов учебника истории для 10 класса, он утверждает, что история краха Российской империи остается во многом загадочной до сих пор.
Следующая книга - «История человечества в великих документах» (изд. «Эксмо»). Автор - ученый-востоковед и бизнесмен Кирилл Бабаев отобрал из всех исторических документов ровно 99 - самых, на его взгляд, важных для хода мировой истории, - важнейшие письма, договоры, книги, карты и другие документальные свидетельства нашей истории от 3200 года до н. э. до 2017 года. Они не только документируют исторический процесс, но и показывают его в динамике и с точки зрения влияния на нас, людей XXI века.
Еще несколько. Петр Голубовский «История Северской земли. Срединные земли Руси в XI -XIV вв.» (изд. «Вече», 2023 г.), Т.З.Бирюкова «Торопливая Москва. Очерки из истории дорог и транспорта» (изд. ТОНЧУ, 2023 г.), Александр Ишимов «История России. В рассказах для детей (изд. «Малыш»), И.Чубайс «Русская история. Авторская концепция против официальной мифологии» (изд. «Яуза»). (Фамилия обязывает выступать «против»).
Множество и множество книг об истории в самых разных, даже диаметрально противоположных областях - о боевых сражениях и географических открытиях, героических подвигах и развитии малых городов России, возникновении новых специальностей, совершенствовании в кулинарии и виноделии – всего просто не перечислишь.
А еще можно много назвать книг, в названиях которых не присутствует слово «история». Однако это отнюдь не означает, что историческая тема в самых разных областях так или иначе не проявлена.
Например, вышедший в этом году в издательстве «Эксмо» совместный труд двух известных журналистов – Армена Оганесяна, главного редактора журнала «Международная жизнь», и Игоря Прокопенко, телеведущего, «Англия - Россия. Коварство без любви» о российско-британских отношениях со времен Ивана Грозного до наших дней» целиком и полностью посвящен истории сложнейших взаимоотношений двух могучих государств.
В книге читатель воочию увидит огромное число материалов из архивов МИД, СВР, Национального архива Великобритании и др. Это и фотографии оригиналов межгосударственных соглашений, военных донесений, карт, шифртелеграмм, расписок (в частности расписка Лжедмитрия I), посланий российских императоров, изображения печатей и многое-многое другое. Представленные в книге без купюр, они дополняют и иллюстрируют это глубокое историческое исследование.
Совсем недавно рассекреченные донесения британских послов дополняют поистине грандиозный масштаб всей антироссийской игры, ведомой Британией на протяжении столетий. Авторы также показывают, что все это время борьбы одного государства с другим поддерживали британские журналисты, насаждая в головы европейцев определенные клише. По мнению авторов книги, это «Первое: Россия – не цивилизованная страна, а белый человек по отношению к дикарю всегда занимает положение господина. Второе: Россия всегда таит угрозу, и поэтому нужно, что называется, бить первыми. Третье: Россию бить не страшно, она слаба».
Думаю, у читателей развеются все иллюзии, если таковые были, не оставляя сомнений в том, что издавна и до сегодняшнего дня Англия была и остается самым последовательным, коварным и опасным геополитическим соперником России.
В этом же – историческом - ряду книга Павла Крашенинникова «Обреченные мечтатели. Четыре временных правительства, или Почему революция была неизбежна» (изд. «Эксмо», 2023 г.), рассказывающая об истории России, истории государства и права.
Она охватывает короткий, но переломный для России период с марта по октябрь 1917 года - время революционных изменений, взрывного роста социальных и политических движений, а также стремительной смены власти. В стране одна за другой гремели революции — Февральская буржуазная и Великая Октябрьская социалистическая.
Как Временное правительство вступило на политическую сцену? Как отстаивало интересы нации и почему потерпело крах? На эти и другие вопросы автор - российский правовед, доктор юридических наук, отвечает с позиции современного видения. Исследуя правовые решения Временного правительства, он размышляет о том, какое влияние они оказали на политическую систему России и на судьбы огромной страны.
В своей новой книге "Корни и кроны. Откуда есть пошла русская культура" (изд. АСТ. 2023 г.) Константин Кустанович развивает мысль о том, что в основе многовекового противостояния между Россией и Западом лежит уникальная история России и русской православной культуры. Автор – выходец из России, заслуженный профессор американского Университета им. Вандербильта, преподаватель русского языка, литературы и культуры более чем с 25-летним стажем, доктор философии. Он подробнейшим образом демонстрирует и объясняет преемственность основных и чрезвычайно важных аспектов русской культуры, от Киевской Руси и до постсоветской России. Среди этих аспектов - особенности религии, образования и светской культуры, коллективизм и трудовая этика, традиции нравственности и права, особенности восприятия чужой культуры и такие аспекты психологии культуры, как формирование индивидуального сознания и преемственность культуры.
Искусствовед Софья Багдасарова в своей книге «Фениксы и сфинксы. Дамы Ренессанса в поэзии, картинах и жизни» (изд. «Бомбора», 2023 г.) собрала 15 биографических новелл о музах художников итальянского Возрождения. Это книга об истории культуры XIV-XVI веков, повседневной жизни женщин в то время и о том, как их судьба отражалась в произведениях искусства - картинах и стихах. «Прочитав ее, вы взглянете на Ренессанс немного с другого ракурса, - обещает Багдасарова. - А также обратите внимание на многие мелочи положения женщин той эпохи, о которых мужчины-авторы никогда не задумываются".
Кроме этого, слово «История» можно было увидеть в названии некоторых стендов: «Пешком в историю», «Музей истории ГУЛАГа». Есть и серии книг «История – это интересно». Одна из них автора Александра Васькина «Москва архитектора Щусева». Трудно представить нынешнюю Москву без его зданий. Они не только украсили город, но и кардинально повлияли на формирование общего облика столицы. Казанский вокзал и Марфо-Мариинская обитель, гостиница "Москва" и Мавзолей Ленина, а также Большой Москворецкий мост, станция метро "Комсомольская-кольцевая и многие другие объекты по праву можно отнести к архитектурным шедеврам, построенным по проектам Щусева, чей 150-летний юбилей был отмечен в октябре нынешнего года.
Чем же объяснить доминирующую тему историй? Возможно, издатели, интуитивно руководствуясь ставшим афоризмом изречением А.С.Пушкина «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», таким образом образовывают читателей, расширяют их кругозор, вовлекают в новые области знаний?
Предположу, что, конечно, это, но не только. Сейчас, во времена перелома устоявшегося за последние десятилетия глобального мира, интерес к истории более чем закономерен. Чтобы лучше разглядеть что-то крупное, надо иногда отойти на приличное расстояние. Так и в данный момент, чтобы лучше понять истоки противостояния России и тем миром, кто любыми средствами, боясь ее еще большего могущества, стремится затормозить, ослабить, а то и вовсе прервать ее развитие, обратить в свою нравственную веру, необходимо заглянуть в глубь истории, поискать там ответы на животрепещущие вопросы.
История на сей раз совершенно в другой области – старообрядчестве - отражена в новой книге В.Ф.Козлова «Рогожское. Духовный центр старообрядчества в Москве» (изд. проект "7 Апреля", 2023), чья презентация привлекла интерес многих посетителей выставки. Из книг по истории, кстати, современные читатели узнали, что крупнейшие предприниматели Москвы – Морозовы, Рябушинские, Кузнецовы - были староверами. Настоящее же издание представляет собой краткий путеводитель по уникальной исторической территории Москвы - всероссийскому духовному центру староверия, и его памятникам: храмам, богоугодным и просветительным заведениям, историческому некрополю.
На презентации было рассказано об истории формирования Рогожского старообрядческого кладбища, названного так потому, что староверы абсолютно бескорыстно помогали хоронить умерших, кого в далеком, 1771 году сотнями и тысячами скосила эпидемия чумы. Именно в связи с этим богоугодным делом, исполненным с христианским смирением, по особому указу Екатерины II гонимые доселе на Руси люди старой веры обрели наконец небольшое пространство за Рогожской заставой, где они могли начать селиться. Путеводитель хорошо иллюстрирован фотографиями, схемами. Издание рассчитано на всех, кто интересуется историей и культурой старообрядчества, любит и ценит московскую старину.
Теперь хотелось бы немножко поговорить о внешности, так сказать, основного героя выставки – печатных изданий. От такой концентрации ярких, великолепно исполненных обложек просто рябит в глазах. Даже на очень серьезном стенде МИД РФ расположились журналы «Международная жизнь» с вполне себе актуальным и важным контентом, однако с обложками, как говорится, в тренде - одна ярче другой.
Что уж говорить о книгах для детей. Здесь поистине фантазии художников и оформителей не знают предела. На стенде «Лабиринт Пресс» возлежат интерактивные произведения художественно-издательского мастерства уже космического уровня – по величине, изобретательности внутреннего наполнения, умению предоставить справочный материал в заманчивой игровой форме. Книги сами по себе знакомые. Например «Затерянный мир» Артура Конана Дойла. Но внутри – что ни страница, то головокружительное знакомство с новыми и новыми приемами подачи материала: там и открывающиеся ларцы и сундучки, скрупулезно с ювелирной точностью склеенные вручную, и выдвигающиеся картинки-портреты героев, и как бы от руки начерченные карты, и разворачивающиеся объемные предметы быта и еще много всего, что и вообразить трудно, а уж представить, как это все-все создавалось - и подавно.
На стенде «Scentbook. Книги с ароматами» можно, потерев картинку с изображением травки в книгах, действительно понюхать, как пахнет трава на лугу, или понаслаждаться запахом ландыша. Там же книги с «оживающими» картинками различных зверей и птиц.
Однако наряду с положительными впечатлениями невозможно не сказать, чтО на этой выставке «интеллектуальной» литературы показалось не совсем «интеллектуальным». Так, на многих стендах (действительно, на многих) книги довольно с экзотическими (если не сказать – странными) названиями: «Средневековые представления о нечистой силе, или История сношений человека с дьяволом», «Бытие или Безумие (и драконы)», «Взломать смерть» под рубрикой «Темное фэнтези», «Лихо», «Берег мертвых незабудок», «Странная Салли Даймонд Лиз. Спуск в темноту человеческого подсознания» и пр., и пр.
Почитав эти заголовки, хочется сказать: «Полный мрак». И, как явление из дурного сна, возникает на одном из стендов книга «Полный мрак» Тимофея Контума (изд. «Издательские решения»). Книгу я подержала в руках и полистала. Текст как будто состоит из СМСочных сообщений: пара предложений, две строки пропуска, и так вся страница. Не знаю, может, в дальнейшем и сподоблюсь прочесть это, чтобы иметь возможность действительно высказать свое мнение, но сразу же встретившиеся матерные слова, примененные так, для связи слов в предложении, как-то не очень располагают приступить к чтению.
Ну и, дабы не заканчивать на столь неопределенной ноте, – еще один положительный аспект. Просматривается все больший интерес к познанию собственной страны – будь то малая родина или обзор целых областей и краев. Мне удалось, а вернее, посчастливилось побывать на интереснейшей презентации двух книг неизвестных доселе авторов - Дмитрия Фалеева «Книга про Иваново. Город incognito» и Михаила Бару «Челобитные Овдокима Бурунова». (Обе книги вышли в изд. «Новое литературное обозрение» в 2023 г.).
Первая из названных книг посвящена местам, в которых вряд ли окажется путешественник, стремящийся посмотреть известные достопримечательности на популярных направлениях. Как утверждает автор, - в прошлом инженер-химик, а ныне поэт, писатель и переводчик - у каждого из малых городов, таких как Вельск, Яранск, Уржум, словно у людей, своя неповторимая биография и свой уникальный характер. Крутые и трагические повороты российской истории там перемежаются забавными курьезами, частные судьбы сплетаются с общественными. Ироничное и одновременно проникновенное описание писателя помогает читателям увидеть в истории провинциальных городов что-то очень важное и для самих их жителей, и для тех, кто никогда в этих местах не бывал.
Книга Дм.Фалеева, журналиста и писателя, состоит из очерков, историй и зарисовок, которые складываются в настоящую эпопею, посвященную его родному Иванову. «Город-подполье», как называет его сам автор, оказывается гораздо сложнее и разнообразнее, чем может показаться человеку со стороны: там соседствуют цыганские таборы и места встреч андеграундных художников, заповедная природа и «места славы» 1990-х. Фалеев смотрит на Иваново глазами антрополога-исследователя, который от наблюдения за экзотическими сообществами неожиданно для себя самого переходит к изучению родных ландшафтов и открывает их заново.
На презентации обе писателя были единодушны во мнении, что нет отдельно малых городов, что каждый из них – это часть живого организма огромной страны. Писатель-путешественник М.Бару, исколесивший ее вдоль и поперек, влюбленный в каждый уголок, в котором побывал, напоследок отвечая на вопрос, где бы ему хотелось жить, ответил: «В больших городах вечером над головой отблески огней, а неба не видно, а в маленьких – огромное звездное небо, и моральный закон внутри нас, которые, следуя Канту «наполняют ум все новым и возрастающим восхищением и трепетом, тем больше, чем чаще и упорнее мы над этим размышляем".
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs