В посольстве России в Соединённых Штатах в комментарии в связи с 200-летием «доктрины Монро» сообщили, что стремление США вбить клин в отношения России с государствами Латинской Америки бесперспективно.
«Невооруженным взглядом видно бесперспективное стремление Вашингтона вбить клин в отношения России с государствами Латинской Америки. В отличие от США, Российская Федерация не предлагает «дружить против кого-то», а выступает за подлинно прагматичное, равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. А администрации следовало бы выбросить на свалку истории давно изжившую себя "доктрину Монро"», — сообщили в посольстве.
Ранее в журнале «Международная жизнь» была опубликована статья, посвященная трансформации «доктрины Монро» и ее современному применению. «Первоначально Доктрина Монро, которая противодействовала политике колонизации, проводимой европейскими державами, имела исторически прогрессивное значение. При провозглашении Доктрина казалась подтверждением панамериканской солидарности. Однако постепенно правящие круги США по мере укрепления государства стали под видом защиты стран Америки от европейского вмешательства использовать ее, чтобы установить собственную гегемонию в Западном полушарии, присвоить себе право контроля над взаимоотношениями всех других американских государств со странами Европы, навязать им кабальные договоры. В дальнейшем эта доктрина стала основанием и прикрытием для захвата американцами огромных территорий (в частности, более половины тогдашней территории Мексики: нынешние штаты Техас, Калифорния, Аризона, Невада, Юта, Нью-Мексико, Колорадо, часть Вайоминга) и распространения своей сферы влияния на острова в Карибском море, земли в Центральной и Южной Америке. Изменение смысла Доктрины Монро началось почти сразу после ее принятия в XIX в., когда США стали использовать ее как прикрытие для своей собственной колониальной политики в пределах континента. Правда, по сравнению с открытым колониализмом европейских держав, колониализм США протекал под видом «распространения демократических ценностей», т.е. в глазах самих граждан США выглядел цивилизаторской и освободительной миссией. Гораздо более важный сдвиг в толковании Доктрины произошел в начале XX в., когда президенты США Т. Рузвельт и особенно В. Вильсон с опорой на Доктрину Монро обосновали необходимость участия США в мировых проблемах для «укрепления демократии, прав и свобод». Из антиколониальной теории Доктрина Монро превратилась в теорию планетарного колониализма нового (идеологического либерал-демократического) типа. Такой неоколониализм не предполагает аннексию территорий, для чего понадобилось бы содержать большую сухопутную армию для контроля над неспокойными регионами. Куда выгоднее, не принимая никаких обязательств, приводить к власти марионеточные правительства, завладевать инфраструктурой и экономикой этих стран, получая о
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs