Прошедшее 26 октября 2023 г. заседание Совета глав правительств государств-членов ШОС имеет все шансы стать эпохальным в истории организации.
Помимо оформления полноправного членства Исламской республики Иран и принципиального решения о вхождении в Организацию Республики Беларусь впервые настолько настойчиво и конкретно говорилось о механизмах экономического взаимодействия.
Причины такого внимания к экономической проблематике вполне понятны: с момента основания ШОС выступала за обеспечение региональной безопасности и суверенитет государств, недопущение деструктивного влияния третьих сил на внутренние дела как отдельных стран, так и региона в целом. Политический и военно-политический суверенитет недостижим без суверенитета экономического, особенно в условиях индустриального и постиндустриального общества.
Современная экономика является исключительно сложным механизмом, экономикой «больших рынков», поэтому экономическая интеграция и, в частности, производственная кооперация, создание общей или связанной инфраструктуры на взаимовыгодной и справедливой основе является естественным продолжением политики укрепления региональной и глобальной безопасности. Военно-политическая, государственная, продовольственная, экономическая, информационная, биологическая (и так далее) безопасность не могут быть обеспечены в отрыве друг от друга. В реальной жизни существует только интегральная (комплексная) безопасность, и тот факт, что в ШОС активно занимаются именно этим аспектом, говорит в ее пользу.
Существенным преимуществом ШОС, которое привлекает все новые страны, является отказ от диктата, отсутствие рисков односторонних санкций и других форм давления. Иная в корне модель взаимодействия, нежели принятая Западом колониальная модель подчинения и угнетения, является залогом успешного развития Организации.
Открывая заседание Совета глав правительств, Председатель Кабинета министров Кыргызстана Акылбек Жапаров заявил о необходимости создания общего рынка ШОС, а также напомнил о давно назревшем вопросе создания банка развития и фонда развития ШОС. Вопрос общего рынка нуждается в очень тщательной проработке с учетом совершенно разных масштабов экономик государств-членов Организации, уровня их развития. Должен быть востребован положительный опыт и ошибки других интеграционных объединений, прежде всего, СНГ и ЕАЭС. Банк и фонд развития ШОС могут сыграть положительную роль только в том случае, если инвестиции будут направлены на реализацию многосторонних проектов (прежде всего, в форме производственной кооперации), а не на обеспечение узконациональных интересов той или иной страны.
Председатель правительства России Михаил Мишустин продолжил тему углубления экономического сотрудничества и выступил с конкретными предложениями:
«Мы все чаще применяем собственные валюты в расчетах, стоило бы подумать о формировании регионального независимого платежно-расчетного механизма, а также обеспечить конверсию наших валют на национальных биржах».
Вопрос создания независимого расчетного механизма крайне актуален для России. Произвольное отключение российских банков от контролируемой Западом платежной системы SWIFT, существенно осложнившее экспортно-импортные операции, показало уязвимость отечественной банковской системы перед западной финансовой монополией. С другой стороны, немедленный переход к наднациональной валюте в рамках ШОС чреват рисками полного доминирования китайского юаня – валюты крупнейшей экономики Организации.
Односторонние западные финансово-экономические санкции и отсутствие долгосрочной стратегии работы в условиях долгосрочного противостояния с коллективным Западом со стороны ЦБ РФ и финансово-экономического блока в целом привели к высокой волатильности рубля. Курсовая непредсказуемость и неопределенность вызвали настороженность торговых партнеров России даже из дружественных стран по отношению к рублю как средству международных расчетов. Валюты других стран ШОС тоже далеко не всегда стабильны. Биржевой механизм для осуществления платежей в национальных валютах не является панацеей от курсовых рисков и может быть эффективен только при выполнении двух главных условий:
- Недопущение к биржевым торгам финансовых спекулянтов, осуществление торгов только для платежей по действующим и вновь заключаемым контрактам.
- Сведение к необходимому минимуму вторичных (производных) финансовых инструментов – дериативов, использование которых является излюбленным приемом международных финансовых спекулянтов для манипулирования валютными курсами и, следовательно, самой экономикой того или иного государства.
Альтернативой биржевому механизму, предложенному главой российского правительства Михаилом Мишустиным является создание замкнутого в рамках ШОС международного безналичного платежного контура по аналогии с переводным рублем СЭВ (Совет экономической взаимопомощи), который имел твердый эквивалент в золоте и мог приобретаться странами-участницами за счет их национальных и так называемых свободно-конвертируемых валют.
Создание замкнутого безналичного контура и наднациональной валюты потребует длительных и сложных переговоров о контроле над необходимым в этом случае эмиссионным центром и о порядке его функционирования. Недопущение одностороннего доминирования в ШОС и сохранение принципа равноправия, присущего организации, являются абсолютным императивом для стран-участниц независимо от масштаба их экономики.
В реальности биржевой механизм для взаиморасчетов и постепенный переход к созданию наднациональной расчетной единицы ШОС вполне могут непротиворечиво сосуществовать, создавая синергетический эффект и стимулируя экономическое развитие стран-участниц.
Явное, как в случае с Россией, Ираном и Белоруссией, или более скрытое, как в случае с Китаем и многими другими странами, финансово-экономическое противостояние с Западом не закончится в обозримом будущем. Необходимо скорейшее, но последовательное и тщательно продуманное внедрение механизмов, максимално освобождающих национальные экономики от западного неоколониализма в этой сфере.
В рамках ШОС действует Межбанковское объединение, в которое входят ведущие государственные банки стран-участниц. От России в объединение входит Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ». Именно от Межбанковского объединения и особенно от российского участника зависит скорость и эффективность внедрения новых финансовых механизмов в ШОС. Россия находится на переднем крае вооруженной и финансово-экономической борьбы с западным неоколониализмом и за многополярное мироустройство. От уровня понимания специалистами ВЭБа стоящих перед странами ШОС вызовов, коренных интересов и перспектив развития будет зависеть характер и интенсивность его разработок в части обеспечения финансово-экономической безопасности стран-участниц и во многом перспективы их социально-экономического развития в многополярном мире.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs