ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украина и соседи: кто кому «земли» должен?

11:03 18.10.2023 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Украина граничит с четырьмя странами ЕС - Польшей, Румынией, Венгрией, Словакией. Из них только у Словакии нет к Украине территориальных претензий. 

Три другие страны такие претензии имеют на уровне исторического самосознания и внутренней политики. Иногда эти претензии прорываются в публичное пространство, что свидетельствует о живучести данных исторических и национально-психологических установок, не согласующихся с политической мифологией украинской государственности.

Во время недавнего визита президента Украины Владимира Зеленского в Румынию депутат от фракции Альянс за объединение румын Диана Шошоакэ громогласно от него потребовала возврата Северной Буковины и Бессарабии и соблюдения культурных прав румынского меньшинства (1). Во избежание дальнейших эксцессов принимающая сторона отменила выступление Зеленского в румынском парламенте. 

Правомочность нынешних границ Украины в последнее время все чаще ставится под сомнение политическими силами патриотической направленности в Восточной Европе. Шошоакэ лишь говорит вслух то, что могли бы сказать многие румыны. Бухарест рассчитывает как минимум на трансграничный контроль над территориями Украины, которые он считает румынскими, с формальным соблюдением атрибутов украинского суверенитета над ними. 

Подобный пример демонстрируют Албания и Косово. Формально это два независимых государства, но на практике Косово – почти дубликат албанского государства. Бухарест тоже хочет, чтобы Черновицкая и Одесская области Украины в культурном и военно-стратегическом смысле были продолжением Румынии, даже если останутся в границах Украины.

Венгрия откровенней всех требует автономии для венгров Закарпатской области Украины. Этот регион назывался раньше Карпатской Русью, Угорской Русью, в составе Чехословакии - Подкарпатской Русью. В состав Украины попал в 1944 г. после многолетнего нахождения в границах Венгрии. Будапешт тоже стремится к трансграничному контролю над регионом, но задачей максимум видит возврат Закарпатья в состав венгерского государства. 

Венгры - самое проблемное для Киева меньшинство. Они консолидированы и практически не поддаются украинизации. Для 95% венгерский остаётся родным языком. Пресса Венгрии не жалеет слов для критики региональных политиков с антивенгерскими убеждениями (2).

По некоторой информации, Венгрия уже готовится к гипотетическому вводу полицейских сил на Закарпатье на случай непредвиденных обстоятельств в условиях возможного краха украинской государственности.

Польша претендует на самый большой кусок Украины - Львовскую, Ивано-Франковскую, Тернопольскую, Ровенскую, Волынскую обл. Официально эти земли даже считаются историческим наследием Речи Посполитой ("восточными кресами"). О включении их в состав Польши не говорится, но заявляется о важности сохранения польского культурного, религиозного и иного присутствия здесь. Опять аналогия с Албанией и Косово: "восточные кресы" для Варшавы - это продолжение польского государства, польско-украинской границе отводится формальная роль. 

Территориально "восточные кресы" достигают чуть ли не западных областей Российской Федерации, публикуются исторические путеводители "по землям Речи Посполитой", на которых восточные рубежи этого государства простираются далеко на восток (3). Отказ от памяти о "кресах" для поляков идеологически просто невозможен. 

Официальная пропаганда трактует это так: "кресы" - польская земля в составе дружественной Украины. Но не исключено, что на фоне текущего ухудшения отношений Киева и Варшавы последняя может в перспективе заговорить о "восточных кресах" более суровым тоном. 

Польша считает стратегически более выгодным не занять "кресы" опять, а влиять через "кресы" на Украину в политике, религии, культуре и экономике. Для этого они должны оставаться в составе Украины, но быть максимально полонизированными. С этим сложно из-за нежелания Киева превращать Галичину, как эталон украинства как такового, в идеологический придаток польскости. Политика Варшавы на этом направлении - постоянный поиск баланса, склоки и объятий с Киевом, оборачивающихся то усилением польского присутствия в регионе, то его ослаблением.

Украина сама задала такой тон общения с соседями. В основе украинской государственности лежит националистическая идеология, а у национализма вокруг всегда враги. Как следствие, украинский национализм в его классической версии сам выдвигает территориальные претензии всем без исключения соседям. 

По мнению украинских националистов, по куску земли Украине должны отдать Россия, Белоруссия, Молдавия, Приднестровье, Польша, Словакия, Румыния, Венгрия. Больше всего националисты хотят получить от Польши (восемнадцать районов в Подкарпатском воеводстве) и России (земли вплоть до Кавказа).

Поэтому по меньшей мере странно слышать от Украины жалобы на соседей, когда она сама считает территориальные претензии допустимой идеологической установкой в отношении тех же соседей.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

  1. https://globaleuronews.com/2023/10/11/romanian-senator-diana-shoshoake-nazi-zelensky-is-killing-romanian-children-give-back-our-territories/
  2. https://hungarytoday.hu/infamous-anti-hungarian-mukachevo-mayor-suspected-of-corruption/
  3. https://kresy24.pl/zobacz-wystawe-online-staropolski-bedeker-zwiedzaj-rzeczpospolita-w-roku-1620-z-hetmanem-zolkiewskim/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати