ГЛАВНАЯ > Читайте в новом номере

Апокалипсис нашего времени: лицо и изнанка западной культуры и цивилизации

11:31 18.09.2023 • Константин Долгов, Главный научный сотрудник Института философии РАН, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор философских наук

Выражаю искреннюю благодарность и признательность за большую помощь в работе над этой статьей Елене Игоревне Стариковой, кандидату филологических наук, доценту кафедры английского языка механико-математического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

Не понимают они и не знают, что если мы захотим, то нас не победят… ни миллионы их золота, ни миллионы их армий, что если мы захотим, то нас нельзя заставить сделать то, чего мы не пожелаем, и что нет такой силы на всей земле.
Ф.М.Достоевский

Эта работа, по содержанию и проблематике логически выразившаяся в трех частях, но по своей сути и по духу органически представляющая единое целое, была закончена сегодня, 22 июня 2023 года, в день нападения фашистской Германии на мою Родину - Советский Союз. Этот день остался в моей памяти на всю жизнь. Я лежал в больничной палате вместе с другими детьми, и вдруг мы увидели, как весь медицинский персонал выбежал из больничного корпуса во двор, к репродуктору. Мы, дети, бросились вслед за взрослыми. По радио говорил В.М.Молотов. Он сообщил о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну. Последние слова его выступления «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» не вызвали ни аплодисментов, ни возгласов, напротив, установилось тяжкое, гнетущее молчание, а затем раздались пронизывающие болью и ужасом плач и рыдания женщин. Мужчины стояли молча,  нахмурившись. Лишь спустя минут 15-20 люди стали расходиться. На следующий день мимо больницы на вокзал стали проходить отряды мобилизованных - молодые, здоровые, веселые красавцы-богатыри. Они не знали, да и не могли еще знать, какой долгий, трудный, трагический и героический путь им предстоит совершить, чтобы добить фашистского зверя в его логове и водрузить над Рейхстагом священное Знамя Победы.

Этот день стал днем памяти и скорби для каждого из нас и для всего нашего народа. Мог ли кто-то предвидеть или предсказать, что спустя столько лет после окончания Великой Отечественной войны мы снова будем защищать свою Родину от фашистских захватчиков и что наши воины-герои будут уничтожать вражеские танки с немецкими крестами в тех же местах, где когда-то сражались наши деды, отцы, братья?! Может быть, эта статья о фашизме будет моим самым скромным, но искренним вкладом в нашу неизбежную грядущую Победу, которая определена логикой самой Истории. Иного не дано!

 

Название статьи не случайно. Связано оно с одним очень важным в духовной жизни человечества и моей личной жизни событием: с 1700-летним юбилеем Откровения Иоанна Богослова - Апокалипсиса.

Греческая православная церковь и правительство Греции организовали масштабную международную конференцию, посвященную этой дате. Были приглашены представители всех православных церквей, других христианских вероучений, а также известные ученые-специалисты и деятели культуры. Поскольку я занимался мировой философией, в том числе древнегреческой, а также историей, религией и культурой, я получил приглашение участвовать в конференции (меня пригласили приехать вместе со всей семьей).

Однако обстоятельства сложились таким образом, что я смог взять с собой только младшего сына Александра, тогда еще школьника. Нас поразил не только сам остров Патмос, но прежде всего гранитная пещера, в которой жил и творил святой Иоанн Богослов. Исключительно интересными, глубокими и актуальными были доклады участников этого форума. Прошло 1700 лет, но откровения Иоанна Богослова в докладах участников звучали так, как будто он написал их совсем недавно. Все выступающие говорили о сложившейся к тому времени трагической ситуации, грозившей гибелью человечества и всего живого на Земле. За свою жизнь я бывал на многих международных конгрессах и конференциях, но такого глубокого и потрясающего душу и сознание волнения и переживания не испытывал никогда. Участники форума открыто называли виновников сложившейся ситуации - Соединенные Штаты, Великобританию, блок НАТО и западный мир в целом. И, несмотря на великолепный прием и прекрасную организацию форума, все его участники испытывали необъяснимую тревогу и печаль, витавшую, казалось, в самой атмосфере острова.

В связи с современными событиями я невольно вспомнил строки великого русского поэта, писателя, мыслителя, дипломата Ф.И.Тютчева, написанные им незадолго до начала Крымской войны, которые звучат так, как будто написаны сегодня. Глубокий, проницательный человек и опытный дипломат, он понимал, что Европа, используя любые возможности, попытается разрушить стоящее на их пути могучее государство, какой была Россия в то время. Тютчев предчувствовал, что злоба и ненависть Запада к России, копившаяся три десятка лет, вскоре неизбежно приведет к военным действиям против нее, что Запад постарается если не уничтожить Россию, то нанести ей непоправимый ущерб: «Давно уже можно было предугадывать, что эта бешеная ненависть, которая… тридцать лет, с каждым годом все сильнее и сильнее, разжигалась на Западе против России, сорвется же когда-нибудь с цепи. Этот миг и настал…»1

Можно сказать, что все содержание моей статьи есть своеобразное эхо Апокалипсиса Иоанна Богослова.

История и литература западного мира изобилует рассказами об удивительных приключениях европейцев в далеких краях, совершающих новые географические открытия, которые очаровывают любого читателя невиданными ранее картинами неизвестных миров. Неискушенные читатели всегда восторгались замечательными человеческими качествами первопроходцев, их умом, изобретательностью, благородством и возвышенными идеалами. Еще учась в школе, я с огромным удовольствием читал романы Ж.Верна и других европейских писателей, как и все мои сверстники, восхищался подвигами героев этих историй. Трудности, которые встречали на своем пути первооткрыватели, делали их жизнь героической, а их целеустремленность, энергия, воля вызывали уважение и восхищение.

Такой ли благостной была общая картина в действительности? Увы, далеко не всегда так, история, скорее, свидетельствует об обратном.

Европейские авторы зачастую старались приукрасить свои «деяния», представить их как нечто благородное, созидательное, направленное на улучшение жизни всего человечества. На самом же деле история западного мира, к великому сожалению, неразрывно связана с его преступлениями против человека и человечности, какими бы привлекательными картинками они ни прикрывались.

До сих пор европейская культура и наука вызывают восхищение. И это вполне заслуженно и правомерно. Любой человек, попадающий в ту или иную европейскую страну, восхищается ее архитектурой, живописью, литературой, музыкой, театром и т. д. Шедевры, созданные, например, в эпоху Возрождения, не могут никого оставить равнодушным. Мои профессиональные, научные и практические интересы оказались во многом связаны с западным миром, его историей, философией, наукой, культурой. Мне довелось побывать почти во всех европейских странах, встречаться и беседовать с выдающимися учеными, политиками, деятелями культуры, преподавать в известных европейских университетах, работать в местных библиотеках и архивах. Мои работы - монографии, статьи - по западной философии, культуре, религии, политике вызывали серьезный интерес за рубежом, были переведены и изданы. Много лет я являюсь членом Европейского общества культуры и всегда искренне восхищался и восхищаюсь гениями и талантами народов Европы и их вкладом в мировую культуру и цивилизацию.

Однако при этом меня как ученого и любого критически мыслящего человека никогда не покидал вопрос: за счет чего и кого и какими средствами и методами это достигалось?

Обычно при обсуждении проблем культуры подобными вопросами не задавались, больше того, их просто избегали ставить. Но именно в них скрывалась и скрывается сущность великих европейских достижений. Благодаря географическим открытиям и завоеваниям новых земель европейцы развивали экономику, науку, культуру. Необходимые для этого огромные средства выкачивали из колоний.

А откуда, например, взялись прекрасные коллекции европейских музеев, посвященные древним культурам! Создается впечатление, что европейцы постарались забрать из завоеванных земель и государств все, что были в состоянии увезти. Подобная участь выпала и на долю России - так происходило во все времена нашей истории, нашествий чужеземных захватчиков.

Прогресс западной культуры был органически связан с развитием капитализма и империализма. Широко провозглашавшаяся свобода, демократия, конкуренция, творческая инициатива, формирование высших духовных ценностей - все это, по существу, было направлено на всемерное обогащение европейцев и порабощение и ограбление колониальных народов.

Этот процесс, как известно, стал активно развиваться с началом великих географических открытий. Европейские страны постоянно соревновались между собой в завоевании новых земель, чтобы приумножать свое экономическое и политическое могущество.

С этим же непосредственно были связаны бурное развитие и успехи в области науки и технологий. А ради чего? Обычно считалось, что все это направлено на улучшение как самой природы, так и жизни человечества. Наука и технологии всегда были и являются именно тем средством, благодаря которому можно было совершенствовать природу и человека. Однако на самом деле, как показывает история, новые технологии использовались не столько ради этого, сколько ради обогащения завоевателей и порабощения коренного населения.

Таким образом, подлинная суть технологий справедливо представляется многим исследователям не только как господство человека над природой, но и как господство над другими людьми. В этом суть всей политики Запада, силы и величия западноевропейского империализма. Поэтому нет ничего удивительного в том, что «именно периоды интенсивного технологического развития совпадают с эпохой экспансии стран Запада. Соревновательная природа западного общества стала двигателем как для развития техники, так и для империализма»2.

Природа человеческого общества - нравится ли нам это или нет - такова, что всеобщего равенства нет и не может быть, по крайней мере, в обозримое для нас время. Скорее наоборот, мы наблюдаем, как благодаря технологиям одни страны приобретают преимущества перед другими. Как справедливо было замечено, «то, что мы в действительности понимаем под «властью человека над природой», представляет собой власть одних людей над другими при использовании знаний о природе в качестве инструментов». Вполне закономерно утверждение: «Именно неравенство знаний о природе - и неравенство таких институтов, как университеты, правительства и корпорации, занимающиеся преобразованием знаний в практику, - и подпитывает неравенство власти, связанной с технологическими изменениями»3.

Обладание новейшими, более совершенными технологиями и их применение или угроза их применения для навязывания своей воли более слабым народам и обществам являются самой сущностью империализма, поскольку он всегда стремится подчинить другие народы и страны. «Соблазн принуждать особенно велик в случаях, когда более слабые общества живут не в соответствии с ожиданиями сильных: например, придерживаясь иной религии, обращаясь со своими гражданами неподобающим образом, являя собой угрозу для соседей или не желая делиться ценными ресурсами»4

Империализм и технологический прогресс неразрывно связаны друг с другом. В основе этого союза лежит высокомерие западного общества, догмат о его избранности, вера в то, «что технологическое превосходство белых отражает религиозное, культурное и даже биологическое превосходство одной расы над другими расами»5.

Открытие Америки, эта встреча и столкновение цивилизаций, явилось эпохальным событием в истории человечества, для одних оно стало возрастанием могущества и процветания, для других - настоящей катастрофой. Здесь впервые «белые люди» начали безжалостно уничтожать коренное население, веками жившее на этих землях. К этому добавились смертельные болезни, привезенные европейцами: чума, оспа, тиф, холера и другие, от которых у местного населения не было никакой защиты, в результате возникавших эпидемий оно вымирало почти поголовно. Смертность среди индейцев была катастрофической по масштабам.

Так, по оценкам специалистов, в период между 1519 и 1600 годами население Мексики сократилось на 93% (с 14 млн до 1 млн человек). Западное полушарие в целом могло потерять около 94% своего коренного населения, численность на территориях, ставших впоследствии 48 материковыми штатами США (за исключением Аляски), упала с 5 миллионов в 1492 году до 250 тысяч в конце ХIХ века, или на 93%6. Хорошо известно, что американцы всячески способствовали вымиранию коренного населения, раздавая индейцам одеяла и иные предметы, зараженные оспой. В том, что эпидемии быстро уничтожали индейцев, многие видели Божью помощь, руку Господа. Так, Джон Уинтроп, первый губернатор колонии Массачусетского залива, отмечал: «Что касается туземцев, то почти все они погибли от оспы, и Господь таким образом подтвердил наши права на наши владения»7. Можно вспомнить и закон о переселении индейцев (принятый в 1830 г.), официально одобрявший этнические чистки, фактически проводившиеся уже и до этого.

На покорение двух Америк после открытия Колумба у европейцев ушло около четырех столетий, которые с полным правом можно назвать временем тотального геноцида коренного населения, о котором на Западе, особенно в бывших метрополиях, стараются не слишком вспоминать, хотя в памяти угнетенных народов это хранится и не забудется никогда.

Свои успехи в колониальных завоеваниях европейцы объясняли всплеском, прорывами и ускоряющимся развитием науки, технологий, медицины (в исторической литературе можно познакомиться с подробной характеристикой различных эпох европейского научно-технического прогресса, конкретными деталями разработки новых видов оружия и в целом новых технологий начиная с XV в. и по сей день: в области мореплавания и строительства кораблей, стрелкового оружия, артиллерии, фармацевтики и медицины, средств связи, развития авиации, разработки ядерных технологий и т. д.). Они были убеждены в том, что их превосходство, и прежде всего расовое, - эта константа - определяло и будет определять их силу и могущество.

Однако, как свидетельствует история, это оказалось сильно преувеличено. Известный мыслитель и религиозный деятель Востока Сейид Али Мухаммад Ширази дал глубокую объективную оценку умонастроению и идеологии Запада: «Народы Запада, среди которых явились первые знаки этой великой индустриальной революции, к сожалению, пока совершенно не осознают, из какого Источника берет начало этот могучий поток, эта великая движущая сила - сила, преобразившая все стороны их материальной жизни. Их собственная история свидетельствует о том, что в том самом году, когда взошла заря сего великого Откровения, внезапно явились признаки промышленной и экономической революции, которую эти же самые народы называют небывалым явлением в истории человечества. Озабоченные деталями работы только что изобретенных машин и их совершенствованием, они постепенно забыли Источник и цель той огромной силы, что была вверена им волею Вседержителя. Очевидно, что они жестоко злоупотребили этой силой и неправильно поняли ее назначение. Ниспосланная ради того, чтобы даровать западным народам мир и счастье, она была использована ими в интересах войны и разрушения»8.

Эти слова, как мы видим, не только не устарели, но звучат тревожным предупреждением о грядущей опасности для человечества, которую несет с собой «просвещенное» западное общество.

Если даже обратиться к такой положительной теме, как здравоохранение, медицина, то обнаружится, что борьба с инфекционными заболеваниями, эпидемиями - при всех ее благородных целях - проводилась как часть основной задачи по расширению колониальных завоеваний и строительству империй. Достижения медицины были призваны улучшить качество жизни европейцев в странах самой Европы, а также в колониях. Успехи медицины по снижению смертности, особенно во второй половине XIX века, действительно были впечатляющими: к началу XX века удалось снизить смертность европейцев в колониях до 72-98% (Западная, Южная Африка, Ост-Индия, Ямайка, Цейлон)9

Коренное же население завоеванных территорий получало помощь лишь от случая к случаю, профилактические меры применялись, когда это было необременительно, как своеобразный «побочный эффект». В серьезных ситуациях, во время эпидемий политика сводилась к эвакуации европейцев из опасных районов. Все это приводило к тому, что здоровье коренного населения не только не улучшалось, а, напротив, ухудшалось. Достижения медицины были направлены не на благо всех жителей, а на благо завоевателей. И по сей день мы видим, что медицина широко используется в экономических и политических целях для укрепления англосаксонского и европейского могущества и ослабления конкурентов.

Очевидно, что вся колониальная политика западных стран была и является прямым и непосредственным геноцидом со всеми вытекающими последствиями. И никакие украшения благими мотивами не скроют сущности этой жестокой, бесчеловечной политики геноцида, насилия - второй, если не первой, природы «просвещенной» и «прогрессивной» западной цивилизации.

Вот одно из бесчисленных фарисейских заявлений англосаксов о необходимости расширении британского присутствия на Ближнем Востоке, которое «помогло бы донести наши знания и религию до народов, погруженных в глубочайшее невежество. Так гласит закон природы: цивилизованные государства завоевывают страны, пребывающие в состоянии варварства, владеют ими и подобным образом, пусть на первый взгляд он и представляется неправомерным, способствуют распространению тех благ, что несут с собой знание, промышленность и коммерция»10.

Хорошо вооруженные новейшим оружием британские войска жестоко, безжалостно расправлялись с гораздо большими по численности, но не имевшими современного оружия войсками местного населения. Вот что писал о сражении при Омдурмане (1898 г.) У.Черчилль, тогда военный корреспондент: «Именно так и закончилось сражение под Омдурманом - наиболее яркий триумф оружия науки над варварами. В течение пяти часов сильнейшая и лучше всего вооруженная армия дикарей из тех, что когда-либо вступали в схватку с современной европейской державой, была разбита и рассеяна без особого труда, при относительно незначительном риске и минимальных потерях со стороны победителей»11.

Как известно, в 1920 году Черчилль настаивал на применении химического оружия (газовых бомб с ипритом) в Ираке, чтобы «наказывать строптивых туземцев»12. В 1920-х годах итальянцы в своих военных действиях против Ливии также применили газовые бомбы с фосгеном и ипритом, в результате чего погибло три четверти кочевников. Военные историки оценивают эту операцию как «одну из самых жестоких военных кампаний в современной колониальной истории»13.

Еще более жестоко итальянцы действовали в Эфиопии в 1935-1936 годах, активно используя авиацию. Согласно плану для подавления сопротивления предполагались «активные действия всех… бомбардировщиков против всех крупных центров Эфиопии, от границ до Аддис-Абебы. Все должно быть уничтожено осколочными и зажигательными бомбами. Империю должен наводнить ужас»14. Сын Муссолини Бруно, участвовавший в операции в качестве пилота, цинично вспоминал: «Мы подожгли укрытые лесом холмы, поля и деревеньки… Наблюдать за этим было очень забавно… бомбы едва касались земли и тут же взрывались, выбрасывая белый дым и огромные снопы пламени, и сухая трава принималась гореть. Я думал, глядя на этих животных: Боже, как они удирают… После того как бомбовый отсек опустел, я принялся швырять бомбы вручную… Было чертовски весело… Огнем окружило около пяти тысяч абиссинцев, которые в нем и погибли. Это был сущий ад»15.

Сам же Бенито Муссолини неоднократно давал указания о применении химического оружия (иприта) против эфиопской армии и гражданского населения, несмотря на то что это шло вразрез с подписанной Италией международной конвенцией. Выступая с трибуны Лиги Наций, император Хайле Силассие подчеркивал, что применение итальянцами отравляющих газов в виде распыления с самолетов над обширными территориями направлено прежде всего на гражданское население для его устрашения и уничтожения, что привело к загрязнению водоемов, пастбищ, полей. «Эта ужасная тактика оказалась успешной. Люди и животные гибли. Все, чего касался этот смертельный дождь, падало, крича от боли. Все, кто пил отравленную воду или ел испорченную пищу, познали невыносимые муки»16.

После Второй мировой войны технологический прогресс развитых стран получил еще большее, невиданное ранее развитие, особенно в области новых видов оружия массового уничтожения, с помощью которых можно было стереть с лица земли целые города… Казалось бы, империалистические государства могут без особого труда завоевывать новые земли и страны. На самом же деле выяснилось, что военное могущество и новые технологии не всегда гарантировали успех в колониальных захватах.

Почему такая развитая страна, как Франция, потерпела поражение в Алжире? Еще более удивительным является провал США во Вьетнаме. Никто не мог даже представить, что столь могущественное государство проиграет стране, которую Г.Киссинджер презрительно назвал «третьесортным государством коммунистов-батраков», а Линдон Джонсон - «ничтожным захолустьем»17. А если к этому добавить позорное поражение США в Афганистане, то это будет не просто какое-то чудо, а определенная историческая закономерность - закономерность для народов, отстаивающих свою свободу и независимость от агрессоров всех мастей.

Известно, что в ходе операции «Раскаты грома», длившейся три года и девять месяцев, на территорию Северного Вьетнама было сброшено бомб общим весом 643 тыс. тонн. А с учетом бомбардировок в Южном Вьетнаме общее количество бомб, сброшенных на всю территорию страны, в три раза превысило их количество, которое американцы использовали за все время Второй мировой войны18. При этом можно вспомнить, что наряду с обычными использовались фосфорные, кассетные, напалмовые бомбы, запрещенные международными конвенциями, а затем и более точные бомбы лазерного наведения. И тем не менее покорить Северный Вьетнам так и не удалось, даже самое сильное оружие оказалось бессильным против воли народа, стремившегося освободить свою землю от оккупантов. Одна из основных ошибок американцев заключалась в переоценке значения технологий, оружия в современной войне и недооценке роли человека, народа, защищающего свою жизнь, свободу, независимость.

Подобные ошибки присущи в целом всем империалистическим странам, ведущим агрессивные войны. Об этом очень хорошо писал в свое время (еще в 1938 г.) Мао Цзэдун: «Так рассуждают сторонники «теории безграничной силы оружия», теории, которая отражает механистический, субъективистский и односторонний подход к проблемам войны. Мы держимся прямо противоположного взгляда и видим не только оружие, но и людей. Оружие является важным, но не решающим фактором войны. Решающий фактор - человек, а не вещь. Соотношение сил определяется не только соотношением военной и экономической мощи, но также и соотношением людских ресурсов и морального состояния»19.

К этому можно лишь добавить вывод, сделанный американскими историками по результатам войны в Ираке: история авиации в период после Второй мировой войны показывает - постоянное совершенствование технологий ведет к тому, что «политические и военные поражения наступят позже и обойдутся гораздо дороже»20. Нам представляется, что это не только верно, но и неизбежно.

Ныне США являются одной из самых мощных держав, но при этом вся их внутренняя и внешняя политика носит откровенно милитаристский характер. Неслучайно высокие посты в высшем руководстве страны занимают бывшие руководители военных ведомств и компаний, связанных с производством вооружений.  Как писала «The New York Times» еще в 2004 году, «ключевые посты в Белом доме и Пентагоне занимают бывшие менеджеры, лоббисты и юристы «Lockheed Corporation», участвующие в отборе вооружений и разработке стратегии… Среди тех, кто работал на «Lockheed Corporation», лоббировал интересы компании или защищал их в суде, - командующий морской пехотой США, глава управления транспорта, директор государственного комплекса ядерных вооружений и директор государственного агентства спутниковой разведки… Бывшие управляющие «Lockheed Corporation» заседают в Совете оборонной политики и Консультационном совете национальной безопасности, оказывающих влияние на формирование военной и разведывательной политики и выбор вооружений для войн будущего»21.

Вспоминаю конференцию в Дипломатической академии МИД РФ, проводившуюся совместно с Институтом стратегических исследований США, в которой участвовали представители Генштаба и других военных структур России и военные специалисты и эксперты из различных военных организаций и структур США. На ней подробно обсуждались вопросы гражданского контроля над вооруженными силами. Из докладов и дискуссий следовало, что в Советском Союзе контроль со стороны гражданских властей был достаточно очевидным, тогда как в Соединенных Штатах такой контроль над вооруженными силами страны был весьма слабым. В настоящее время внутренняя и внешняя политика США проводится еще более жестко в интересах военно-промышленного комплекса.

 

 

1Кожинов В.В. Тютчев. М.: Молодая гвардия, 2009. С. 320.

2Хедрик Д. Власть над народами. Технологии, природа и западный империализм с 1400 года до наших дней. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. С. 18.

3Там же. С. 16.

4Там же. С. 17.

5Там же.

6Там же. С. 200.

7Там же. С. 195.

8Там же. С. 264.

9Там же. С. 377.

10Там же. С. 295.

11Там же. С. 416.

12Там же. С. 468.

13Там же. С. 485.

14Там же. С. 486.

15Там же. С. 486-487.

16Там же. С. 488.

17Там же. С. 504.

18Там же. С. 512.

19Там же. С. 545.

20Там же. С. 543.

21Там же. С. 551.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати