«Правовая гарантия для дипломатии в условиях сложного международного ландшафта», - именно так охарактеризовал новый закон КНР о международных отношениях, принятый накануне и начавший действовать уже с 1 июля, глава канцелярии Комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ван И. По его словам, документ отражает дипломатическую идеологию председателя КНР Си Цзиньпина и укрепляет руководящую роль Компартии Китая во внешней политике[1]
Закон важен как самому Китаю, так и его международным партнерам. Во-первых, он впервые описывает полномочия, которые закрепляются за органами власти для консолидации госуправления внешней политикой и экономикой страны вместо выполнения ими разрозненных ведомственных задач. Так согласно статье 9 закона, «Центральный руководящий орган по иностранным делам отвечает за разработку политики, обсуждение и координацию в отношении ведения международных отношений. Он рассматривает и формулирует стратегию государства в области внешних отношений и связанные с ней основные принципы и политику, а также дает рекомендации по их реализации. Он отвечает за разработку на высшем уровне, координацию и целостное продвижение работы, касающейся международных отношений, и контролирует ее выполнение».[2] Речь идет об упомянутой канцелярии комиссии ЦК КПК по иностранным делам, и это коллегиальный орган.
Закон также определяет функции и полномочия председателя КНР, ВСНП, Госсовета КНР, Центрального военного совета и других органов государственной власти в части, касающейся выработки и реализации внешней политики. Так, МИД КНР, занимается основными вопросами международного сотрудничества и осуществляет общее руководство работой китайских дипмиссий, но должен будет согласовывать свою деятельность с Госсоветом КНР (правительством), за которым закрепляются функции общего регулирования внешнеполитической сферы, а также заключение договоров и соглашений с другими государствами. Деятельность МИД КНР новым законом увязывается с работой других министерств и ведомств — они в рамках своих полномочий и для исполнения национальных задач также (в большей, чем когда-либо, степени) вовлекаются во внешнеполитическую деятельность страны.[3]
Еще одна важная особенность нового закона состоит в том, что он кодифицирует набор идей и концепций, выдвинутых председателем КНР Си Цзиньпином в сфере внешней политики и международной безопасности. Именно поэтому статья 18 закона призывает к осуществлению Глобальной инициативы в области развития, Инициативы в области глобальной безопасности и Глобальной цивилизационной инициативы, выдвинутых за последние годы китайским руководителем.
Закон также обращен и вовне – он воспроизводит основные принципы и направления внешней политики КНР. В его статье 4 говорится о том, что страна проводит независимую внешнюю политику мира и соблюдает принципы взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, взаимного невмешательства во внутренние дела других стран, равенства и взаимной выгоды и мирного сосуществования.
За рубежом обратили особое внимание на ст. 33 закона, в которой говорится, что Китай оставляет за собой право принимать контрмеры или ограничительные меры против действий, которые угрожают его суверенитету, нацбезопасности и интересам развития и нарушают международное право. Документ в этой части призывает госорганы усилить межведомственную координацию и сотрудничество для осуществления подобных ответных мер, а Госсовет может создавать соответствующие механизмы.
Речь идет о легализации механизма контрсанкций, и это недвусмысленный сигнал США и другим странам Запада, вводящим против Китая различные ограничения под надуманными предлогами. При этом создание отдельного механизма экспортного контроля не предусматривается.
Можно заключить, что закон КНР о международных отношениях не только укрепляет «вертикаль власти» в сфере внешней политики и дипломатии (что само по себе важно), но и платформу для реализации той части «идей Си Цзиньпина», которые касаются внешней политики и международной безопасности, а также говорит миру о том, как и на какой основе Пекин будет развивать отношения с другими странами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] «Ван И: закон КНР о международных отношениях обеспечивает правовые гарантии для дипломатии». https://russian.cgtn.com/news/2023-06-29/1674371277321871361/index.html
[2] «The Law on Foreign Relations of the People's Republic of China». https://english.news.cn/20230628/28c7aedd386440ba9c370eb22476d430/c.html
[3] «Внешняя политика экономике товарищ. Госсовет КНР консолидирует органы власти для противодействия санкциям». https://www.kommersant.ru/doc/6071090?from=main
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs