Широкомасштабная выставка народного художника-монументалиста Василия Нестеренко «Мы Русские! С нами Бог!», проходящая в Центральном Выставочном зале Манеж в Москве, стала заметным событием культурной жизни столицы и всей России. Достаточно сказать, что, согласно Книге отзывов, экспозицию посетили десятки тысяч любителей отечественной живописи из всех российских регионов. К счастью, это не первая персональная выставка выдающегося мастера, занимающая всё пространство в два этажа главного выставочного зала Москвы. И это не удивительно, ведь картины В.И. Нестеренко на темы отечественной истории, библейские сюжеты и православные триптихи настолько велики, что лишь павильоны ЦВЗ смоли бы разместить их на своих площадках. И первое, что привлекает – название выставки, взятое из сказанного когда-то императором Петром I и не раз употребляемое впоследствии великим генералиссимусом Александром Суворовым – «Мы русские! С нами Бог!»
Василий Игоревич Нестеренко, как человек верующий, православный, доказал этот неопровержимый тезис своими монументальными полотнами. Рассматривая его картины об отечественной истории на темы сражений за землю русскую, - понимаешь, какую неисчислимую цену платили народы нашей страны за мирное небо. Вспомним битвы Александра Невского против тевтонских рыцарей,
триумф Куликовской битвы против монголо-татарского нашествия, морские сражения Крымской войны 1853-1856 гг. Российской империи против коалиции Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства,
будь то сражения Первой мировой войны, среди которых широко известно в мировой истории «Августовское чудо, или знамение», также написанное В.И. Нестеренко, или подвиг советского народа против коллективного Запада во Второй мировой войне и в Великой Отечественной, а также война в Афганистане,
помощь российских добровольцев сербам во время натовских атак на Балканах в 1999 г.,
военная поддержка Сирии по просьбе её правительства – САР,
на Донбассе и наконец, СВО на Украине. Во многих горячих точках XX-XXI вв. художник побывал сам, многое рисовал с натуры и неоднократно убеждался в том, что Бог всегда помогал русскому воинству. Свидетельством тому – его картины, на большинстве которых неизменно - или стяг с ликом Спаса Нерукотворного, либо хоругви с образом Заступницы Матери Божией. Одна из картин, уже упомянутая здесь – Августовское знамение – передает необычайное, но, тем не менее, – реальное событие времен Первой мировой войны, когда в ночь с 31 августа на 1 сентября 1914 г. под городом Августовом Сувалской губернии Российской империи в небе воссиял Образ Матери Божией с младенцем, указывающей рукой на запад. После этого состоялось большое сражение, завершившееся победой русских войск.
Василий Игоревич Нестеренко ежедневно сопровождает экспозицию, встречается с посетителями, сам рассказывает о некоторых, особо интересующих картинах.
Таковой среди других является полотно «Триумф Русского флота» с центральной фигурой императора Петра I. Интересно, что мозаичная версия этой картины – панно - в виде монументального знака стоит на Якорной площади в Кронштадте. Под ним подпись: «Триумф Российского флота» в память о первом морском параде Балтийского флота в Кронштадте, который состоялся 11 августа 1723 года».
Конечно, творчество Василия Игоревича Нестеренко не ограничивается лишь батальными полотнами, и он мог бы писать вот такие мирные сюжеты, как например, эта картина о «юноше, обдумывающем житье», но если воспринимать свое творчество как служение Родине, стране, своему народу, то и масштабы осмысления происходящего и происходившего побуждают к высоким темам.
Едва ли не третью часть экспозиции занимают библейские темы и сюжеты, художника волнует и смысл патриаршества как служения пастве, и тема преображения человека, живущего с Богом в душе, тема личного пути к Богу.
На выставке много картин о России, её людях, просторах, монастырях – духовных центрах православия, немало объемных пейзажных полотен о севере, востоке страны. Есть картины международной тематики – таковы образы Венеции, Рима, Парижа, Казахстана, Ирана. Экспозиция колоссальна, как и впечатления от увиденного и пережитого на выставке. Покидая светлые залы Манежа с картинами Василия Нестеренко, уносишь вполне осознанное и осязаемое убеждение, что с нами Бог.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs