На прошедшем в Братиславе саммите Бухарестской "девятки" (Б9) Россия была объявлена президентом Румынии Клаусом Йоханнисом главной угрозой евроатлантической безопасности (1). Бухарестская "девятка" - объединение Румынии, Польши, Словакии, Чехии, Венгрии, Болгарии, Литвы, Латвии и Эстонии, появившееся в 2015 под надзором американских кураторов. Чиновники Госдепа и Пентагона присутствуют на всех значимых собраниях "девятки".
Территориально Б9 простирается чуть ли не от "финских хладных скал" почти до "пламенной Колхиды", поскольку о Чёрном море "девятка" мечтает как о потенциальным "внутреннем озере" НАТО. Крайним северным флангом данного объединения является российско-эстонское пограничье, самым южным - болгарско-румынские рубежи в Черноморском регионе. Дополнительными "подпорками" такой конструкции служат на севере - устремившаяся в НАТО Финляндия, на юге - состоящая в НАТО Турция.
Это попытка воплощения той самой оси Север - Юг, о которой много разглагольствовала польская дипломатия, убеждавшая европейцев, что такая ось, экономическое и военно-политическое развитие которой ослабит традиционную ось Запад - Восток, нанесёт ущерб российско-германским отношениям и позволит усилить евроатлантическую составляющую во внешней политике ЕС.
По итогам братиславского саммита президент Польши Анджей Дуда призвал к увеличению батальонных групп НАТО на восточном фланге альянса до численности бригад. Его румынский коллега подчеркнул, что у Румынии самая протяжённая граница с Украиной, в связи с чем Бухарест намерен укреплять национальную оборону в рамках общей стратегии альянса на восточном фланге с акцентом на Чёрное море. Йоханнис также предложил преобразовать Комиссию Украина - НАТО в Совет Украина-НАТО, т.е. повысить дипломатический уровень взаимодействия Киева с альянсом, что затруднит какой-либо третьей стороне противодействовать их общению.
Не надо гадать, такой стороной выступает Венгрия - слабое звено в Б9. Будапешт выступает за экономическое сотрудничество с Москвой и требует от Киева обеспечить культурные права закарпатских венгров. Относительно нейтрально пророссийская Венгрия разжижает идеологическое единство Б9 и ослабляет её стратегически, т.к. территориально разъединяет цепь антироссийских государств на две неравномерные части, оставляя по одну сторону Словакию, Чехию, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, по другую - Румынию и Болгарию. Неравномерность экономического и военного потенциала этих частей делает всю конструкцию более шаткой.
Вишеградская группа (В4) в составе Венгрии, Польши, Чехии, Словакии, созданная в 1991 как вспомогательная площадка для евроинтеграции постсоветских республик, Украины и Белоруссии прежде всего, хотела бы сыграть стабилизирующую роль внутри Б9. Но из-за позиции Будапешта В4 не является на сегодня действующим форматом. За ней сохраняется формальный статус, не переходящий в практическую плоскость. Таким образом, Венгрия мешает членам "девятки" и внутри В4, и внутри Б9.
Б9 последовательно критикует идею европейской автономии в военной сфере и подчёркивает незаменимость США как военной силы, гарантирующей безопасность Центрально-Восточной Европы. Автономия ЕС - идея, высказанная в своём время президентом Франции Эммануэлем Макроном и поддержанная Германией. Теперь данный посыл существенно ослаб из-за провокационного военно-дипломатического хода Вашингтона, а именно -инициирования конфликта на Украине. В условиях войны Париж и Берлин не способны обеспечить собственную автономию, не говоря уже об автономии восточноевропейских государств.
Б9 при этом пытается быть проамериканским локомотивом и обязуется к 2024 г. выполнить требование США к союзникам по НАТО – увеличить расходы на оборону до 2% ВВП, а Польша, Латвия, Литва и Эстония обещают довести свои военные расходы к 2039 г. до 3% и 2,5% ВВП, соответственно. В настоящее время совокупный военный бюджет "девятки" составляет $24 млрд. Особенно старается Литва - её расходы на оборону выросли по сравнению с 2008 г. на 156%.
Выгоды Вашингтона от существования Б9 очевидны. Во-первых, Б9 служит "санитарным кордоном" против России, отделяя её от Балкан. Во-вторых, Б9 работает на фрагментацию Европы, её раскол на лагерь автономистов и проамериканский лагерь. Потенциальными автономистами остаются Париж и Берлин. Таким образом, проамериканский лагерь состоит из постсоциалистической Европы и ориентированных на англосаксов стран Старой Европы (Бельгия, Испания, Португалия, Италия, Греция).
В контексте происходящего несложно предвидеть последующие шаги Б9. Будет уделено внимание укреплению румынско-болгарской кооперации в военной области, в т.ч. в Черноморской акватории (3). Румынско-болгарское побережье расположено на противоположной стороне от российского и служит скобой, скрепляющей позиции НАТО в Черноморском регионе. Чем дальше от НАТО и США будет дистанцироваться Турция, на которую приходится другая часть побережья Чёрного моря, тем сильнее Западу придётся компенсировать пассивность Анкары активизацией вспомогательной оси Бухарест - София.
В румынской геополитике румынско-болгарскому побережью придаётся важное стратегическое значение, румынские теоретики именуют его на латинский лад фракийско-иллирийским (traco-illiric) коридором. Такая терминология соотносится с общей надуманной идеологией румынской государственности как наследницы Древнего Рима, а всё, что румынская пропаганда одевает в римскую тогу, имеет для неё существенное значение. По наличию латинского синонима у того или иного стратегического объекта или региона можно судить о важности, придаваемой объекту или региону румынскими стратегами.
Б9 - троянский конь США внутри Европы. Теперь таким конём выступает не только Польша, но и Румыния, а также местечковые блоки, консолидирующиеся вокруг Варшавы и Бухареста.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
1) https://www.defenseromania.ro/formatul-bucuresti-9-klaus-iohannis_623003.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs