ГЛАВНАЯ > Дискурс

Международный форум «СМИ и цифровые технологии перед вызовом информационного и исторического фальсификата» 14-15 ноября 2022, Москва, Часть 2

14:48 07.06.2023 • Валерия Булва,

Что представляет бóльшую опасность, сознательное и бессознательное искажение истории?

Наталия Алексеевна Нарочницкая, президент «Фонда исторической перспективы», член Российского исторического общества, член Межсоборного присутствия РПЦ, член Императорского Православного Палестинского Общества, член Общественной палаты, член Комиссии по историческому просвещению:

В информационную эпоху манипуляция общественным сознанием становится одним из основных инструментом политики. Как следствие, повышается значимость истории.

На моя взгляд, бессознательное опаснее сознательного. Однако бессознательное достигается сознательными усилиями. «Фонд исторической перспективы» примерно 10-12 лет назад заказал у испанского социолога проект исследования на тему: «Образ России в испанских СМИ». Было сделано интересное заключение: определяющим фактором при формировании доминирующего отношения к стране и ее культуре являются так называемые фоновые представления, которые достигаются еще при чтении школьных учебников. Иногда это достигается одним словом, в культурной среде оно ироничное, в грубой среде – презрительное.

Таким образом, со школьной скамьи может возникать уважение, преклонение перед определенной культурой и априори она считается примером для подражания и воплощением прогресса, к которому все так или иначе должны стремиться и приобщаться. Поэтому негативная информация и факты в отношении этого объекта почитания не нанизываются, отскакивают как случайные, а позитивная складывается в некоторую цепь, укрепляющую это представление.

Наоборот, может формироваться фоновое представление, что страна обладает варварской культурой. Сейчас в отношении России – это черный зигзаг мировой истории. У плохого государства не может быть ничего праведного и правильного. Позитивные факты не закрепляются, а негативные (которыми изобилует история любой страны) выдвигаются на первый план, подтверждая это представление.

Наше историческое сознание дважды подверглось десакрализации. Какие существуют инструменты работы с нашим сознанием?

Антон Анатолиевич Назаров, советник Министра просвещения Российской Федерации, Заместитель генерального директора Российского общества «Знание»:

Общество «Знание» представляет глобальную инфраструктуру для построения знаний. Развивается цифровая составляющая проектов Общества. Учитывая тот факт, что современная молодежь большую часть времени проводит в Интернете и социальных сетях, крайне важно отстаивать традиционные ценности и в цифровой среде.

Появился единый подход к историческому просвещению. Оно начинается не с 5 класса, когда в учебной программе появляется история (как это было раньше), а с 1 класса. В учебниках по окружающему миру уже появились главы, посвященные истории Сибири, родного города, родной улицы. Это те факторы, которые исподволь привязывают человека к родной среде, к тому сообществу, в котором он растет. В дальнейшем сложнее оторваться от этих основ, какое бы давление извне не оказывалось.

Успех этой меры будет зависеть от комплексного охвата молодого поколения. Это и школьные учебники, и цифровая образовательная среда, и внешние, медийные расширения. Сейчас запускается большое количество детско-юношеского контента, связанного с малыми формами (видеороликами, различными сериалами), а также большими полнометражными фильмами. Важным акцентам является то, что 2023 г. Президент РФ объявил Годом педагога и наставника, что подчеркивает особую роль школьного учителя. Именно школьный учитель выигрывает в битвах.

Следует понимать, что будущее поколение воздаст нам то, чему мы научим. Яркий пример – украинские учебники. На Украине мы видели системный подход как воспитывалось подрастающее поколение. За 8 лет с 2014 г. по сути возникли новые люди, которые не знают никакой общей истории. Когда из спрашивают знают ли они вообще, что Украина как таковая появилась в советское время, Украинская ССР входила в Советский Союз, выясняется, что они просто не слышали об этом. Речь идет о полном замещении исторической памяти. При этом, методически это сделано превосходно. Подобные учебники начали появляться не в 2014 г., а с 1991 г.

Для того, чтобы исключить такое развитие событий в нашей стране мы начали системную работу. Одним из значимых школьных уроков является «Разговор о важном». С 5 сентября 2022 г. в каждой школе каждое утро каждый понедельник проходит такой урок после поднятия российского флага и исполнения национального гимна. В ходе урока рассматриваются все основные ценности, прописанные в Стратегии национальной безопасности России. Это ценности человеческие, нашей исторической памяти, великих людей, которые вошли в историю.

Особенно важно, что этот разговор начинается в школе, а продолжается дома, когда школьники то же самое обсуждают со своими родителями.

Помимо этого, появляется предмет «Россия-моя история», который изначально стартует вместо курса «Россия в мире» в старших классах (10-11 классы).

Армен Гарникович Оганесян:

Существует системная критика в отношении Википедии, поскольку это обоюдоострое оружие. Исторические характеристики и определения этого ресурса вызывают много сомнений. Как общество «Знание» работает над этой темой?

Антон Анатолиевич Назаров:

Помимо работы общества «Знание» Российское военно-историческое общество создает портал «История.РФ». Проект курирует В.Т. Мединский. Формируется большой корпус системной верифицированной научной информации, связанной с историей. Примечательно, что он уже хорошо индексируется в Интернете.

Общество «Знаний» сейчас находится на стадии выбора механизмов и моделей работы. Предполагается привлечение большого количества ученых. Уже прорабатываются связи с научными институтами РАН, с историческими факультетами. Пока преждевременно говорить о готовом продукте. Запуск в массовом формате планируется после обсуждения с научным сообществом.

Армен Гарникович Оганесян:

Важно обращать внимание на библиографию, чтобы она была под каждой позицией.

Бабекина Наталья Сергеевна, заместитель директора Департамента развития отрасли информационных технологий Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, преподаватель кафедры «Технологии электронного обмена данными и защиты информации» Московского Технического Университета Связи и Информатики:

Если мы рассматриваем вопрос преподавания истории на Украине, украинских учебников, есть определенный промежуток времени, который мы упустили. Существуют ли программы и мероприятия, реализуемые в странах ЕАЭС, СНГ?

Антон Анатолиевич Назаров:

Буквально недавно были открыты 5 новых школ в Таджикистане. Продолжают строиться русские школы в странах СНГ, в странах-непосредственных соседях России. У РФ много дружественных стран. Примечательно, что в этих странах большой запрос на это, отдельные государства сами выходят на нас с инициативами. Мы включаем этот вопрос в повестку и по линии «Русского мира», и по ряду других направлений.

Министерство просвещения сейчас обсуждает с обществом «Знание» возможность обучения учителей русского языка в новом учебном центре Машук, открытом в 2022 г. в Пятигорске как база подготовки русскоязычных педагогов.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати