Элина Леонидовна Сидоренко, доктор юридических наук, профессор, директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО МИД России:
Хотелось бы обратить внимание на подходы определения границ. Западные страны опираются на Будапештскую конвенцию о компьютерных преступлениях 2001 г. Один из подходов определен в законе о цифровых финансовых активах. В данном случае применяется право страны, где находится оборудование. Есть новый подход – местом совершения преступления будет считаться мнение обнаружения преступления.
Армен Гарникович Оганесян: Культура имеет 3 понятия – тело, душа и дух. Если мы говорим, что нам нужна технологическая культура, речь идет о культуре тела и души. Культура духа – это высшее понятие. Культура не может быть рассмотрена только с нижних этажей. Она многослойна и иерархична.
В области культуры самой неправильной позицией была бы задача стать конкурентоспособной. Важно не конкурировать, а создавать свое. Альтернативный контент должен соответствовать уровню культуры, духовной, душевной и телесной. Примером может послужить Китай. В КНР технологическая культура выстраивается в зависимости от того, как китайцы себя мыслят.
Гибридная война с помощью проведения информационных, электронных и кибернетических операций уже включена в официальные документы США и НАТО. Для выживания в «окопах информационной войны» важно обращать внимание на методы, которые использует противник и с учетом этого, адаптировать собственную стратегию обеспечения информационной безопасности, которая бы включала не только элемент защиты, но и наступления..
Андрей Игоревич Масалович, кандидат физико-математических наук, президент Консорциума «Инфорус», ведущий эксперт по конкурентной разведке Академии информационных систем:
В условиях современных информационных войн тема спецназа информационных провокаций стоит особенно остро. Рассмотрим методики и инструментарий ЦИПсО Украины.
Тактика ЦИПсО основана на перехвате внимания. Создается образ, который вызывает неконтролируемую эмоцию, целевую реакцию / действие. Затем, появляется желание поделиться новостью. Примером могут послужить волнения в Дагестане. Во время первой волны мобилизации было одномоментно включено множество телеграмм-каналов, с помощью которых разжигались протестные настроения.
Интернет – серьезное оружие тактического уровня. Структура ЦИПсО включает систему мониторинг, контроль оперативной обстановки и раннее предупреждение, аналитический центр по планированию операций и департамент специальных операций (те, кто готовят контент), организационно-техническое обеспечение.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs