ГЛАВНАЯ > Дискурс

V «Медиафорум-2022: свобода журналистики в контексте прав человека, новых технологий и международной информационной безопасности». Ярославль, 1-3 ноября 2022 г. Часть 7

11:32 11.05.2023 • Валерия Булва,

Модель построения национального сетевого контура. Отечественные решения для безопасности онлайн

Армен Гарникович Оганесян, главный редактор журнала «Международная жизнь»:

По мнению К. Швауба, «цифровые технологии изменят нашу жизнь к лучшему». В то же время, испанский социолог М. Кастельса отмечает, что критическая роль ИКТ является «палкой о двух концах». С одной стороны, их внедрение способствует экономическому росту, с другой стороны все больше маргинализируются цифровые системы, их отставание становится кумулятивным.

Под влиянием новых ИКТ формируется иная картина мира. Возникает риск столкновения с новой реальностью, где будет жесткое разобщение в глобальном масштабе.

Наталия Сергеевна Бабекина, заместитель директора Департамента развития отрасли информационных технологий Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, преподаватель кафедры «Технологии электронного обмена данными и защиты информации» Московского Технического Университета Связи и Информатики:

По моему мнению, ответ на вопрос к лучшему или к худшему может привести научно-технологическое развитие зависит от целей, способов и объема применения технологий, целевой аудитории, контента, который распространяется с помощью ИКТ.

Необходима четкая концепция и стратегия, иначе мы «плывем в лодке без весел». Изначально была задача построения информационного общества, затем – перехода от информационного общества к обществу знаний. Где конечная точка?

Важную роль в обеспечении безопасности Интернета играет привлечение других заинтересованных сторон. Следует отметить, что Минцифры проводит регулярные встречи как с другими профильными государственными структурами, так и с представителями бизнеса для сбора практических рекомендаций по решению конкретных проблем в данной области.

Ольга Андреевна Мельникова, начальник отдела Департамента международной информационной безопасности МИД России:

В сфере международной информационной безопасности Россия развивает межведомственную координацию. Проходят совещания комиссии с участием всех заинтересованных профильных ведомств для выработки единой межведомственной позиции. Главное, что объединяет различные субъекты – стремление выработать подходы и найти решения приемлемые и необходимые для России в современных условиях.

В эпоху информационных войн актуализируется проблема обеспечения цифрового суверенитета. Ряд государства придерживаются курса на фрагментацию информационного пространства. Так, серьезной угрозой формирования универсального инклюзивного режима международной информационной безопасности является продвижения коллективным Западом кибер-инициатив, ориентированных на создание «порядка, основанного на правилах». Как защитить национальный сегмент Интернета государства в этих условиях?

Елена Сергеевна Зиновьева, доктор политических наук, доцент, профессор кафедры мировых политических процессов, заместитель директора Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России:

Новые технологии создают не только новые возможности, но и новые угрозы, причем угрозы высокотехнологичного характера, прежде всего, затрагивающие сферу международной информационной безопасности. Современная информационная система крайне турбулентна и конфликтна.

После начала СВО Россия сталкивается с беспрецедентным количеством кибератак по всему национальном периметру. Сегодня информационная составляющая гибридной войны становится чрезвычайно актуальной. Ей необходимо противопоставить активную киберзащиту, основанную на уважении и обеспечении цифрового суверенитета.

Следует отметить успешную деятельность органов государственной власти, инженерного сообщества, научно-академических кругов в области обеспечения международной информационной безопасности. Однако трансграничная природа глобального информационного пространства способствует тому, что кибернестабильность распространяется по миру в целом и по всем регионам. Наметилась милитаризация информационной сферы.

В этом контексте необходимо обратить внимание на теоретические подходы к определению суверенитета. Первоначально суверенитет подразумевал контроль государства определенной территории. Первые теории связывают с именами Ж. Бадена и Г. Гроция. Своя международно-правовая школа сложилась в МГИМО МИД России. По мере эволюции данной категории, суверенитет стал распространяться на новые пространства.

Сегодня, с развитием цифры важнейшей задачей становится обеспечение цифрового суверенитета как части научно-технологического суверенитета. При этом, цифровой суверенитет по мере развития ИКТ дробиться и дополняется – появляется суверенитет в области данных, суверенитет, который затрагивает социо-культурные вопросы в области цифровых технологий, суверенитет в области инфраструктуры (в т.ч. критической информационной инфраструктуры).

В статье А.Ю. Дробинина, директора ДВП МИД России, подчеркивается, что «в современных геополитических условиях крайне актуальна становится суверенизация всех отраслей жизнедеятельности – идейной сферы, политической системы, культуры, науки, экономики, финансов». Возможна ли эта суверенизация без цифрового суверенитета?

Именно цифровой суверенитет лежит в основе социо-культурного, информационного и научно-технического. При этом, хотелось бы отметить, что суверенизация не означает закрытость. Россия остается открытой к международному сотрудничеству, ставит задачу формирования инклюзивного и демократичного режима международной информационной безопасности с учетом интересов всего мирового сообщества.

Сегодня многополярность приходит и в информационное пространство. В качестве новых полюсов силы можем выделить Китай, Индию, страны Юго-Восточной Азии. В цифровом плане быстро растет Африка. Россия традиционно является дипломатическим, политическим и информационным центром силы в глобальном информационном обществе.

История подсказывает нам, что только инклюзивные международные договоренности на равноправной основе, с учетом интересов всех государств и уважения международного права способны сформировать стабильный и устойчивый международный режим, который бы гарантировал соблюдение международной безопасности.

Именно этот подход Россия продвигает в Рабочей группе открытого состава ООН. Ключевой целью является выработка норм ответственного поведения государств (только государства обладают правосубъектностьюв рамках международного права) в глобальном информационном пространстве.  В этой связи, невозможно выработать правила для бизнеса, пока не существует правил для государств. Бизнес действует не в вакууме, а в рамках определенной политической системы мира, которая разбита на суверенные государства со своими нормативно-правовыми рамками.

Что касается информационных войн – это войны, которые сегодня ведутся в СМИ и различных социальных сетях. Сунь Цзы полагал, что достижение победы путем манипуляции сознанием противника – гораздо более тонкая и важная часть военного искусства. Клаузевиц писал: «Война – это продолжение политики другими средствами». Гибридная война также встроена в современную международно-политическую систему.

В эпоху цифровых технологий существует много возможностей воздействия на общественное сознание, в т.ч. в социальных сетях. По статистике, человек в среднем проводит в онлайн 9 часов ежедневно. Значительную часть новостей и мнений люди получают во время онлайн коммуникации. Использование ИКТ для достижения политических целей США опробовали еще в 2011 г., в годы Арабской весны, когда были реализованы программы цифровой дипломатии.

Свобода Интернета – центральная идея, продвигаемая Соединенными Штатами, подразумевает отсутствие правил регулирования. Коллективный запад выступает за разработку правил, которые бы согласовывались в узком кругу удобных государств. При этом, набор правил должен напоминать «лоскутное одеяло», т.е. представлять широкий набор, из которого можно выбрать то, что соответствует интересам отдельных стран в данной конкретной ситуации. Становится возможной политика выбора удобных институтов.

Среди подобных инициатив следует отметить Декларацию за будущее Интернета (чуть более 60 государств ее поддержали), согласно которой будущее будет определяться только демократическими странами (какие страны относятся к демократическим будет решено на усмотрение США).

Другая инициатива – Программа действий по поощрению ответственного поведения государств в киберпространстве, которую недавно Франция предложила в РГОС. В документе акцент делается на привлечении других заинтересованных сторон (бизнеса, НКО, научно сообщество) без учета их правосубъектности в международном праве.

Генеральный секретарь ООН А. Гуттериш предложил в докладе «Наша общая повестка» выработать Глобальный цифровой договор. Это прозападная инициатива, направленная на согласование набора правил для IT-гигантов. Проблема заключается не в самих правилах, а в механизме и сроках их реализации, контроле за исполнением (в т.ч. кто будет контролировать исполнение).

Российские инициативы по разработке норм ответственного поведения основаны на уважение Устава ООН, формы, буквы и духа современного режима международного права. Россия продвигает целый спектр инициатив – в области противодействия информационной преступности, вопросы интернационализации управления Интернетом, поддержка формата РГОС.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати