ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Контрнаступление» Киева - информационно-психологическая составляющая

11:59 02.05.2023 • Денис Батурин, политолог

Обещанное украинское «контрнаступление» стало значимым фактором информационного, политического и социального бытия.

Украина не один раз заявляла, что важной частью контрнаступления будет «информационно-психологическая составляющая». Причина постоянных вбросов на эту тему проста –   понимание со стороны западных патронов реальной ситуации: долго противостоять России Украина не сможет и в этой связи нужно совершать хотя бы пропагандистские акции, адальше посмотрим… При этом российские эксперты отмечают, что это не должно стать поводом для недооценки возможного украинского контрнаступления: «Мнение о противнике как о выдохшемся и ни на что не способном — одна из этих проблем, чреватая серьёзными неприятностями, однако опыт войны и работы над ошибками видны, и это придаёт уверенности. Что с уверенностью у той стороны — вопрос отдельный, но полагать, что там пойдут в наступление просто так и без шансов на успех, было бы слишком самонадеянно. Учитывая дефицит материальных возможностей — техники и огневой мощи, можно ждать, что противник будет пытаться достичь успеха за счёт возможностей, скажем так, медийных, сосредотачивая свои усилия там и тем способом, где и как ему будет казаться возможным посеять панику и замешательство».[i] 

Из Киева постоянно раздаются требовательные призывы - нет поставок самолетов, нет флота, недостаточно танков и бронетехники для серьезных контрнаступательных действий ВСУ. В этом смысле одиозный бывший посол Украины в Германии, ныне замглавы украинского МИД Андрей Мельник «прав», заявляя, что Киеву нужно в 10 раз больше оружия, чтобы завершить победой военные действия в этом году, а западные государства «должны перейти все «искусственные красные линии» и выделить на вооружение страны 1% своего ВВП».[ii]

Да, действительно, ни 35 Leopard 2, ни другая бронетехника в том количестве, что поставлена, военную победу Киеву не обеспечит, однако, у ВСУ сохраняется высокий уровень технических возможностей по связи и электронной разведке, в том числе с помощью спутниковой группировки стран Запада, представляют серьезную угрозу БПЛА разного типа, в том числе водные.  Кроме того, накопление обычных вооружений и боекомплекта, по мнению экспертов, говорит о серьезности потенциальной угрозы контрнаступления: «Новая порция американской помощи хохлу по сути своей это дополнительный запас боекомплекта на 300 с лишним миллионов долларов. Кроме четырех тяжелых тягачей высокой проходимости (logistics support vehicles), почти все остальное – боеприпасы, от патронов к стрелковому оружию до зенитных ракет для Patriot и «высокоточных авиационных боеприпасов» неуточненного типа (скорее всего авиабомб типа JDAM). Все это можно передать действительно быстро, в отличие от техники, на отгрузку, переброску и прием которой нужны недели. Значит ли это, что наступление вот-вот начнётся? Да, вероятность велика»,[iii] - считают некоторые эксперты.

Информационный фактор самым серьезным образом влияет на план контрнаступления, военная составляющая которого может включать значительную часть террористических действий и будет направлена не столько на достижение военных успехов, сколько на достижение информационно-психологического эффекта и провокацию всплеска социального негатива в российских регионах, на которые будет оказано военно-террористическое воздействие.

По этим же причинам контрнаступление может начаться в период майских праздников, что должно усилить именно информационный успех (независимо от реальных результатов), который украинской стороне очень хотелось бы продемонстрировать. Эффект дестабилизации в российском обществе достигнут не будет, но независимо от реальности в информационном пространстве украинскими информационными службами при поддержке западных ресурсов и сетей это будет старательно представлено именно так.

Стоит также отметить, что украинские «шахиды» не скрывают намерение сделать акцент именно на террористической составляющей. Так, временно исполняющий обязанности командира батальона «Азов»[iv] Богдан Кротевич фактически заявил, что хочет повторить «подвиги» Басаева - теракт в Будённовске: «Кротевич в разговоре с американскими журналистами открыто заявил, что ВСУ в ходе контрнаступления стоит использовать тактику ичкерийских террористов…»[v]  И к этому стоит относиться серьезно, тем более что этот вариант украинские террористы уже тестировал – напав на Брянскую область. Для большинства очевидно – они не в силах победить Россию в открытом бою, о чем говорит ход СВО. Поэтому мечтают добыть «славу украинских героев», хотя нет сомнений, что в случае попыток подражать басаевым, хаттабам и радуевым – их ждет такая же судьба.

Международная и внешнеполитическая ситуация характеризуется тем, что существует усталость от украинского кризиса, которую ощущает западное общество через экономические проблемы, вызванные санкциями, недальновидными решениями и действиями, в частности, в рамках «зерновой сделки». Западные политические элиты явно зашли в тупик. Им необходима перезагрузка через «контрнаступление», результат которого вторичен, главное - это открывает новые внутриполитические возможности: пересмотр политики поддержки и вооружения Украины или продолжение такой поддержки, хотя второй вариант имеет известные ресурсные ограничения. Чтобы нарастить поставки оружия в нужных объемах, в 10 раз, как гневно требует украинский «дипломат», необходим серьезный пересмотр образа жизни стран, живущих в «мире, основанном на правилах»: «Наращивание поставок для НАТО немыслимо без радикальной смены образа жизни в целом и требует полноценной военной индустриализации. Это цена войны с Россией, причём без гарантий успеха, и её на Западе начинают осознавать только сейчас. Как и время, которое потребуется для того, чтобы эту цену заплатить, даже если Запад действительно захочет ввязываться в это предприятие по полной программе».[vi]

Российские эксперты также говорят о том, что контрнаступление нужно многим заинтересованным лицам и организациям на Западе. Мотив прост и раскрывается перефразом из старого советского фильма: «От ревизии нас спасет только контрнаступление».  Это и политические вопросы ответственности за политику поставок вооружений без заметной эффективности, и отсутствия перспектив, а также ответственности за уход вооружений на черный рынок под прикрытием поставок на Украину.

Социальное напряжение в обществе определяет рефлексия на возможное «контрнаступление» и его последствия. Оно, естественно, ощущается у тех, кто проживает на новых российских территориях, в приграничных регионах и в Крыму.  Фортификации в Крыму и других местах возведены и продолжают строиться, ПВО работает эффективно, также готовы к обороне и освобожденные территории. Военные свое дело знают. Поэтому основная задача общества и власти – быть готовыми к информационно-психологическому противостоянию с медийной машиной Запада и украинским информационным и иным терроризмом.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://t.me/vysokygovorit/11344

[ii] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17586313

[iii] https://t.me/vysokygovorit/11355

[iv] террористическая организация, запрещённая в России

[v] https://t.me/readovkaru/3140

[vi] https://t.me/vysokygovorit/11389

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати