ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

К визиту главы российского внешнеполитического ведомства в Турцию

14:59 09.04.2023 • Станислав Иванов, к.и.н., ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН

6-7 апреля 2023 г. министр иностранных дел РФ Сергей Лавров совершил свой рабочий визит в Турцию. В президентском дворце в Анкаре глава МИД РФ провел переговоры со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу, а также встретился с президентом страны Реджепом Тайипом Эрдоганом. Стороны обсудили широкий круг вопросов двустороннего характера и международной повестки дня. Сергей Лавров отметил, что высокая результативность отношений Москвы и Анкары определяется “интенсивным доверительным диалогом между президентами”, а также тесными межпарламентскими и другими связями.

Лавров и Чавушоглу на встрече акцентировали внимание на взаимовыгодных мегапроектах в энергетической сфере, упомянув, в частности, предстоящее создание в Турции газового хаба для транспортировки российских углеводородов и намеченную на 27 апреля т. г. церемонию доставки из России ядерного топлива на энергоблок турецкой АЭС «Аккую». Недавно президент Эрдоган не исключил участия в этом мероприятии президента РФ Владимира Путина, чтобы вместе сделать первый шаг в открытии атомной энергетики Турции. Как известно, загрузка топлива в хранилище будет означать формальное присвоение АЭС статуса атомного объекта, а Турции - страны, где есть атомная энергетика. Планируется, что по окончании строительства четыре российских реактора ВВЭР-1200 общей мощностью 4800 МВт будут генерировать до 10% электроэнергии страны. Проект, стоимость которого оценивается в 20 млрд. долларов, впервые в мире реализуется на условиях модели "Строй - владей - эксплуатируй".

Помимо этого лавы МИД обсуждали гуманитарные проекты и развитие туризма. Чавушоглу с удовлетворением отметил, что 5,2 млн. россиян посетили Турцию в 2022 году, что на 80% больше, чем в 2021 году. Турецкая сторона выразила благодарность РФ за оперативную помощь в ликвидации последствий масштабного февральского землетрясения. С. Лавров обратил внимание на то, что Россия не прекратила помогать Турции и сейчас, в республику направляются стройматериалы, необходимые для восстановления жилья и инфраструктуры. Стороны с удовлетворением отметили, что общий объем товарооборота между Россией и Турцией достиг уровня 60 млрд. долларов в 2022 году и продолжает расти, несмотря на трудности субъективного характера в связи с западными санкциями.

Касаясь украинского кризиса, Чавушоглу подчеркнул, что военные действия на Украине должны быть урегулированы путем переговоров и на основе международного права, Турция готова оказать любую поддержку этому процессу и продолжает быть в тесном контакте с обеими сторонами конфликта. При этом он выразил озабоченность по поводу возможной эскалации конфликта. Сергей Лавров, в свою очередь, подчеркнул, что Россия не отказывается от переговоров, но для их проведения должны быть учтены все российские озабоченности. Речь должна идти о том, «на каких принципах будет основываться новый миропорядок, который всем нам нужен вместо миропорядка одностороннего», - сказал глава российского МИД.

Обсуждалась и так называемая «зерновая сделка» между РФ, Украиной, ООН и Турцией, которую Россия недавно согласилась продлить еще на 60 дней. Глава МИД РФ выразил неудовлетворение на невыполнение условий этой сделки в части экспорта сельскохозяйственной продукции и удобрений из РФ в соответствии с меморандумом Россия-ООН. Как известно, введенный коллективным Западом санкционный режим, по сути, блокирует экспорт российских товаров на мировой рынок. Как заявил С. Лавров, «препоны на пути финансирования, логистического оформления, транспортировки, страхования, экспорта российской продукции не только сохраняются, но и ужесточаются». Москве не удается отправить даже гуманитарную помощь на безвозмездной основе остро нуждающимся в ней странам Африки. Вряд ли в такой ситуации будет оправдано дальнейшее продление сроков действия этой сделки, которая выгодна лишь Киеву.

Среди других тем, которые обсудили главы МИД России и Турции — необходимость «восстановить разрушенную ливийскую государственность» и провести демократические и прозрачные выборы в Ливии, продолжить процесс урегулирования отношений между Израилем и Палестиной, а также Арменией и Азербайджаном. Лавров подчеркнул, что в последнем случае важным будет ориентировать стороны конфликта на строгое выполнение договоренностей, которые были достигнуты в трехстороннем российско-армяно-азербайджанском формате. Интернационализация ситуации вокруг Нагорного Карабаха с выходом за рамки региона крайне нежелательна.

Много внимания было уделено дальнейшему процессу нормализации сирийско-турецких отношений. Как известно, 3-4 апреля в Москве состоялись четырехсторонние консультации на уровне заместителей министров иностранных дел России, Ирана, Сирии и Турции, которые обсуждали проект повестки дня предстоящей встречи глав МИД этих стран. С. Лавров отметил, что процесс нормализации турецко-сирийских отношений непростой и может занять длительный период, но в конечном итоге надо найти баланс интересов всех его участников. Положительным моментом является начало двустороннего диалога не только по дипломатическим каналам, но и по линии министров обороны, руководителей спецслужб, взаимодействие стран в ликвидации последствий землетрясения, предотвращении эпидемий и пандемий в пострадавших от этого бедствия районах.

Министр иностранных дел РФ в беседах с турецкими коллегами не скрывал озабоченности российского руководства новой вспышкой насилия в Израиле и вокруг него. Процесс мирного урегулирования в последние дни отброшен назад в результате односторонних мер, которые принимаются израильскими властями и их палестинскими оппонентами в секторе Газа и Ливане, что чревато дальнейшим серьезным обострением обстановки в регионе. "Квартет по БВУ в составе России, США, Евросоюза и ООН не собирался уже давно, его встречи блокируются Вашингтоном, к сожалению, и Генеральный секретарь ООН, который должен инициировать такие заседания, как-то ушел в тень", - отметил он.

Отвечая на вопросы журналистов на тему предстоящих в мае президентских и парламентских выборов в Турции, Лавров заявил: «Турция неоднократно доказывала, что способна организовать свободные и демократичные выборы, наблюдатели дадут им свои оценки после предстоящего голосования. РФ никогда не вмешивается ни во внутренние дела, ни даже в дискуссии, которые разворачиваются в той или иной стране накануне предвыборных кампаний». Следует заметить, что это заявление российского министра прозвучало в местных СМИ некоторым диссонансом и приобрело особое значение после недавней встречи посла США в Турции с кандидатом от оппозиционного блока Кемалем Кылычдароглу, что было воспринято действующим президентом как «наглое вмешательство в ход предвыборной кампании». На встрече с Лавровым Эрдоган также подчеркнул, что исключение в будущем какой-либо конфронтации с Россией станет одним из его предвыборных слоганов.

Визит главы российского внешнеполитического ведомства в Турцию накануне предстоящих в этой стране парламентских и президентских выборов явился как бы «сверкой часов» в этот судьбоносный для обеих стран период. Состоявшиеся встречи и переговоры в Анкаре подтвердили заинтересованность обеих сторон к дальнейшему наращиванию взаимовыгодного сотрудничества и развитию стратегического партнерства между Россией и Турцией. Отмечена также близость позиций Москвы и Анкары по ряду наиболее острых региональных проблем и конфликтов и желание взаимодействовать в их мирном решении. Российское руководство учитывает возросшие роль и значение Турции в исламском и тюркском мире, на Ближнем Востоке, Южном Кавказе, Балканах, в странах Азии и Африки. Москве импонирует стремление Эрдогана проводить независимый от Вашингтона и Брюсселя внешнеполитический курс, быть сторонником многополярного миропорядка. Безусловно, победа Эрдогана на очередных президентских выборах и сохранение ведущей роли Партии справедливости и развития (ПСР) предполагают большую стабильность и предсказуемость в российско-турецких отношениях. Однако и возможный приход к власти в Турции блока оппозиционных партий не следует слишком драматизировать. Вряд ли в интересах турецкого общества и любой власти в Анкаре будет выгодно резкое охлаждение в турецко-российских отношениях. В любом случае, наши народы и страны связывают тесные взаимовыгодные торгово-экономические отношения и стратегическое партнерство. Есть определенная уверенность в том, что России и Турции удастся сохранить достигнутый уровень двусторонних отношений и продолжить играть совместную важную миротворческую и другую роль в регионе.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати