ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Пресс-конференция по итогам переговоров глав МИД России и Ирана

19:09 29.03.2023 •

Уважаемые дамы и господа,

Провели содержательные и продолжительные переговоры. Они прошли в традиционно доверительном дружественном ключе.

У нас обоюдное удовлетворение положительной динамикой развития двусторонних отношений. В 2022 г. наши президенты четырежды общались лично. В 2023 г. уже трижды (1,2,3) поговорили по телефону. Предстоят дополнительные контакты. Состоялось заседание межпарламентской комиссии по сотрудничеству. Проведена встреча секретарей советов безопасности. Укрепляются контакты между регионами и предпринимательскими сообществами.

Особое внимание уделили поощрению дальнейшего поступательного развития торгово-экономических и инвестиционных связей. Констатировали, что несмотря на незаконные санкции США и их сателлитов, взаимный товарооборот продолжает устойчивую тенденцию к росту. По итогам 2022 г. достигнут очередной рекорд – 4,86 млрд долл. – это более чем на 20 процентов выше показателей 2021 г. Договорились продолжать совместные усилия по дальнейшему наращиванию практической кооперации, в том числе между бизнес-сообществами и регионами. Особое внимание уделили осуществлению флагманских проектов в атомной и топливной энергетике, и в транспортной сфере.

Приветствовали работу межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Ее очередное заседание состоялось 1 ноября 2022 г. в г.Грозный.

Решено и далее активно продвигать переговорный процесс по заключению полноформатного соглашения о свободной торговле между Ираном и ЕАЭС взамен действующего сейчас временного соглашения по данному вопросу. Безусловно, либерализация таможенных тарифов в контексте отношений Ирана с ЕАЭС придаст дополнительный импульс расширению наших торговых обменов.

Укрепляется торгово-правовая база. В работе около двадцати российско-иранских документов. Отмечу интенсивную работу над проектом нового большого договора взамен действующего 2001 г. Новый документ находится в высокой степени готовности.

У нас совпадающие или близкие позиции по ключевым вопросам международной и региональной повестки дня. Подтвердили наше неприятие деструктивной линии «коллективного Запада», направленной на подмену международного права, ооноцентричной архитектуры американским «порядком, основанным на правилах». В этой связи подтвердили тесное взаимодействие в рамках созданной в Нью-Йорке Группы друзей в защиту Устава ООН.

Подробно рассмотрели ситуацию вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе. Едины в понимании безальтернативности данной международной договоренности, зафиксированной в единогласно принятой резолюции СБ ООН 2231. Выступаем за скорейшее возобновление ее полноценной реализации и против действий, мешающих этому. Мир по-прежнему ждет возвращения США к своим обязательствам в рамках «ядерной сделки». Особо подчеркнули, что все незаконные санкции в отношении Ирана должны быть сняты.

Приветствовали оздоровление обстановки в ближневосточном регионе, в том числе в свете недавно объявленного восстановления дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией. Всегда последовательно выступали именно за это и предлагали конкретные идеи, в том числе продвигая нашу Концепцию коллективной безопасности в зоне Персидского залива, которая созвучна иранской Ормузской мирной инициативе.

Подтвердили поддержку скорейшего завершения процесса оформления полноправного членства Ирана в ШОС. Это должно состоятся в 2023 г. и станет логичным продолжением многолетнего конструктивного взаимодействия Тегерана с этой организацией, обеспечивающей стабильность на евразийском пространстве.

Обменялись мнениями по обстановке в Сирии и вокруг неё. Высоко оценили итоги состоявшейся в ноябре 2022 г. в Казахстане 19-й Международной встречи в контексте работы астанинского формата. Акцентировали важность Астанинской «тройки» как основного механизма международного сопровождения сирийского урегулирования.

Говорили о других актуальных сюжетах, включая ближневосточное урегулирование, решение палестинской проблемы, положение дел в Афганистане, Закавказье, Йемене, каспийскую проблематику.

Надеемся, что нынешние трения в отношениях Баку и Тегерана имеют временный характер и будут как можно скорее преодолены. Это поспособствует и продвижению трехстороннего сотрудничества с участием России, Ирана и Азербайджана. В том числе в контексте подтвержденной всеми сторонами заинтересованности в реализации важных проектов в рамках развития Международного транспортного коридора «Север - Юг». Готовы помогать нашим друзьям в разрешении имеющихся проблем.

Затронули ситуацию на Украине и вокруг нее. Обратили внимание в очередной раз на подрывную линию стран НАТО, которые уже давно втянулись в конфликт. Глубже некуда. Они уже фактически воюют на стороне киевского режима. Ценим взвешенную позицию и понимание истинных мотивов происходящего, которые продвигает руководство Исламской Республики Иран.

Итоги переговоров были полезными и продуктивными. Будем продолжать работать по всем этим направлениям с учётом всех дополнительных договорённостей, достигнутых сегодня.

Вопрос (перевод с персидского): Почему американцы медлят с возвращением к своим обязательствам по СВПД? Какие факторы оказывают на это влияние?

С.В.Лавров: Это легкий вопрос. Есть масса тем, по которым невозможно понять, почему Соединенные Штаты делают что-то или не делают ничего. Как я понимаю, у наших иранских друзей есть возможности напрямую у американцев поинтересоваться. Я за нынешнюю Администрацию гадать не берусь.

Вопрос: Китайская Народная Республика принимала активное участие в качестве посредника. В связи с этим хотел бы спросить, как Тегеран оценивает инициативу Китая по глобальной безопасности и какого мнения придерживается относительно позиции Китая по политическому урегулированию украинского кризиса?

С.В.Лавров (добавляет после Х.Амирабдоллахиана): Скажу два слова, поскольку вопросы касаются нашего близкого соседа – Китайской Народной Ресупблики.

Неделю назад состоялся государственный визит Председателя Си Цзиньпина в Российскую Федерацию. Наши лидеры, Президент России В.В.Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин, в широком плане обсуждали вопросы глобальной безопасности. Упоминалась и соответствующая инициатива КНР. У нас есть общее мнение, что главным сейчас для всех этих дискуссий является внедрение принципа неделимости безопасности в любые переговоры, договоренности, требующиеся на этом направлении.

Это принцип, согласно которому ни одна страна не должна укреплять свою безопасность за счет безопасности других. Он зиждется на Уставе ООН, в котором зафиксирована необходимость уважать суверенное равенство государств. Не буду подробно говорить о том, кто подрывает эти основополагающие нормы международного права (всем и так ясно, что это США и их сателлиты).

Что касается инициативы КНР по украинским делам. Это тоже обсуждалось, комментировалось в ходе пресс-конференции Президента В.В.Путина и Председателя Си Цзиньпина. Уважаем заинтересованность Ирана в мирном урегулировании этой ситуации, только что подтвержденную в выступлении моего коллеги Х.Амирабдоллахиана. Всегда были к этому готовы. Не по нашей вине Украина «разорвала» свою собственную инициативу в апреле 2022 г. (по итогам стамбульского раунда переговоров).

Вопросы о том, как этот конфликт остановить, нужно адресовать не Ирану, не России, не Китаю, а тем западным деятелям и киевскому режиму, ежедневно в разных форматах заявляющим о том, что сейчас нельзя прекращать войну, надо продолжать накачивать Украину вооружениями.

Последней тирадой отметился наш коллега г-н Э.Блинкен. Вчера он заявил, что сейчас перемирие будет в интересах Российской Федерации, а этого допустить нельзя. На чем основывается такой неглубокий анализ, мне сказать трудно. Единственное предположение (сегодня обменялись мнениями на этот счет) заключается в том, что Запад не хочет останавливать эту войну, так как видит в ней свои геополитические интересы, прежде всего с точки зрения его попыток устранить очередного конкурента на мировой арене в лице Российской Федерации. Китайские друзья прекрасно понимают, что и они уже обозначены в натовских документах как долгосрочные конкуренты, противники, которых тоже нужно нейтрализовывать.

Россия, Иран, Китай и многие другие страны, включая членов упомянутой мной Группы друзей в защиту Устава ООН, будут категорически противодействовать попыткам утвердить западную гегемонию на веки вечные, как это пытаются сделать Вашингтон и его сподручные.

Вопрос (перевод с персидского): Россия выступает за скорейшее восстановление СВПД и играет важную роль в переговорах «4+1». Какие меры стоит предпринимать, чтобы вернуть стороны к исполнению своих обязательств?

С.В.Лавров: Мы выступаем за восстановление СВПД и действия резолюции Совета Безопасности ООН 2231 в полном объёме. В этом смысле наблюдаем за контактами, которые проходят между иранскими коллегами и европейцами и американцами.

Исходим из того, что в их результате будет достигнут именно тот результат, о котором все говорят: возобновление полноценной реализации договорённостей по иранской ядерной программе. Окончательное решение необходимо принимать в кругу всех участников СВПД, включая и Россию, и КНР.

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати