Тяжелое положение Ирака связано с последствиями американского вторжения 2003 года. Такой оценкой чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Республике Ирак Эльбрус Кутрашев поделился во время дискуссии клуба «Валдай», посвященной 20-летней годовщине американского вторжения в Ирак. «Хотя до сих пор многие в Ираке положительно относятся к свержению Саддама Хусейна, все помнят и о беспределе, устроенном оккупантами, в частности о том, что именно американо-британская авантюра открыла Ирак для международного терроризма», — отметил дипломат. По его словам, Ирак сегодня — это «открытое поле» для внешнего влияния.
«Международная жизнь»: Помимо США, влияние каких стран на Ирак сейчас наиболее заметно?
Эльбрус Кутрашев: Иран играет огромную роль, экономическую, политическую и в военной сфере. В ситуации на земле иранская роль тоже огромна. Влияние на ситуацию в Ираке имеет все региональное окружение: страны Персидского залива, Турция. Как рассказывали мне сами иракцы, многие иракские силы ориентируются на тех или иных внешних союзников или даже спонсоров. Здесь идет большая игра. Другой вопрос в том, насколько это хорошо для самого Ирака. Я уверен, что не очень хорошо. Но ситуация такая. И система политическая, которая сейчас в Ираке существует, не только позволяет открывать дверь для такого вмешательства, но и делает его неизбежным.
Начало этому положили американцы своим вторжением, которое напугало очень сильно всех регионалов. Были небезосновательные подозрения, что следующим будет кто-то еще. Поэтому все, кто как мог, страны региона пытались не допустить того, чтобы американцам в Ираке было хорошо. И они могли думать, о чем-то еще, кроме как обеспечивать свою безопасность и решать свои собственные проблемы на территории Ирака. В этом смысле Ирак — это открытое поле для захода всех, кто имеет желание играть на его площадке. Игры могут быть разными: от геополитических до чисто экономических. И противоборство между странами идет, в том числе в сфере экономики.
Китай тоже имеет в Ираке большие перспективы в силу огромного экономического потенциала. Иракцы за то, чтобы Китай активно входил в Ирак в экономическом плане. В свое время иракский премьер-министр в 2019 году подписал с китайцами соглашение о 100 миллиардах инвестиций. За что в итоге и поплатился. Спровоцированные по понятной нам схеме протесты, это правительство свергли к удовольствию сами знаете кого.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs