Каноническая Украинская Православная Церковь (УПЦ) получила 10 марта 2023 года предупреждение от Национального заповедника «Киево-Печерская лавра» в лице исполняющего обязанности директора Александра Рудника о прекращении договора, заключенного 19 июля 2013 года о бесплатном пользовании УПЦ культовыми строениями и другим государственным имуществом, расположенном на территории заповедника[1].
В письме Рудник ссылается на Указ Президента Украины от № 820/2022 «О решениях Совета национальной безопасности и обороны Украины от 1 декабря 2022 года «Об отдельных аспектах деятельности религиозных организаций в Украине и применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)».
23 декабря 2022 г. постановлением Кабинета Министров Украины № 1416 создана Межведомственная рабочая группа по подготовке предложений и рекомендаций по организации выполнения отдельных задач, связанных с деятельностью религиозных организаций в Украине, которая во время своей работы якобы установила нарушение УПЦ условий Договора по использованию государственного имущества.
«Учитывая выводы Межведомственной рабочей группы и письмо Министерства культуры и информационной политики Украины 09.03.2023 № 06/34/2234-23, на основе п. 8.1. Договора, Заповедник предупреждает о расторжении Договора с 29.03.2023 года», – сообщили в предупреждении.
Источники в УПЦ сообщают, что покинуть Киево-Печерскую Лавру братия должна до 29 марта 2023 года. После этого в Лавре будет работать комиссия по приему-передаче государственного имущества.
Прежде всего, обращает на себя внимание ссылка на Указ Президента Украины о решении СНБО. Становится понятным, что именно эти документы являются основанием для выселения братии, а не мифические «нарушения УПЦ условий Договора по использованию государственного имущества».
Не скрывают истинных причин и преследуемые цели и в офисе Президента Украины. По сообщению сайта «Raskolam.NET»[2] со ссылкой на свой источник, Офис Президента (ОП) готов передать все имущество УПЦ под юрисдикцию недавно созданной украинской властью и Константинопольским патриархатом раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ).
Выселение монахов из Киево-Печерской лавры — только первый шаг, за которым, скорее всего, последует полный запрет УПЦ в Украине, если Митрополит Онуфрий не примет предложение Банковой.
Те же священники и епископы, которые согласятся на слияние с раскольниками, смогут дальше безпрепятственно совершать свое служение.
На самом деле, на Банковой давно уже приняли решение о полной ликвидации УПЦ в Украине, но сам процесс осознанно растягивают во времени, чтобы «гуманно додавить» священнослужителей канонической Церкви до «правильного» выбора.
По сведениям того же источника, уже известно, что Митрополит Онуфрий не согласился принять схему Офиса Президента по переходу УПЦ под контроль варфоломеевского филиала (ПЦУ). Ведь Киево-Печерская Лавра для УПЦ это не только крупнейший монастырь и центр духовной жизни православных на Украине. Это еще и административный центр самой УПЦ – именно там находятся Управление Киевской Митрополией, управление самой Церкви, резиденция и канцелярия Блаженнейшего Митрополита Киевского Онуфрия, синодальные отделы, духовные Семинария и Академия украинской Церкви. А значит на улице, кроме братии монастыря, оказываются сотни административных сотрудников и учащиеся духовных учебных заведений.
К сожалению, многое в этих тяжелых обстоятельствах было предсказуемо. Многие церковные публицисты еще со времен т.н. «собора в Феофании», который прошел в мае прошлого года в Киеве, когда УПЦ, по сути, перешла режим самоуправления, писали о том, что его решения могут лишь отсрочить уготованную ей участь, но никак не отменить.
Что же за всем этим стоит? Почему для Киева столь важно уничтожить УПЦ?
И начать мне хотелось бы с мнения одного из моих оппонентов из Украины, высказанного мне буквально в сам день появления Указа о выселении УПЦ из Лавры. «Как Вы думаете, если бы монахи Троице-Сергиевой Лавры под Москвой, в большинстве своем поддерживали бы Украину, им бы дали возможность осуществлять свою религиозную деятельность? А ведь монахи Киево-Печерской Лавры, в большинстве своем, открыто симпатизируют тем, кто начал СВО 24 февраля прошлого года! Какова была бы реакция Ваших светских властей?».
Что и говорить – приведенный пример жесткий, но не однозначный. И, что важно, главное в происходящем в Киеве - не в ответе именно на этот вопрос.
Во-первых, показателен он тем, что мой оппонент сам свидетельствует о реальном отношении церковных, верующих людей на Украине к происходящему, несмотря на все споры в Феофании и после Феофании. С мирской точки зрения – проблема вроде бы именно в войне. Но это лукавая полуправда для верующего. Вся же правда заключается в том, что каноническую УПЦ не мытьем так катаньем хотят загнать в раскольническую ПЦУ для последующего слияния их с греко-католиками с дальнейшим подчинением напрямую Ватикану. Понимая и зная подоплеку происходящего, именно этого и не желают верные канонической Церкви, и именно об этом писали и пишут многочисленные церковные публицисты и Ваш покорный слуга в том числе.
Вернемся, однако, к Троице-Сергиевой Лавре. В истории нашей Церкви и нашей страны (СССР) уже был период закрытия храмов и монастырей, а ранее и массовых расстрелов священников. И Церковь была оппозиционна к власти и гонима властью. Почему так происходило? Говоря Церковь, нужно понимать, что в своей мистической и духовной полноте она является Телом нашего Господа и выражает ни много ни мало Божественное мнение и Божественное видение происходящего. И если Церковь свидетельствует об отпадении в ересь или раскол отдельных личностей или сообществ, то – так оно и есть на самом деле; если Церковь свидетельствует о безбожности отдельного человека, или власти в целом, то – так для нее оно и есть на самом деле. Таким было мнение Церкви о римских императорах, гнавших Церковь, таким оно было о еретиках, губивших Церковь изнутри, таким оно было и о большевиках. Не Церковь сама отторгалась от общества и государства, а государство стремилось отторгнуть и уничтожить Церковь. Именно это мы и видим на Украине: не конфликт Церкви и власти, не противостояние Церкви и общества, а самую что ни на есть откровенную вражду группы лиц, самовольно и незаконно (заметим!) узурпировавших власть, и теперь, вопреки всем законам, воюющих против Бога, Его Церкви и Её канонов.
И именно исходя из вышеуказанных условий, у насельников Троице-Сергиевой Лавры нет оснований для единения с киевской властью. Частное недовольство может быть отдельными законами, внутренней или внешней политикой в том или ином вопросе, финансовым положением, тарифами и ценами – нет такого государства, где все всем были бы довольны. Но до тех пор, пока Церковь свободна в своей религиозной жизни, в исповедании своих канонов, заповедей и правил, в своих церковных внешних и внутренних взаимоотношениях – у Нее не было и нет причин для фронды по отношению к украинской власти. Как утверждают в Киеве, Украина - правовое европейское государство. Но вот незадача: многочисленные обыски по монастырям и храмам УПЦ не обнаружили лиц, нарушающих закон, и иных доказательств ее антигосударственной деятельности, как результат - никаких обвинений не было предъявлено. Тогда решили пойти по простому пути – уничтожить. Что-то это напоминает из прошлого, не правда ли? Как в том старом анекдоте – «Ну не нравишься ты мне…»
История все расставит по своим местам и, может быть, с течением времени, мои умозаключения и выводы будут в некоторой степени неверны или скоропалительны. Неверны они могут быть еще и потому, что архиереи и священники УПЦ на Украине - гонимы и под прессом реальной опасности, а мы рассуждаем по их душу здесь. Но мне ситуация видится следующим образом.
Т.н. «собор в Феофании» преследовал собою цель не столько продемонстрировать власти и украинскому обществу свою лояльность, сколько на как можно дольше отсрочить, если не избежать, открытых и масштабных гонений со стороны украинской власти на членов канонической украинской Церкви – как духовенства, так и мирян. Многие говорили и писали тогда, что это путь в никуда; что отсрочка, даже если и случится, все одно приведет к тому же результату, только с еще горшими последствиями. Худшие прогнозы сбываются на наших глазах, и некоторые публицисты уже примеряют к происходящему искаженную цитату Черчилля о войне и позоре. Иные же прямо говорят о том, что если бы украинская Церковь ступила бы на путь мученичества без реверансов в сторону киевской власти, то сия жертва ради нашего Господа осталась бы чистой и незапятнанной искажением канонов и малодушием. Но я не чувствую за собой права судить и осуждать.
Подводя итог происходящим событиям в Киеве, нужно еще раз подчеркнуть – это еще одна попытка разорвать духовную связь между нашими народами, рассорить их теперь уже и на религиозной почве. Зачем? Ответ прост – именно эта связь исторически остается самой глубокой, и, верю, останется в сердцах людей несмотря на все противоречия, рожденные незаконными действиями и русофобской пропагандой в Украине.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] https://lavra.ua/uk/zapovidnik-nadislav-kiyevo-pecherskij-lavri-chergovij-ultimatum/
[2] https://raskolam.net/ru/65915-mytropolyt-onufrij-ne-pogodyvsya-pryjnyaty-shemu-ofisu-prezydenta-shhodo-perehodu-upcz-pid-kontrol-pczu-soczmerezhi/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs