Энергетическое сотрудничество ФРГ и Катара вышло на новый уровень: 29 ноября Министерство энергетики Катара заявило о подписании Соглашения по поставкам сжиженного природного газа (СПГ) в Германию. Согласно его условиям, с 2026 г. Берлин в течение 15 лет ежегодно будет получать 2 млн тонн сжиженного природного газа из Катара при посредничестве американской компании ConocoPhillips.
Подписанию соглашения предшествовал сложный переговорный процесс, длившийся несколько месяцев. Первый визит Министра экономики и климатической политики ФРГ Р. Хабека («Зеленые») в Катар состоялся в марте этого года. Ему удалось достичь договоренности о «долгосрочном энергетическом партнерстве». Однако в мае ФРГ и Катар, подписав декларацию, закрепляющую мартовские договоренности, не смогли согласовать ряд условий. Камнем преткновения стал вопрос о продолжительности контракта и сроках поставок.
В целом итоговый вариант соглашения примечателен весьма значительными уступками со стороны Германии.
Во-первых, Берлин фактически принял условия Катара о продолжительности контракта. Доха, желая гарантировать себе стабильный приток инвестиций, который позволил бы стране иметь гарантии сбыта и финансовое подспорье для разработки месторождений и реализации инфраструктурных проектов, требовала долгосрочных контрактов, в то время как Берлин, следуя своей обычной практике, мотивированной перспективой энергетического перехода, выступал за краткосрочный контракт. Кроме того, на Германию ложится бремя финансирования строительства сети терминалов СПГ: с целью обеспечения импорта, альтернативного российскому, планируется построить до 11 объектов, 8 из которых получат финансирование из государственного бюджета. Если ФРГ удастся следовать заявленному курсу на постепенный отказ от использования ископаемого углеводородного топлива и ядерной энергетики и почти полный переход на возобновляемые источники, то вложения средств налогоплательщиков не окупят себя.
Во-вторых, речь идет об объёме поставок, которые как заявлено составят 2 млн тонн в год. Таким образом, Германии удастся заместить лишь незначительную долю выпадающего импорта из России. Лидер ХДС Ф.Мерц, оценив объемы поставок, заметил, что «количество настолько мало, что в принципе даже незаметно». В то же время Катар за счет разработки месторождения North Field в рамках выполнения обязательств по соглашению сможет увеличить свой потенциал по производству СПГ к 2025 г. до 110 млн тонн, а к 2027 г. – до 126 млн тонн.
В-третьих, стартовать экспорт СПГ должен лишь в 2026 г., что не позволяет Германии быстро диверсифицировать источники поставок энергоресурсов и найти альтернативу российским энергоносителям в короткие сроки.
Уступки Германии оказались настолько значительны, что Катар закрыл глаза на резкие заявления министра внутренних дел Германии Н. Фезер (СДПГ) накануне старта Чемпионата мира по футболу. Министр усомнилась в возможности проведения крупных спортивных турниров в стране, где есть проблемы с соблюдением прав человека.
Таким образом, сделка с Катаром явилась очередной попыткой ситуационного реагирования на энергетический кризис, угрожающей обострением внутриполитической ситуации в Германии ввиду возможной спекуляции оппозиционных партий на ошибках действующего немецкого правительства в деле обеспечения энергетической безопасности страны.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs