ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Коронация» Риши Сунака

09:45 03.11.2022 • Елена Ананьева, руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Недолгое правление Лиз Трасс ознаменовалось чередой столь провальных мер (Журнал Международная жизнь - “PRINO donna” (interaffairs.ru)), что руководство Консервативной партии решило спешно ее сместить. Все же не лишне их перечислить. О недовольстве рынков ее экономической программой мы уже писали. Трасс уволила своего единомышленника, министра финансов К. Квартенга, переложив на него вину за мини-бюджет, вызвавший бурю на финансовом рынке. Ошибка заключалась и в том, что они не провели полагающиеся предварительные консультации ни с Банком Англии, ни с контролирующим органом - Управлением бюджетной ответственности (Office of Budget Responsibility). Затем Трасс отправила в отставку Суэллу Браверман, министра внутренних дел, за нарушения правил служебной переписки. Следует пояснить: Браверман получила свой пост за то, что сняла свою кандидатуру в пользу Трасс на выборах лидера тори. Браверман единомышленницей Трасс не была – она выступает за выход Британии из Европейской конвенции по правам человека, за депортацию в Руанду нелегальных мигрантов (чтобы они там заполняли соответствующие документы); за ограничение иммиграции в Британию. Трасс же полагала, что для провозглашенной ею стратегии роста необходим приток рабочих рук.

Однако кульминацией стал стиль и методы руководства Трасс при голосовании в Палате общин по резолюции лейбористов о запрете добычи сланцевого газа методом гидроразрыва. И в этом случае тоже необходимо дать пояснения. Еще Борис Джонсон, стремясь всеми мерами преодолеть энергетический кризис, был намерен снять мораторий на фрекинг. Мораторий был установлен в 2019 г. ввиду рисков загрязнения грунтовых вод и сейсмической активности (залежи находятся в густонаселенной южной Англии). Трасс продолжила его линию, но приравняла голосование по частному вопросу к вотуму доверия правительству. Соответственно, ее партийные организаторы (которые следят за тем, чтобы депутаты-тори голосовали в соответствии с курсом партии) применили беспрецедентные методы. Они открыто в парламенте оказывали на депутатов не только психологическое давление (это эвфемизм – один из членов Кабинета просто кричал на депутатов) и воздействие физическое, заталкивая их в помещение для голосования. Между тем депутат является не только членом партии, но и представляет всех избирателей своего округа и имеет право голосовать по собственному усмотрению (Повестка с тремя подчеркиваниями). Правительство выиграло голосование. Однако скандал получился настолько громким, что спикер Палаты общин вынужден был на следующий день начать расследование инцидента.

В тот же следующий день председатель Комитета 1922 года (объединения рядовых депутатов-тори, которое ведает выборами лидера партии) и председатель Консервативной партии посетили Даунинг-стрит, 10. Несколько позже Трасс объявила об уходе в отставку, хотя пользовалась иммунитетом от вотума доверия до сентября 2023 г. Таким образом, уже третий премьер-министр из Консервативной партии заявил о сложении полномочий, хотя обладал подобным иммунитетом. Так, Тереза Мэй выиграла вотум доверия в декабре 2018 г, но объявила об уходе через полгода. Борис Джонсон выиграл вотум доверия в июне 2022 г., но подал в отставку уже через месяц. Трасс продержалась всего 44 дня.

Лейбористы подсчитали убытки страны от правления Л. Трасс, сравнив данные прогнозов Казначейства за август и октябрь: каждый день ее премьерства обходился стране в 1,6 млрд. ф.ст.; итого - 73 млрд. ф.ст. – цена несостоявшегося экономического роста[1]. Так предполагалось, что экономический рост слегка снизится в 2022 г., но возрастет на 0,5% в 2023 г. Однако последние прогнозы уже предполагают снижение на 0,5% в последнем квартале года и на 0,3% - в 2023 г. Британия в следующие два года покажет самый низкий экономический рост среди стран «Большой семерки».

При отставке Джонсона руководство партии изменило правила избрания лидера, чтобы сократить пребывание Джонсона в статусе исполняющего обязанности. Кандидату нужно было заручиться подписями уже не восьми, а 20 депутатов-однопартийцев, и в первом туре получить не менее 30 голосов парламентской фракции. Суть: снизить количество претендентов и сократить сроки выборов. Ведь на суд рядовых членов партии депутаты выставляют две кандидатуры. В случае Лиз Трасс правила были ужесточены больше: 100 подписей депутатов, первые два раунда голосования для отсева кандидатов - в тот же день. Таким образом, если изначально сменить Джонсона желали 10 претендентов, но в последнем случае могли выставить свои кандидатуры лишь 3 человека (депутатов-тори в Палате общин насчитывается 357 человек).

Б. Джонсон, смешно прервав отпуск, пытался договориться с Пенелопой Мордонт и Р. Сунаком о поддержке, но они отказали ему. В результате П. Мордонт не набрала подписи и не стала выставлять свою кандидатуру. Джонсон, заявив о том, что набрал подписи, все же также не вышел на дистанцию. Он мотивировал свое решение, что «время еще не пришло», хотя мог бы выиграть голосами членов партии и повести консерваторов к победе на следующих парламентских выборах, но раскол в парламентской фракции не позволил бы управлять. Таким образом, Р. Сунак, набрав 200 подписей, без борьбы получил пост лидера партии и, соответственно, премьер-министра, что в Британии назвали «коронацией». Напомним, что в 2007 г. лидером лейбористов в отсутствие конкурентов стал Г. Браун, а в 2016 г. лидером консерваторов – Тереза Мэй. По традиции, «коронованные» премьер-министры спустя некоторое время назначают всеобщие выборы, чтобы получить мандат избирателей страны. Однако ни Г. Браун, ни Т. Мэй не решились на них. Р. Сунак, учитывая провальные рейтинги консерваторов, также не пойдет на них.

Вращающиеся двери на Даунинг-стрит, 10

Р. Сунак стал пятым премьер-министром Соединенного Королевства за 6 лет и третьим за год; самым молодым главой правительства Британии (42 года), первым этническим азиатом и индуистом. Он был избран в парламент всего 7 лет назад, в должности министра финансов пробыл всего 2 года, и его считают неопытным политиком.

Журнал The Economist отмечает, что ему никогда бы не стать премьер-министром за столь малый срок депутатской деятельности, если бы не жесткий отбор кадров по идейному признаку, который расчистил дорогу брекзитерам: «Крупные партии – большие шатры, которые могут вмещать и цирк» (Big tents are also for circuses)[2]. Действительно, благодаря харизме и популизму Джонсону удалось объединить различные социальные силы и группы, создать коалицию из избирателей-брекзитеров – зажиточного юга и депрессивного севера - и добиться доминирования сторонников выхода из ЕС. Однако удержать разнородные течения в одной партии практически невозможно, о чем и свидетельствуют распри в партии.

На фоне Л. Трасс Р. Сунак выглядит спасителем нации, но и на солнце есть темные пятна. За Р. Сунаком тянутся участие в вечеринке в период локдауна (штраф за административное правонарушение), а злые языки полагают, что фотография с одной из вечеринок в саду у Джонсона на Даунинг-стрит, 10 была сделана из окна резиденции министра финансов Сунака на Даунинг-стрит, 11. Сунак сначала поддерживал Джонсона, а потом именно с добровольного ухода канцлера казначейства в отставку начался обвальный исход министров из правительства, за что многие считают его предателем. Сунаку вменяют в вину «отрыв от народа»: самый богатый член парламента (даже богаче монарха Карла III), он не знает, как заправить машину на бензоколонке или пользоваться банковской картой. Еще во время обучения в американском университете он получил вид на жительство (грин-карт) в США. Став министром в 2019 г., он обязан был отказаться от вида на жительство, но сделал это лишь перед визитом в США в 2021 г. Его супруга, дочь индийского миллиардера, обладает многомиллионным состоянием и числится налоговым резидентом Индии. Учитывая должность ее мужа-министра, тем более министра финансов, было бы политически корректно платить налоги в Британии. Это решение было принято только после шума в прессе. Обвиняли Сунака и в связях с Россией: у тестя было представительство его компании Infosys в Москве, которое владелец закрыл после публикаций в медиа.

Что предстоит?

Пытаясь добиться единства партии, новый премьер-министр назначил в правительство представителей разных ее течений, но в большинстве своем - это старые лица из Кабинета Т. Мэй. Правое крыло и сторонники Джонсона уже недовольны, собираясь направлять письма в Комитет 1922 г. о вотуме доверия Сунаку, т.е. консерваторы не могут создать даже видимость единства. Новый премьер-министр еще в ходе предвыборной кампании, в которой проиграл Трасс, заявлял о своей экономической программе. Основная цель – залатать дыру в государственном бюджете на 50 млрд. ф.ст. Отсюда вытекают и задачи: снизить инфляцию (уже двузначную), для чего налоги будут повышены – и подоходные и корпоративные; расходы на социальную сферу снижены (образование, здравоохранение – зарплаты сотрудников и материальная часть); помощь домохозяйствам по оплате счетов за электроэнергию сократится по срокам (Трасс обещала 2 года, Сунак – несколько месяцев); социальные пособия пострадают в реальном выражении. По всей видимости, возможно нарушение одного из важнейших предвыборных обещаний тори 2019 г. – сохранить «тройной замок» на повышение пенсий. «Замок» означает, что пенсии ежегодно должны повышаться в зависимости от того, какая величина будет выше: на 2,5% или на уровень инфляции, или на уровень зарплат. Совершенно очевидно, что повышение будет намного отставать от инфляции. Между тем пенсионеры – значительный электорат консерваторов.

Вопреки настоянию министра обороны Б. Уоллеса и председателя парламентского комитета по обороне Т. Эллвуда, правительство не станет воплощать план Трасс по повышению расходов на оборону до 3% ВВП к 2030 г. Сунак также откажется от дорогостоящей программы фрекинга, которая стала концом Л. Трасс.

К тому же Банк Англии собирается повысить ставку, что вызовет серьезные последствия для тех, кто имеет ипотеку или арендует жилье, пострадают и пенсионные фонды. Безработица повысится, бизнес придет в упадок.

17 ноября правительство должно представить парламенту проект бюджета. Он явно будет означать возвращение консерваторов к режиму «жесткой экономии», который проводил Кабинет Д. Кэмерона после финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Недаром Сунак встречался с министром финансов того времени Дж. Осборном.

Сунак поддерживает план по сокращению иммиграции сотен тысяч до десятков тысяч и депортацию их в Руанду для оформления прошений об убежище (в 2022 г. из Франции на лодках переплыли Ла-Манш 38 тыс. нелегальных иммигрантов). Договор о торговле с Индией касается и облегчения въезда для индийцев, против чего выступает министр внутренних дел Суэлла Браверман (этнически индийского происхождения), которая особо подчеркнула, что именно индийцев много среди просрочивших визу.

Что касается ЕС, то Сунак выступал за выход Британии из ЕС и даже брекзит «без сделки», хотя ныне стремится наладить «конструктивные» отношения с Брюсселем. Брекзит по-прежнему будет довлеть при нерешенности проблемы с Протоколом по Северной Ирландии или при ее обострении (Британия грозится изменить его в одностороннем порядке, а Евросоюз в ответ готов начать торговую войну). Сумеют ли стороны найти компромисс? Сунак намерен отменить и законодательство ЕС (2 400 документов), пока еще инкорпорированное в право Британии – мера, которую The Economist считает непродуманной.

Характерно, что Сунак свой первый телефонный разговор провел с президентом Украины В. Зеленским, обещая поддержку, но без конкретики. Президенту США Дж. Байдену он позвонил во вторую очередь. В премьерство Трасс отношения с Россией еще больше обострились (26 сентября произошел взрыв на газопроводах «Северного потока»). Сунак во время предвыборной кампании в августе резко высказывался о России и Китае. 29 октября уже в его премьерство в Минобороны России сообщили о том, что специалисты ВМС Великобритании, готовившие атаку ВСУ на Севастополь, причастны к подрыву газопроводов "Северный поток – 1" и "Северный поток – 2"[3]. Министерство обороны Британии поспешило опровергнуть свою причастность к этим инцидентам. Однако МО РФ не стало бы выпускать свое заявление, руководствуясь лишь принципом “highly likely”. В МИД России прорабатывают ответные практические меры[4].

31 октября посольство РФ в Лондоне сообщило, что Великобритания, депозитарий Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО), поддерживает попытки Вашингтона и Киева заблокировать принятие в Совете Безопасности ООН решения о запуске механизма международного расследования в связи с военно-биологической деятельностью США на территории Украины. Снова приходится констатировать, что отношения с Британией лишь обостряются.

***

Объективности ради, приведем оценки британского и американского авторитетных изданий относительно создавшейся политической и экономической ситуации в Британии.

Американский журнал Foreign Affairs не питает иллюзий относительно будущего тори[5]: «Консервативная партия, старейшая успешная политическая организация, может не просто проиграть выборы, а расколоться так, что не будет подлежать восстановлению», как Шалтай-Болтай. Отсутствие стабильности в руководстве Британии пошатнуло ее репутацию в мире.

По оценке известного британского социального философа Джона Грея[6], Британию ожидают тяжелые времена. Правительство Сунака вряд ли продержится в течение двух лет (до выборов). «Опасения внезапного исчезновения из опросов заставляют их держаться за Вестминстер, но корчи при выборах лидера стали конвульсивными подергиваниями мертвого тела»: историческая роль консерваторов в британской политике завершена, сегодня – это театр войны злопамятных людей и изживших себя идеологий. Однако и лейбористам, считает Дж. Грей, не придется провести у руля страны полный срок: они привержены фискальной ортодоксии, глубоко неприемлемой для избирателей и дестабилизирующей саму партию. Сокращения социальных расходов и заморозка зарплат вызовут снижение жизненного уровня миллионов работников государственного сектора, забастовки продолжатся, а подобие единства лейбористов при Стармере пустит трещины. Как доказали консерваторы, огромное большинство в Палате общин не предотвращает хаос в правительстве. При множащихся кризисах оглушительная победа лейбористов сменится параличом и бессилием. Британия дрейфует в состояние хронической чрезвычайщины.

Таковы неутешительные прогнозы.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] Sunak vows to steer the nation back to prosperity but warns of difficult times ahead | Politics https://www.express.co.uk/news/politics/1689510/rishi-sunak-jeremy-hunt-vow-nation-prosperity-economy-recovery 29.10.2022

[2] Rishi Sunak’s promise of stability is a low bar for Britain. URL: https://www.economist.com/leaders/2022/10/26/rishi-sunaks-promise-of-stability-is-a-low-bar-for-britain

[3] Журналист В. Корнилов обратил внимание на доклад 2017 г. об уязвимости королевства в случае диверсий против трансатлантических кабелей тогда еще малоизвестного начинающего политика Риши Сунака. Соответственно, новый премьер должен осознавать, чем могут обернуться для его острова случайные "аварии" вроде той, что случилась на "Северных потоках". См. Корнилов В. Британия создает casus belli. 31.10.2022 https://ria.ru/20221031/britaniya-1827925806.html. Sunak R. Policy Exchange - Undersea Cables: Indispensable, insecure. https://policyexchange.org.uk/publication/undersea-cables-indispensable-insecure/

[4] Комментарий официального представителя МИД России М.В.Захаровой в связи с причастностью Британии к террористической атаке на Севастополь - Министерство иностранных дел Российской Федерации. https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/themes/id/1835792/

[6] Gray J. The fall of Liz Truss will not bring calm but rather a new period of conflict - New Statesman. 26.10.2022. URL: https://www.newstatesman.com/politics/uk-politics/2022/10/the-fall-of-liz-truss-will-not-bring-calm-but-rather-a-new-period-of-conflict

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати