30 сентября, в день подписания договора о включении в состав страны четырех регионов Новороссии, президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Украина подает заявку на вступление в НАТО в ускоренном порядке.
На что быстро был получен ответ - «мы не можем принять Украину в НАТО», — заявил генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг. И нудное бюрократическое обоснование: «Каждая демократическая страна имеет право подавать заявку в НАТО, но решение будут принимать консенсусом все страны-члены альянса».[i]
Так же оперативно украинская сторона попыталась смягчить реакцию должностных лиц альянса: НАТО не будет участвовать в войне на Украине, поскольку «война закончится раньше, чем Украина пройдет все необходимые процедуры для вступления в Альянс», заявил советник главы Офиса президента Зеленского Михаил Подоляк. По его словам, «подача заявки на членство в НАТО преследует две цели: определить стратегический вектор и ускорить поставки оружия НАТО в Украину».[ii] Одним словом – «все нормально». По сути – ничего нового, ведь «стратегический вектор» - вступление в НАТО, был определен уже много лет назад, а поставки оружия и так идут. Поэтому Столтенберг продолжает регулярно говорить о том, что НАТО не является частью конфликта на Украине, помощь Украине не означает участие в конфликте.[iii] Что интересно – Столтенберг сделал это заявление 2 октября, после референдумов и подписания договоров с республиками Донбасса. Подобное же заявление этот господин делал и через несколько дней после начала СВО – 4 марта: «НАТО не является частью конфликта, мы не ищем войны с Россией. Но мы должны убедиться в том, что нет недопониманий в том, что мы защищаем союзников. Поэтому мы усилили присутствие в восточной части альянса».[iv] Особых различий в высказываниях Столтенберга нет, альянс дистанцируется от украинского кризиса на словах, слова эти можно толковать неоднозначно, а это оставляет пространство для маневра, не только дипломатического, но и военно-политического.
Вот еще: «Генсек НАТО утверждает, что наращивание сил альянса у границ с Россией направлено на предотвращение конфликта с ней».[v] Это сказано 27 сентября. А это было сказано в январе текущего года, то есть до начала СВО: «Североатлантический альянс является оборонительным союзом и не угрожает России или другой стране, развертывая вооружения на восточных рубежах НАТО».[vi] То есть, после начала СВО Североатлантический альянс продолжает продвигаться на восток, поставляя оружие и боеприпасы, направляя военных специалистов, осуществляя на территории членов альянса подготовку украинских военных.
Реакция европейцев ожидаемо осторожная. Министр обороны Германии Кристине Ламбрехт заявила, что просьба Украины о вступлении в НАТО будет обсуждаться со всеми членами Североатлантического альянса: «Украина вольна выбирать союз, в котором ей комфортно, но присоединение к Североатлантическому альянсу сопряжено с выполнением определенных требований. Вопрос будет обсуждаться среди стран-членов, одна Германия не может его решать».[vii]
Украина не является членом НАТО, поэтому альянс не несет обязательств по оказанию ей помощи, заявил постпред ФРГ при организации Рюдигер Кёниг. По его словам, НАТО не может вмешиваться и вести военные действия на территории Украины, потому что это будет означать «большую войну, в которую внезапно втянутся 30 других стран».[viii] При этом, европейская пресса сообщает, что ЕС в рамках тренировочной миссии хочет обучить до 15 тысяч солдат Украины, бундесвер также планирует принять участие в этом процессе.
Позиция отстранённого участия, либо скрытого участия, посредством наемников и разведок характерна для большинства стран Европы.
Вот деятельность Германии: «Федеральная разведывательная служба Германии (БНД) снабжает киевские власти данными, в частности, о передвижении российских войск на территории Украины, но с задержкой в несколько дней».[ix] Они, то ли правда «ливерные» насквозь (кому нужны разведданные о передвижении войск через несколько дней? Но при этом как бы «мы ж данные передаем»), то ли это такое глупое лукавство, про «несколько дней».
Вот активность Франции, которая уже прорекламировала свои гаубицы «Цезарь» на украинских фронтах: «Около 50 сотрудников Главного управления внешней разведки Франции (DGSE), подчиняющегося министерству вооруженных сил страны, находятся на Украине с начала конфликта и оказывают поддержку Киеву».[x]
Активную и публичную поддержку оказывает ряд восточно-европейских стран во главе с гиперактивной Польшей, претендующей на роль «первой европейской жены» США. Сайт президента страны гордых шляхтичей рапортует о том, что членство Украины в НАТО официально поддержали 9 европейских стран, говорится в заявлении на сайте президента Польши. Документ подписали президенты: Чехии, Эстонии, Латвии, Литвы, Северной Македонии, Черногории, Польши, Румынии, Словакии.
Вернемся к Украине. Устами представителей власти она заявляет: если вы не ждете, не принимаете нас в НАТО, не хотите проиграть при этом России на поле боя – тогда давайте нам оружие, и что-то покруче HIMARS даже, и не согласовывайте цели.
Здесь в игру вступают Штаты, которые действуют как бы «сверху» НАТО и одновременно самостоятельно, говоря то о своих поставках оружия на Украину, то об «оружии запада». В открытую, то есть с соблюдением норм и протоколов, они играть не хотят, им интересны пресловутые правила, поэтому и реакция Штатов на заявление Зеленского об ускоренном принятии в НАТО была следующей. Решение президента Украины Владимира Зеленского подать заявку на ускоренное вступление в НАТО стало сюрпризом для администрации США, сообщает Politico со ссылкой на источники. По данным издания, Запад опасается, что немедленное вступление Украины в НАТО приведет к войне между США и Россией. А глава Минобороны США Ллойд Остин, любящий проводить с украинцами и поляками совещания в авиационных ангарах аэродромов Германии и Польши, заявил, что решение об ускоренном вступлении Украины в НАТО должны принять все 30 стран альянса, считает глава.
В «конструктивное» русло, с американской точки зрения, эту ситуацию вернул президент США Байден, который заявил, что США дадут Украине оружие, чтобы она вернула все свои территории.[xi]
Эту позицию конкретизировал Госсекретарь Энтони Блинкен: США не возражают против того, чтобы Киев применял оружие запада против регионов, которые могут войти в состав РФ после референдумов.[xii] Еще более конкретна была представитель Пентагона Лора Купер: «Украина может атаковать «большую часть целей на поле боя», включая Крым, с помощью имеющихся у нее снарядов GMLRS для реактивных систем залпового огня (РСЗО) HIMARS. (…) «И просто для ясности: Крым — это Украина», — подчеркнула она».[xiii]
В результате Украина по дипломатическим каналам обсуждает с США возможность поставок ракет с радиусом действия выше, чем у систем залпового огня (РСЗО) HIMARS, заявила посол Украины в Вашингтоне Оксана Маркарова.[xiv] Так же сообщается, что Украина пообещала администрации Байдена, что будет информировать США о всех поражаемых целях в случае поставки ракет с дальностью 300 километров. То есть, Киев и Вашингтон будут согласовывать цели на российской территории, как это говорилось ранее, но о поражаемых целях, как можно понять из сказанного, будут сообщать постфактум. А значит, ответственность на Украине.
Миссию Украины, назначенную ей Западом, четко сформулировал генсек НАТО Столтенберг: «Если Россия прекратит боевые действия, то будет мир. Если Украина прекратит боевые действия, то она прекратит существовать как независимая страна».[xv] Россия действительно намерена прекратить боевые действия – путем достижения целей СВО.
Остаются вопросы: что для Вашингтона является «красными линиями» и какие «красные линии» Штаты определили для НАТО? Что для Европы является «красными линиями», которые заставят ее проявить, наконец, волю, и вспомнить об интересах стран и континента в целом?
В завершение отбросим иллюзии, юридические нормы, бюрократические закорючки и политическую целесообразность и предположим, что Украину принимают в НАТО по некоей ускоренной процедуре, несмотря на возражения некоторых стран-членов альянса. Ситуация в нынешнем мире не такая уж невероятная. С точки зрения Вашингтона – это логичное продолжение экзистенциального противостояния. Что дальше – переход к ядерному противостоянию на тактическом уровне? Это быстро закончит конфликт на Украине, потому что ее больше не будет. Между Россией и Западом возникнет радиоактивный барьер. Продолжится санкционная политика и диверсионная работа, работа дальнобойного оружия, теракты. При этом, Россия будет обустраивать и защищать освобожденные территории, сосредотачивать страну, а Запад будет надеяться на истощение наших ресурсов, а желательно – политический переворот. Вот только в таком, почти пост апокалиптическом мире Украины не будет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] https://regnum.ru/news/polit/3712318.html
[iii] https://russian.rt.com/world/news/1056214-konflikt-ukraina-nato
[v] https://www.rosbalt.ru/world/2022/09/27/1975531.html
[vi] https://www.rbc.ru/rbcfreenews/61eedf829a79473443eafdde
[vii] https://www.rbc.ru/politics/01/10/2022/6338031d9a794733dcc7fea5
[x] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15961729
[xi] https://www.rbc.ru/politics/30/09/2022/63371ec09a7947032d339bf5
[xii] https://lenta.ru/news/2022/09/28/blink/
[xiii] https://www.rbc.ru/politics/05/10/2022/633c9e0f9a7947cd2169d75c
[xv] https://ruposters.ru/news/09-09-2022/gensek-nato-ukraina-otkazhetsya-voini-prekratit-suschestvovanie
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs