ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Израиль и украинский кризис

11:03 20.07.2022 • Денис Батурин, политолог

Казалось бы, какие могут быть вопросы и расхождения в отношении неонацизма между теми, кто пережил Холокост и теми, кто вынес основную ношу борьбы с германским нацизмом? Тем не менее, на современном этапе таковые существуют. Попробуем разобраться.

Известные идеологические противоречия между Россией и Израилем давние. Израиль всегда был частью Запада. Однако существовали и существуют мощные социальные и идеологические факторы (не единственные), которые сближают наши страны: большая российская диаспора, историческая память борьбы с нацизмом. Был и период взаимного доверия между главами государств.

В нынешней расстановке сил на международной арене, когда Россия стала значимым игроком, в том числе на Ближнем Востоке - после поражения ИГИЛ (запрещена в РФ) в Сирии, после начала санкционной политики Запада, которая приводит к сближению с Ираном (в частности, речь идёт о его вхождении в БРИКС). В этой ситуации отношения между Москвой и Тель-Авивом становятся более сложными. Это понимал Биньямин Нетаньяху, который, будучи премьер-министром Израиля сумел выстроить доверительные отношения с Владимиром Путиным. Особенно необходимы такие отношения были на фоне войны с ИГИЛ (запрещена в РФ) в Сирии: война велась против исламских радикалов, которые угрожали Израилю, против них боролась и коалиция государств в лице Ирана, Ливана, Турции и России. Среди членов этой коалиции были открытые враги или недружественные Израилю государства. Тогда, отмечают наблюдатели, предметом договоренности еще до начала российской спецоперации в Сирии, стали договоренности между Путиным и Нетаньяху следующего содержания: «Москва и Тель-Авив заключили летом 2015 года (то есть накануне начала российской спецоперации в Сирии) очень сложную непубличную сделку. В рамках этой сделки Израиль не мешал России зачищать Сирию от террористов, а Россия обязалась следить за тем, чтобы высокотехнологичное российское оружие, переданное сирийским войскам, не попадало в руки «Хезболлы». Более того, если это оружие все-таки попадало, то Москва не мешала израильтянам решить вопрос по-израильски – то есть уничтожать склады или конвои с данным вооружением (предварительно предупреждая об этом Россию, дабы случайно не попасть по российским военнослужащим)». В ответ на ограничения по продаже российского оружия его врагам Израиль ограничивал свое военно-техническое сотрудничество с Грузией и Украиной.[i] Очевидно, что на такую сделку Израиль пошел, наблюдая неспособность США контролировать «освоенные» ими в рамках «теории хаоса» государства – Ирак и Афганистан, а также наблюдая неспособность Вашингтона решить вопрос Исламского государства и некоторые его политические игры с этим террористическим образованием.[ii]

Нетаньяху уже не премьер-министр, хотя исключать его возращение в должность нельзя, политические кризисы и выборы следуют в Израиле одни за другими, а следующие выборы в парламент состоятся 1 ноября текущего года. Нынешнюю ситуацию в Израиле можно описать так: «Теперь Биньямин Нетаньяху, видимо, в последний раз попытается стать премьер-министром. (…) Однако сейчас не лучшая ситуация для этого в связи с инфляцией и экономическим кризисом. Ядерная программа Ирана и активность иранских прокси в Сирии и Ливане добавляют беспокойство израильскому истеблишменту.

Если раньше Нетаньяху регулярно приезжал за поддержкой в Москву, то теперь, в обстановке СВО, это гораздо сложнее, израильское общество поляризовано по «украинскому вопросу». Кроме того, Кремль высказывал открытый протест по поводу недавних бомбардировок Израилем сирийской территории. А сближение России и Ирана, о чем свидетельствует недавний визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Тегеран, где были достигнуты новые договоренности, явно не в интересах Израиля».[iii] Если же состояние израильского общества таково – определенный раскол по поводу украинского вопроса, а оно таково, значит, политики будут на этом спекулировать, что уже происходит.

Свидетельством некоторых осложнений стала информация, распространенная изданием Jerusalem Post 5 июля о том, что якобы издано распоряжение Правительства РФ о прекращении деятельности еврейского агентства «Сохнут», оказывающего помощь евреям в миграции на историческую родину.[iv] Правда, в тот же день само агентство информацию опровергло: «Представительство Еврейского агентства для Израиля и организации, учрежденные Еврейским агентством для Израиля в Российской Федерации, продолжают осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Требования о немедленном прекращении деятельности не поступало».[v]

Окончательно разрешить ситуацию постарался руководитель Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин: «Противоречивая информация. Министерство иностранных дел Израиля эту информацию подтвердило, а еврейское агентство в Москве опровергло. Предполагаю, что это какие-то регулирующие меры, когда министерство юстиции говорит устранить то, то и то, в противном случае деятельность будет прекращена. Ситуация странная, одни подтверждают, другие опровергают».[vi] Одним словом – якобы политический вопрос оказался процедурным, алие ничего не угрожает. Однако, как говорят, «осадок остался», и это повод для Израиля задуматься.

Не секрет, на Украине воюют израильские наемники, по данным Министерства обороны РФ прибыло с 24.02.2022 – 35 наемников, 10 уничтожено, 11 убыли, осталось 14.[vii] По сравнению с другими странами это немного. Так, из Сирии на Украину отправились 200 наемников, из Турции - 61.

Израильский обозреватель так описал факторы возникновения российско-израильского напряжения:

«Первый: Яир Лапид, ранее занимавший пост министра иностранных дел Израиля, возглавил правительство страны вместо Нафтали Беннета. В первый день своего пребывания в должности Лапид осудил российскую спецоперацию на Украине и потребовал, чтобы его правительство поддержало американцев в этом кризисе, присоединилось к западным санкциям против Москвы, а самое главное – обеспечило Украину оружием, в том числе комплексами противовоздушной и противоракетной обороны "Железный купол".

Второй: сотни офицеров и солдат армии Израиля, а также бывшие сотрудники израильских спецподразделений вызвались воевать в качестве "наемников" на стороне ВСУ и президента Владимира Зеленского, который имеет еврейские корни и хочет превратить Украину во "второй Израиль".

Третий: эскалация агрессии против Сирии, нанесение ударов по Международному аэропорту Дамаска (10 июня) и парализация его работы более чем на две недели побудили Владимира Путина поручить МИД РФ внести в Совет Безопасности ООН проект резолюции, осуждающий Израиль за эту бомбардировку».[viii]

При этом Израиль не ввел санкции в отношении российского бизнеса и россиян, несколько израильских компаний прекратили бизнес в России из-за СВО, но большинство продолжают работать, продолжается импорт необработанных алмазов из России. Но проукраинские активисты, по сути, поддерживающие нацистские силы, направили свои усилия на отмену концертов российских исполнителей и попытки оказать давление на российский бизнес, в частности, на Yango, дочернюю компанию Yandex Group. Так, представитель одной таких организации считает, что «главная проблема "Яндекса" заключалась в манипулировании данными и, следовательно, общественным мнением»[ix], конечно же в интересах «путинского режима».

Фрондирующие «жидобандеровцы» (это самоназвание), то есть евреи по национальности, которые поддерживают украинских националистов, в период Второй мировой войны принимавших активное участие и в еврейских погромах, и в уничтожении евреев, удивительным образом стали привычным явлением с 2014 года.Первыми стали партнеры и люди из окружения украинского олигарха Игоря Коломойского, который возглавлял «Объединенную еврейскую общину Украины».

Собственно, это самоназвание и соответствующая идеология возникли как оправдание деятельности Коломойского, в 2014 году ставшего губернатором Днепропетровской области, и его партнеров по бизнесу, которые активно финансировали и создавали батальоны украинских националистов для войны на Донбассе.

В 2016 году, выступая в украинском парламенте президент Израиля Реувен Ривлин заявил: «Около 1,5 млн евреев было убито на территории современной Украины во время Второй мировой войны в Бабьем Яру и многих других местах. Их расстреливали в лесах, возле оврагов и рвов, сталкивали в братские могилы. Многие пособники преступления были украинцами. И среди них особо выделялись бойцы ОУН (организация, деятельность которой запрещена в РФ), которые издевались над евреями, убивали их и во многих случаях выдавали немцам. Верно и то, что было более 2,5 тыс. праведников народов мира — те считанные искры, которые ярко горели в период темных сумерек человечества. Однако большинство молчали. Отношения между украинским и еврейским народами сегодня устремлены в будущее, но мы не можем допустить, чтобы история как с ее страшными, так и с ее хорошими событиями забылась».[x] Это выступление вызвало бурную реакцию некоторых украинских политиков, в частности было заявлено, что президент Израиля позволил себе «некорректные и недипломатичные оценки определенных страниц трагической украинской истории, в частности, ОУН (запрещена в РФ)». То есть, получается, теперь нельзя «порочить» память пособников нацистов, заявили тогда президенту Израиля в Киеве, их участие в Холокосте - мелочи, по сравнению с тем, что они боролись против тоталитарного советского режима, а их наследники сейчас якобы борются против «тоталитарного режима Путина». Здесь возникает резонный вопрос – разве нацизмом может быть только преступление против евреев? Похоже, именно этот негласный тезис рождается из рассуждений и действий тех сил в Израиле, которые пытаются оправдывать укронацизм.

Еще один аргументов - разве может быть нацизм в стране, где президент еврей? Поэтому позиция Тель-Авива должно быть однозначно проукраинской, заявляют из Киева. Во время дистанционного обращения к Кнессету президент Украины Владимир Зеленский, нажимая на «родственные связи», потребовал, чтобы Израиль предоставил его стране оружие и снял ограничения на въезд украинцев, введенные после начала спецоперации. «Что это? Апатия? Расчет? Или посредничество без принятия какой-либо стороны?» - укорял он израильских политиков. Однако речь Зеленского вызвала резкое осуждение со стороны премьер-министра Нафтали Беннета, возразившего против использования его украинским коллегой риторики, в которой тот сравнил действия России с действиями нацистов. Он заявил, что «никакие другие события сравнивать с Холокостом нельзя».[xi]

Геополитические отношения Израиля с Россией довольно обширные - это и Сирия, и Иран, и Палестина.
Что выбирает Израиль – безопасность или игру на одной из сторон по причине идеологической ориентации? Этот вопрос не стоит расценивать как угрозу в отношении Израиля. Москва не угрожала и не угрожает Тель-Авиву. Однако могу предположить, что позиция Израиля по спецоперации в Украине и охлаждение отношений между двумя странами может стать поводом для «вечных врагов» Тель-Авива активизировать свои действия. Потому что как участие, так и неучастие Москвы в ближневосточных делах влияет на ситуацию в этом неспокойном регионе, Россия делала и делает многое, чтобы сбалансировать противоречия давних противников в регионе.

Странно, но именно из-за украинского национализма и его поддержки определенными силами Израиль оказался перед непростым выбором: между «правилами» мироустройства, исторической памятью, реальной политикой и своими текущими интересами. Но выбор раньше или позже придется делать, потому что отказаться от исторической правды для него, это все равно, что отказаться основополагающих базовых ценностей, на основе которых создавалось еврейское государство.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати