Фото: worldbiz.ru.
Во Франции прошел второй тур выборов в Национальное собрание. Согласно обнародованным результатам, партия действующего президента Эммануэля Макрона «Возрождение» даже в составе коалиции с тремя другими партиями не смогла сохранить за собой большинство в нижней палате парламента. Вместо необходимых для этого 289 мандатов блок получил всего 245 из 577. Второе место заняла коалиция левых объединений и движений под руководством партии «Непокорившаяся Франция» Жана-Люка Меланшона с 131 местом. На третьем – крайне правое «Национальное объединение» Марин Ле Пен с 89 мандатами.
Пять лет назад, в 2017 году, президент Франции Эммануэль Макрон смог провести в нижнюю палату парламента рекордное число своих соратников и обеспечить себе абсолютное большинство в Национальном собрании, но на этот раз всё сложилось иначе. Почему так произошло и какие последствия это будет иметь? Об этом рассказали российские ученые-международники в ходе круглого стола, состоявшегося в Москве.
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров отметил, что в сложившихся условиях Э.Макрону придется формировать коалицию, однако это будет проблематично, поскольку оппозиция в лице Меланшона настроена категорически против политики, осуществляемой президентом и правительством. То же самое можно сказать и о Марин Ле Пен, которая находится в жестком противостоянии с действующим главой государства. Поэтому единственным выходом остается создание коалиции с движением «Республиканцы». «В принципе такое объединение возможно. Жан-Франсуа Копе, один из лидеров «Республиканцев», такую идею уже поддержал. Но такое решение будет очень рискованным с их стороны: оно ударит по ним самим и их дальнейшей судьбе, поскольку практически получается, что движение на президентских выборах предлагало альтернативную программу, а теперь практически становится под знамена Макрона и теряют свою политическую идентичность», - заметил ученый.
Профессор департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России Татьяна Зверева дополнила выступление своего коллеги. По ее словам, тяжелым ударом по позициям Макрона стало то, что ряд соратников из его ближайшего окружения не были избраны в парламент, и среди них такие ключевые фигуры, как председатель Национального собрания Ришар Ферран и глава парламентской фракции Кристоф Кастанер. Беспрецедентного успеха достигли объединенные левые, которые являются сейчас второй по численности фракцией в Национальном собрании. Значительные успехи продемонстрировали и «Национальное объединение» во главе с Марин Ле Пен. Такая ситуация грозит большими рисками для правящего большинства, правительства и в целом сил, поддерживающих Э.Макрона. «Есть опасность общей дестабилизации внутриполитической обстановки. Во-первых, будет очень сложно реализовать программу реформ, с которой Макрон пришел в Елисейский дворец еще в 2017 году и которую он до конца не смог реализовать. Воплощать ее жизнь он планировал во время второго срока, стремясь адаптировать Францию к вызовам глобализации, помочь французской экономике, снять ограничения для бизнеса и предпринимательства. Не стоит снимать со счетов и вероятность роспуска Национального собрания в случае глубокого политического кризиса, если не удастся достичь никаких договоренностей. Однако неизвестно, будет ли новое Национальное собрание более благоприятным для проправительственных сил», - заметила Т.Зверева.
Доцент кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Наталья Наумова считает, что теперь многое будет зависеть от того, на каком политическом фланге Макрон найдет себе соратников, опираясь на которых он сможет проводить внутреннюю и внешнюю политику. «Уже известно, что Кристиан Жакоб, глава «Республиканцев» в парламенте, заявил, что его движение было, есть и будет в оппозиции. В то же время нельзя исключать, что часть республиканцев для того, чтобы избежать политической нестабильности, может поддержать Макрона и, возможно, среди республиканцев возникнет раскол. Некоторые из них, находясь в оппозиции, пойдут на тактический союз с Марин Ле Пен, а другие склонятся к взаимодействию с действующим президентом», - заметила она.
Тем не менее, у Макрона, как отмечает Н.Наумова, остается еще одна неплохая перспектива. Коалиция Меланшона «Новый народный экологический и социальный союз», представляющая собой конгломерат разнородных левых, левоцентристских и «зеленых» партий, которая, казалось бы, выступала постоянно против пропрезидентского блока, имеет внутренние сложности. Там есть коммунисты, социалисты, «экологисты», но есть и откровенные популисты, поэтому можно предположить, что Макрон найдет сторонников и в этом блоке.
«Что же касается опасности роспуска Национального собрания, то в этом шаге нет смысла: президент все равно не наберет большего числа голосов среди своих сторонников. Нынешняя ситуация является кризисом пятилетнего параллельного правления парламента и президента. Возможно, если бы президентские и парламентские выборы проходили с перерывом в год-полтора, то общественные симпатии имели бы некоторые шансы склониться в пользу пропрезидентского большинства. Но большинство французов крайне недовольны проводимой политикой, которая, по мнению многих, носит антисоциальный характер. Как следует из опросов общественного мнения, две трети избирателей заявили, что хотят реальных и качественных изменений в своей жизни. Их перестала устраивать ситуация, комфортная для президента, которая была во Франции в предыдущие пять лет»,- пояснила Н.Наумова.
Политолог, эксперт по Франции Надежда Узунова добавила, что многие французские эксперты отмечают, что Макрон вел свою парламентскую кампанию так же половинчато, как и президентскую. Таким образом, он пытался оттянуть внимание аудитории от избирательной кампании, переключив внимание аудиторию на другую, менее болезненную повестку. Этот шаг сыграл с ним злую шутку. «Ни для кого не секрет, что сложные итоги его первой пятилетки связаны как раз с той повесткой, которую он пытался протолкнуть. В частности, это пенсионная реформа, реформы экологического законодательства. То, что на пост премьер-министра в мае 2022 года была назначена бывший министр труда, занятости и интеграции Элизабет Борн, было попыткой осуществить ту же политическую линию. До сих пор частности, не закончена пенсионная реформа, которую удалось протолкнуть через специальный закон без голосования в нижней палате, что вызвало большой скандал. Неудивительно, что серьезные позиции в новом составе парламента занял левый альянс, который возглавлял социальные протесты против этой реформы», - отметила Н.Узунова.
По словам Н.Узуновой, внутри самого Национального собрания будет сложно заключать альянсы и блоки, и в то же время внутри каждого такого блока будет серьезный конфликтный потенциал. «Когда левые партии и движения заключали между собой союз, уже было понятно, что это будет непростое соглашение, поскольку их программы и предпочтения отнюдь не во всем совпадают. Поэтому не исключено, что когда от президента пойдут спорные инициативы, левый альянс может если не распасться, то всерьез утратить свои позиции, так же как и правые, силы которых могут перераспределиться между двумя правыми блоками – Макрона и Ле Пен», - предположила Н.Узунова.
Историк, эксперт по Франции Олеся Орленко отметила, что результаты выборов в парламент вызвали двойственную реакцию в лагере левых сил. С одной стороны, они воодушевили их, поскольку впервые за длительный период им удалось победить как сторонников «Национального объедиенения», так и президентского большинства. Тем не менее, сохраняется определенная разочарованность от того, что большинства в парламенте левым создать не удалось. Тем не менее, Макрон по-прежнему располагает серьезными силами и полномочиями, и ему легче, чем левым, искать себе союзников.
«Французское общество ищет альтернативу. Несмотря на то, что по голосам победил Макрон, он получил определенный вотум недоверия: общество выразило недоверие проводимой им политике. Об этом свидетельствует и резкое усиление позиций ультраправых. Последний раз подобное можно было увидеть только в 1950-х годах, когда 52 места в парламенте завоевали сторонники Пьера Пужада. Это свидетельствует о том, что избиратели крайне недовольны правлением Макрона. Теперь ему будет сложнее проводить законы президентскими декретами хотя бы потому, что большее число людей будет этим возмущаться», - констатировала она.
В то же время эксперты отметили, что к кардинальным изменениям в отношениях с Россией прошедшие парламентские выборы не приведут. Н.Узунова отметила, что официальный Париж по-прежнему ждет, чем закончится специальная военная операция, проводимая Россией на Украине, чтобы выступить посредником на переговорах, разумеется, с выгодой для себя. «По мере того, как армии России, Донецкой и Луганской Народных Республик будут продвигаться по территории Украины, будет меняться и отношение к России. Сейчас агрессия западных, в том числе французских, СМИ в отношении России – беспрецедентна. Но военные успехи могут в корне переломить ситуацию», - заключила Н.Узунова.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs