Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь под Волновахой сильно пострадал от обстрелов. Фото: pravoslavie.ru.
В Москве состоялась презентация доклада Российской ассоциации защиты религиозной свободы «Свобода совести и нетерпимость в современном мире». В этом документе, выпускаемом ассоциацией ежегодно с 2014 года, проанализированы наиболее значимые события и тенденции в сфере взаимоотношений государственных властей, общества и религиозных организаций и даны рекомендации по снижению рисков обострения ситуации в межрелигиозных отношениях, предотвращению экстремизма и дискриминации. Особое внимание в рамках презентации было уделено ситуации, сложившейся с религиозными правами и свободами на Украине.
«Нынешний, 2022 год, принес новые, не менее драматические события, чем ранее, на которые требуется оперативно реагировать», - отметил, представляя доклад, заместитель директора по научной работе Института этнологии и антропологии РАН, председатель Российской ассоциации защиты религиозной свободы Сергей Мельников.
С.Мельников подчеркнул, что религиозная политика современной Украины остается по-прежнему дискриминационной в отношении религиозного большинства – православных верующих, относящих себя к канонической Украинской Православной Церкви. «Дискриминация верующих на Украине в 2022 году резко усилилась. Сюжеты, связанные с ней можно сгруппировать по нескольким параметрам. Во-первых, речь идет о захватах храмов Украинской Православной Церкви националистическими группами при попустительстве властей, а также о переводе храмов УПЦ в юрисдикцию раскольнической «Православной церкви Украины» (ПЦУ). За текущий год зарегистрировано порядка 30 подобных случаев. Что касается форм перевода, то они представляют собой либо прямой захват боевиками, которые представляют ПЦУ во главе с Епифанием Думенко, либо проводится собрание, но не религиозной общины, а жителей села и активистов. Принятое на таком сборе решение используется как повод объявить о переходе храма в раскольническую структуру ПЦУ и отобрать храм у настоятеля и прихода», - пояснил религиовед.
Нередко местные органы власти в различных регионах Украины принимают решение о запрете на своей территории Украинской Православной Церкви. Таких примеров уже около 20. Началось все с Львовской области, где несколько городских советов приняли решение о запрете канонической церкви на своей территории. В массовом масштабе подобные решения приняты также в Киевской и Сумской областях. События происходят почти каждый день. Постоянно происходят поджоги, осквернения храмов, угрозы нападения на духовенство и прихожан УПЦ. В частности, 15 мая была сожжена часовня Украинской Православной Церкви в поселке Шевченко Одесской области.
Органы власти Украины принимают незаконные решения, нарушающие фундаментальные права верующих. В первую очередь нужно вспомнить дискриминационные законодательные инициативы на уровне самой украинской власти. В частности, 22 марта в Верховную Раду Украины был внесен законопроект №7204 «О запрете Московского Патриархата на территории Украины». Соответствующие изменения были предложены в закон «О свободе совести и религиозных организациях». Подобный прецедент наглядно показывает, что сегодняшние власти в Киеве находятся достаточно далеко от понимания того, как защищать права верующих своей страны. Кроме того, в Верховной Раде был зарегистрирован еще один законопроект, который уже предлагал санкции против персоналий Русской Православной Церкви: Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, руководителя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) и заместителя руководителя ОВЦС протоиерея Николая (Балашова).
Имеют место и случаи давления на служителей-мирян. Активная фаза началась в апреле 2022 года. Она подразумевает обыски, звонки, вызовы в Службу безопасности Украины. 1 марта 2022 года был заблокирован сайт одного из важнейших монастырей Украины - Свято-Успенской Почаевской лавры.
Составителями доклада зафиксировано более 70 обстрелов храмов, находящихся в юрисдикции Московского патриархата. В основном обстрелы происходили на территории Донецкой и Луганской Народных Республик, либо на территориях, которые были освобождены российскими войсками в ходе специальной военной операции. Жителей территорий, за которые идет вооруженное противостояние, украинская сторона использует в качестве «живого щита». Например, в селе Никольском, в Николо-Васильевском монастыре на Донбассе в течение месяца удерживалось более 450 человек, которые были заблокированы. Украинские войска простреливали единственную дорогу в монастырь, прикрываясь заложниками. Через месяц войскам ДНР удалось их освободить.
Подобный случай произошел в Святогорске в Донецкой Народной Республике. Тогда боевики националистических батальонов захватили монастырь Свято-Успенской Святогорской лавры, разместили артиллерийские орудия на территории монастыря. В заложники было взято более 100 гражданских лиц, находившихся в монастыре, включая священнослужителей. Эти вопиющие факты говорят о том, что нарушаются фундаментальные права верующих.
Негативные проявления в отношении русских общин в мире усилились сразу же после начала специальной военной операции на Украине. Самый красноречивый пример – ситуация в Литве. Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс в апреле заявил, что считает незаконным факт принадлежности православных церквей Виленско-Литовской епархии Московскому патриархату. Политик сослался на тот факт, что до 80-х гг. XVII в. церковь в Литве находилась в юрисдикции Константинополя, и предложил вернуться к этой практике.
«Литовские политики отличились еще и тем, что в качестве первой страны ЕС предложили ввести персональные санкции против Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Такое поведение нельзя не назвать странным. В Вильнюсе должны уделять больше внимания событиям ХХ века, а не XVII. В частности, до сих пор не урегулирован до конца вопрос о принадлежности Клайпедского края. Международно-правовая ситуация здесь неопределенная, потому что вхождение Восточной Пруссии в состав СССР часть этого региона была передана внутренним административным решением советского руководства Литве», - заявил ученый.
С.Мельников также напомнил, что многочисленные факты вандализма в отношении храмов Московского патриархата зафиксированы и в других странах. В частности, 28 февраля храм РПЦ в канадском городе Калгари подвергся нападению вандалов, испачкавших краской его двери. Подобная ситуация повторилась в Буэнос-Айресе 3 апреля, когда был осквернен Благовещенский кафедральный собор. В Страсбурге 5 апреля нападению подвергся храм Всех святых. 14 апреля такая же ситуация была в крупнейшем православном храме Эстонии - соборе Александра Невского в Таллине. 17 апреля в центре Парижа сгорел храм преподобного Серафима Саровского, а через три дня, 20 апреля, полиция сообщила, что возможно, имел место преднамеренный поджог.
Несмотря на эти многочисленные факты, в США и Евросоюзе предпочитают «не замечать» многочисленные акции вандализма. Например, в апреле 2022 года был опубликован доклад Федеральной комиссии США по международной религиозной свободе. «Документ производит странное впечатление по нескольким параметрам. Во-первых, дискриминация верующих, которая происходит сейчас на Украине, не нашла никакого отражения в этом отчете. Причем даже в 2021 году Украина упоминалась в качестве неблагополучной страны. Сейчас этого вообще нет, несмотря на то, что градус напряженности значительно увеличился. Полностью отсутствует упоминание антисемитизма и другие формы дискриминации, которые фиксировались на Украине годом раньше. При этом доклад носит тенденциозный характер в отношении России. Причем примеры нарушений в России свободы совести скопированы с отчета 2021 года, упоминаются организация «Свидетели Иеговы» и целый ряд организаций, признанных экстремистскими или террористическими (например, «Хизб-ут-Тахрир», (запрещена в России). Предпринята попытка представить американскую схему взаимоотношений с религиозными организациями как идеальную. Принцип подбора стран в качестве неблагополучных тоже достаточно красноречив. Это либо страны, которые проводят самостоятельную внешнюю политику, либо связанные с геополитическими противниками США», - заметил С.Мельников.
Член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод дополнил выступление своего коллеги. «Вопиющая русофобия, которую мы сейчас видим на международной арене, появилась не на пустом месте. Для нее целенаправленно создавалась почва усилиями США, Канады и ряда европейских стран. К сожалению, международные организации (ООН, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совет Европы) в контексте защиты прав верующих на Украине показали свою несостоятельность. Особенно это стало очевидно в последние месяцы. Обозначилась гигантская пропасть между декларациями, содержащимися в ратифицированных документах, и тем, что мы видим на практике», - заявил эксперт.
По словам А.Брода, тревогу вызывает не только положение дел на Украине, но и антиисламские настроения, а также преследования христиан в странах Африки, а также ряде азиатских стран (Бангладеш, Индонезии, Индии). «Есть немало юдофобских проявлений, в том числе в Соединенных Штатах Америки. Всё это вызывает вызывает массу вопросов к лидерам демократического мира», - заключил правозащитник.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs