Военно-гражданская администрация (ВГА) регионов Запорожской области, освобождённых российской армией в ходе спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины, сотрудничает с местным запорожским казачеством. Казаки патрулируют улицы вместе с полицейскими и российскими военнослужащими, помогают коммунальным службам и содействуют в оказании гуманитарной помощи (1).
Данный процесс едва наметился, не лишён организационных изъянов и является стихийной и пока не до конца оформленной инициативой снизу: казаки-запорожцы сами изъявили желание взаимодействовать с ВГА. Однако его можно рассматривать как пробный этап в деле налаживания отношений между ВГА и местным украинским казачеством в других регионах, освобождённых ВС РФ в ходе операции по демилитаризации и денацификации Украины.
Казачье движение на Украине пребывает в малоразвитом состоянии из-за боязни властей осознания украинскими казаками своего идеологического и исторического родства с российским казачеством. Усилиями киевской власти украинский казак превращён в дубликат украинского националиста, только в казачьей форме. Украинская пропаганда создавала впечатление, что украинские казаки в старину только потому не были фанатиками Бандеры и Шухевича, что самих Бандеры и Шухевича тогда не было. А если бы были, то украинские казаки XVIII-XIX вв. ничем не отличались бы от боевиков ОУН-УПА (запрещены в России). Но это не так.
Такое идеологическое наполнение неестественно для казачества и не отражает его исторического облика. Не удивительно, что подобный симулякр не получил достаточного развития. На Украине есть казачьи организации, но в них под давлением властей преобладала националистическая повестка дня, а казачья составляющая практически не заметна, если не считать слова "казачья" в официальном названии организации.
Возрождать Екатеринославское, Дунайское, Черниговское, Бугское и прочее казачество означало бы для киевского режима возрождать идею российско-украинского казачьего братства, не знающего границ. Такое братство вспомнило бы, что казаки из Орла, Курска, Воронежа и казаки из Харькова, Чугуева, Днепра (Екатеринослава) принадлежат к одному народу и жили некогда в одном государстве. Еще недавно некоторые казачьи общества Украины выстраивали дружеские отношения с российскими казаками, но после госпереворота 2014 г. эти общества прекратили своё существование (2).
Современное украинское казачество не имеет чётко структурированного формата, организационно разобщено и уведено киевской пропагандой очень далеко от его истинных традиций.
В своё время на территории Малороссии, кроме запорожского казачества и выше упомянутых казачьих войск, существовало множество других казачьих формирований на службе Российской империи - слободское, азовское, северское, стародубское, а также конно-казачьи полки - Полтавский, Нежинский, Лубенский, Херсонский, Чигиринский, Уманский, Киевский, Черкасский и др.
Они охватывали территорию сразу нескольких областей будущей постсоветской Украины - Киевскую, Полтавскую, Черкасскую, Херсонскую, Житомирскую, Днепропетровскую, Одесскую, Харьковскую, Сумскую, Кировоградскую, Николаевскую, Черниговскую. Если бы правительство Украины исходило по примеру России из территориально-исторического принципа возрождения казачьих войск, тогда имелись бы основания для возрождения казачьих войсковых обществ практически в каждом регионе, поскольку исторически трудно найти хоть какую-то административную единицу Украины, не имеющей отношения к казачеству.
Чрезмерный акцент украинской историографии на запорожском казачестве обусловлен тем, что факт упразднения Запорожской Сечи Екатериной ІІ киевская пропаганда преподносит как её насильственную ликвидацию с целью подавления культурного своеобразия украинского народа. Что, конечно же, является прямолинейным искажением исторической правды: Сечь упразднили из военно-стратегических соображений.
При этом многие на Украине автоматически воспринимают нынешнюю Запорожскую область как историческое месторазвитие запорожского казачества. В действительности запорожские казаки территориально концентрировались на территории нынешней Днепропетровской области, а кроме запорожцев, в пределах Запорожской области позже появилось Азовское казачье войско. В 2017 г. указом главы ДНР Александра Захарченко было создано Приазовское казачье войско как наследник Азовского казачества. Исторически Приазовское казачество может претендовать на земли вплоть до Мариуполя ДНР и Бердянска Запорожской области.
Запорожское казачество, несомненно, является самым узнаваемым на Украине, но это не значит, что можно позволять украинским национал-пропагандистам замалчивать существование в Малороссии прочих казачьих войск. Тем более, как видно на примере Запорожья, казаки готовы взаимодействовать с российской администрацией.
Традиционные земли бывших казачьих войск и регулярных казачьих полков на Украине географически расположены так, что представляют собой сплошную "казачью полосу" от Житомира до Азовского моря, практически примыкая к территории Черноморского казачьего войска в Приднестровской Молдавской Республики. Черноморское казачество - потомок малороссийских казаков, в том числе, запорожцев, как и кубанские казаки в России. Это дополнительный повод не отдавать историю малороссийского казачества на откуп киевскому режиму.
На территории некоторых регионов современной Украины существовали несколько казачьих войск и полков. На территории Херсонской области - Дунайское казачество и конно-казачий полк; Днепропетровской - Запорожское и Екатеринославское казачество; Черкасской - Запорожское казачество и Черкасский конно-казачий полк и т.д. Их воинские традиции преданы забвению, ибо не укладываются в прокрустово ложе идеологии украинского национализма.
Возрождение этих традиций стало бы возвращением к исторической памяти, общей для россиян и украинцев. Теоретически Украина обладает большим потенциалом для появления здесь сразу нескольких казачьих войсковых обществ на историческом базисе существовавших ранее. Возможно, этим заинтересуются военно-гражданские администрации, а российские казаки готовы поделиться необходимым организационным опытом с украинскими казаками.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
2) https://interaffairs.ru/news/show/28719
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs