ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украинское казачество на службе украинского национализма?

10:49 13.01.2021 • Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»

В начале 1990-х на Украине принялись за возрождение казачества, взяв за образец нормативно-юридическую и структурно-организационную базу казачества России (1). Единственным броским отличием от российского казачества должна была стать идеология самостийничества, пропагандистами которой должны выступать украинские казаки.

На сегодня на Украине существует Украинское реестровое казачество (УРК) (2) и более полусотни общественных казачьих организаций. Большинство из них существуют только на бумаге. Некоторые носят нелепые или совершенно чуждые казачьему делу названия – Мелитопольский курень им. Дмитрия Донцова Украинского казачества, Казачий кредитный союз г. Одессы, Казачий спортивный полк, Агропромышленный казачий округ и т.д.

Дмитрий Донцов (1883-1973) – был основоположником интегрального украинского национализма, идеологически примыкающего к нацизму. Какое отношение такая форма национализма имеет к украинскому казачеству - не понятно. Кредитные союзы и агропром с казачьей тематикой – это бизнес-проект, но никак не возрождение казачества.

Можно констатировать, что процесс развития казачества на Украине пребывает в весьма аморфном состоянии, несмотря на то, что практически вся территория страны исторически является казачьей землёй. Малороссийское казачество формировалось в иных социально-политических условиях, чем казачество в России. Здесь не существовало жёстких сословных рамок для тех, кого можно считать казаком, а кого нельзя.

Если говорить о запорожском казачестве, самом крупном и самом известном в Малороссии, то казаком мог стать любой селянин, беглый польский шляхтич или горожанин, если он добровольно влился в казачью ватагу. Потомственными казаками было меньшинство запорожцев. В России к казакам тоже приписывали крестьян, мещан и пленных иностранцев, но по указу сверху. В Запорожской Сечи такое верстание проходило стихийно, как народная инициатива.

В Малороссии, кроме Запорожской Сечи, существовали несколько казачьих войск и полков – дунайские, бугские, екатеринославские, черниговские, слободские, стародубские, азовские, северские, чугуевские. Были также малороссийские конно-казачьи полки. Нынешнее возрождение казачества преподносится на Украине как пробуждение народных исторических традиций, но официально, по понятным идеологическим причинам, говорится только о запорожских казаках, как предках современных украинских казаков. Слободское, чугуевское, бугское, северское и проч.казачество не возрождают, оно предано полному забвению.

Причина в том, что у запорожцев на определенных этапах истории были разногласия с российскими властями, и хотя против России пошли меньшинство запорожских атаманов, именно из них конструируют сегодня миф о запорожцах, как принципиальных противниках Русского мира, и именно такие запорожцы берутся за идеологический образец для современных украинских казаков.

Территория же других казачьих войск либо охватывала сопредельные с Украиной современные российские регионы, либо эти войска формировались по распоряжению российских монархов и с зачислением в них не только малорусов, но и великоросов. Эти казачьи войска никогда не воевали против России (за исключением некоторых из азовцев и дунайцев, переметнувшихся к туркам), но воевали за Россию в войнах с Турцией, Персией, Францией, Швецией, Польшей и т.д. Эти войска нельзя сделать сугубо украинскими в стиле а-ля Донцов, потому что по национальному составу они были интернациональны – русские, украинцы, татары, калмыки.

Возрождать екатеринославское, дунайское, черниговское, бугское и прочее казачество означало бы для киевского режима возрождать идею российско-украинского казачьего братства, не знающего границ. Такое братство вспомнило бы, что казаки из Орла, Курска, Воронежа и казаки из Харькова, Чугуева, Днепра (Екатеринослава) принадлежат к одному народу и жили некогда в одном государстве. Еще недавно некоторые казачьи общества Украины выстраивали дружеские отношения с российскими казаками, но после госпереворота 2014 г. эти общества прекратили своё существование.

Условия приёма в УРК гласят: реестровый украинский казак должен придерживаться принципа строительствах и защиты самостийной, соборной Украины и быть активным проводником украинской национальной идеи (3). Часть казаков уже привлекали к участию в агрессии против Донбасса (4). Но украинская национальная идея самостийности, к сожалению, имеет сегодня неонацистский внешний вид и приукрашена Бандерой, Шухевичем и дивизией СС «Галичина». Причём здесь казаки?

Нет также внятного и однозначного понятия соборности, т.е. территориально-культурной целостности Украины. Официально в состав соборной Украины Киев включает и Крым, и ДНР, и ЛНР. При этом украинские националистические организации идут дальше, объявляя частями соборной Украины Кубань, Приднестровье, часть Белоруссии, Польши, Словакии, Венгрии, Румынии. Если УРК отстаивает идею украинской соборности в том виде, в каком её видит киевский режим. Но тогда украинское казачество становится просто разновидностью националистической организации, и казачья тематика в ней играет сопроводительно-декоративную роль, не являясь главной целью.

Пропагандируемая украинскими властями казачья идентичность в её политическом варианте ничем не отличается от политической идентичности среднестатистического украинского националиста. Идеологическая преемственность современного казачества с казачеством прошлых веков официально включает в себя Украинскую Народную Республику (УНР), ОУН-УПА и прочие сомнительные моменты истории.

Не секрет, что УНР была националистическим образованием, зависимым от западных держав, также спекулировавшим на казачьей тематике. Идеологическая ориентация на УНР не делает чести современному украинскому казачеству, не говоря уже о гитлеровских коллаборационистах из ОУН-УПА.

Таким образом, официально признанные казачьи организации Украины являются тыловой базой украинских националистических группировок. Вместо возрождения реальных казачьих традиций они занимаются их искажением и включением казачьей тематики в прокрустово ложе идеологии «евромайдана». В таком виде украинское казачество становится совершенно не похожим на своих предшественников и является не следованием традиции, а нездоровым отклонением от неё.

1) https://www.mil.gov.ua/diyalnist/zvyazki-z-gromadskistyu/koordinaczijna-rada-z-pitan-rozvitku-kozacztva-v-ukraini/tipovij-statut-kozaczkoi-organizaczii-v-ukraini.html
2) http://www.kozatstvo.net.ua/ua/index.php
3) http://www.kozatstvo.net.ua/ua/entrance.php
4) https://m.youtube.com/watch?v=NfljGO0RkPo

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати