Фото: mid.ru
Российский МИД не считает нужным комментировать «интерпретации» международного права украинским правительством. Так официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова отреагировала на предложенный механизм взыскания замороженных за границей средств РФ, которые минюст и офис президента Украины планируют направить на компенсацию пострадавшим в ходе российской спецоперации. «Это очередной повод всему миру задуматься о надежности доллара и евро в качестве резервных валют и основных средств внешних расчетов, а также беспристрастности и устойчивости текущего глобального финансового порядка, насаждаемого странами Запада», — добавила пресс-секретарь МИД России, отвечая на вопрос журнала «Международная жизнь» во время еженедельного брифинга для прессы.
«Международная жизнь»: Украинский минюст и офис Владимира Зеленского разработали механизм взыскания замороженных за границей средств РФ, их планируется направить на компенсацию пострадавшим в ходе российской спецоперации на Украине, как сообщил замглавы офиса Зеленского Андрей Смирнов. Как Вы оцениваете последствия таких мер?
Мария Захарова: Не считаем нужным комментировать регулярно возникающие у киевского режима самобытные и явно связанные с принимаемыми энергетиками интерпретации международного права и механизмов его применения. Так и самим можно плохо себя почувствовать. Насколько нам известно, мировое сообщество не обращалось к Киеву за подобными экспертными советами и разработками. Это что-то из личного.
По принадлежащим РФ активам, которые в настоящее время заблокированы на зарубежных счетах, неоднократно подчеркивали, что считаем их заморозку нелегитимной, нарушающей все принципы и нормы международного права и непредвзятого функционирования глобальной финансовой системы. Подобные действия стран Запада могут быть интерпретированы как вопиющее посягательство на суверенную собственность и банальное, неприкрытое воровство одной группой государств сбережений другого. Обратите ваше внимание, что это не потому, что речь идёт о российских авуарах, средствах. Это принципиальная наша позиция. Мы её озвучивали неоднократно в отношении и контексте других государств. Не живём так, как проявляют себя многие другие, обращая внимание на проблему, когда она касается их. Для нас есть принципиальные вещи, которых мы придерживаемся. Это легко отследить по заявлениям Министерства иностранных дел, комментариям и брифингам. Давали такую же оценку действиям Запада в отношении счетов ряда государств, которые были незаконно заморожены и изъяты.
Это очередной повод всему миру задуматься о надежности доллара и евро в качестве резервных валют и основных средств внешних расчетов, а также беспристрастности и устойчивости текущего глобального финансового порядка, насаждаемого странами Запада. Какое-либо использование средств как российского государства, так и его граждан без согласия их законных владельцев будет трактоваться как неправомерный и демонстративно недружественный выпад конкретной страны и ее властных структур, дающий полное право на адекватные ответные действия, в том числе правового порядка.
Отказ Запада от взаимодействия исключительно в правовом поле и дальнейшее усугубление ситуации с доступом государств и отдельных лиц к принадлежащим им активам лишь создаёт крайне опасный прецедент для всех участников Бреттон-Вудской системы. Это означало бы, что суверенный статус тех или иных активов теперь не гарантирован. Это уже очевидно. Всегда может быть пересмотрен отдельными пользующимися своим привилегированным положением игроками при изменении геополитической конъюнктуры. Это не гипотетически, это уже факты и реальность.
«Международная жизнь»: Как Вы бы могли прокомментировать выход России из Всемирной туристской организации?
Мария Захарова: Опубликованный Секретариатом Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) пресс-релиз, в котором сообщается о принятом на внеочередной сессии Генеральной ассамблеи ЮНВТО (27 апреля) решении незамедлительно приостановить права и привилегии России как государства-члена – это пример политического лицемерия, ставшего характерным в последнее время и для этой организации тоже под руководством ее Генсекретаря Зураба Пололикашвили.
На самом деле еще до утверждения политически мотивированного и неправомерного решения российская сторона сразу после открытия сессии Генассамблеи в инициативном порядке заявила о выходе из состава Всемирной туристской организации, которая фактически монополизирована в последнее время западными странами, использующими эту площадку в своих интересах, в том числе для дискриминации нашей страны. При этом российская позиция о недопустимости политизации деятельности Организации была четко изложена как в ходе экстренного заседания Исполнительного совета ЮНВТО (8 марта), так и на состоявшейся сессии Генассамблеи, а также в переданной в Секретариат ЮНВТО ноте с уведомлением о выходе из состава Организации.
С учетом объявленного Россией решения выйти из Всемирной туристской организации все сделанные постфактум комментарии ее Секретариата о приостановлении нашего права получать услуги от Организации, участвовать в любых встречах и мероприятиях, голосовать в ее уставных органах выглядят неадекватно, как попытка спасти лицо своей Организации после провала замышлявшегося ее руководством при активном участии ряда западных членов шоу с наказанием России.
Не надо этого делать. Такая же тактика была и в Совете Европы, явно с подачи НАТО. Там, где в идеологическом смысле должен был бы быть Совет Европы, увы, заправляют натовцы (имею в виду не страны-члены НАТО, а структуры). То же самое было разыграно на площадке Совета Европы, когда мы уведомили о выходе. Они разыграли историю о том, что нас оттуда исключают. Сделано это было после того, как они получили наши документы о том, что эту структуру покидаем.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs