Президент России Владимир Путин на пресс-конференции по итогам состоявшихся 1 февраля текущего года переговоров с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном охарактеризовал сложность ситуации вокруг Украины, заявив, «мне представляется, что те же Соединенные Штаты не столько заботятся о безопасности Украины, хотя, может быть, и думают об этом, но где-то на втором плане, но самая главная их задача — сдерживание развития России. Вот в чем дело». По мнению главы российского государства, «сама Украина и ситуация в стране являются просто инструментом для достижения этой цели. Это можно сделать разными путями: втянув нас в какой-то вооруженный конфликт и заставив, в том числе своих союзников в Европе, ввести против нас те самые жесткие санкции, о которых говорят сегодня в США». Также в пример он привел другой вариант сценария, когда, втянув Украину в НАТО, наставить там ударных систем оружия и стимулировать каких-нибудь бандеровцев на решение вопроса Донбасса или Крыма вооруженным путем и таким образом все равно втянуть нас в вооруженный конфликт. А это будет означать только одно - войну НАТО с Россией.[1]
Однако по мнению американцев, именно Россия нарушает доверие, лежащее в основе сотрудничества двух стран, и именно Россия «бросила вызов основополагающим принципам глобальной и евроатлантической архитектуры безопасности». Кроме того, Вашингтон предупредил, что дальнейшее наращивание Россией своих военных сил или агрессия против Украины приведет к аналогичным шагам со стороны США и их союзников.[2]
Ведь могут американцы поставить все с ног на голову!
Да, следует признать, именно Украина является сегодня «яблоком раздора» в российско-американских отношениях. Проявлением этого, кстати, являются и события, произошедшие на заседании Совета Безопасности ООН, где постпреды России и США Василий Небензя и Линда Томас 1 февраля устроили перепалку. Василия Небензю возмутили слова американской коллеги о том, что Россия пытается выставить страны Запада агрессорами и таким образом получить предлог для «вторжения» на самостийную Украину. Постпред России в ответ на претензии со стороны США заявил, что Соединенные Штаты сами провоцирует эскалацию путем своих ложных обвинений.[3]
А чему, собственно, в этой ситуации можно удивляться?
Предлагаю обратиться к интересному документу, родившемуся в недрах Белого дома в апреле прошлого года, т.е. буквально спустя два месяца после прихода Байдена к власти. Документ называется «Временное стратегическое руководство по национальной безопасности США – 2021». Такая поспешность в подготовке базового документа по национальной безопасности Соединенных Штатов имеет веские причины. Во-первых, он служит инструментом скорейшей внутренней и внешней легитимации нового режима, закрепляющим право «нового Вашингтона» командовать в мире. Во-вторых, он определяет рамки или план-схему американской власти для разделяющих данную идеологию лидеров международного сообщества, желающих войти в новый мир представленных правил и доказать свой вассалитет США. Назначение и цель данного документа как нельзя лучше подтвердил генеральный директор CNAS Ричард Фонтейн (Richard Fontaine), заявивший после выхода в свет «Стратегического руководства», ….«иностранные правительства, будут относиться к этому документу, как к Священному Писанию».[4]
Но вернемся к самому документу. Основополагающими в Стратегии, на мой взгляд, являются три важнейших тезиса. Первый - «Соединенные Штаты никогда не будут колебаться в применении силы, когда это необходимо для защиты жизненно важных национальных интересов!», второй – «США будут развивать возможности для сдерживания действий в «серой зоне» и третий - «Россия по-прежнему полна решимости усилить свое глобальное влияние и играть разрушительную роль на мировой арене».
Поэтому, во-первых, что такое «серая зона» - не трудно догадаться, во-вторых, раз Россия является разрушителем мирового порядка, то и все методы по ее сдерживанию хороши.
Поэтому я убежден, что в системе российско-американских отношений прослеживается две базовые тенденции, назовем их так – иррациональная и информационная. Иррациональная тенденция связана с прямыми попытками администрации президента-демократа Джо Байдена и достаточно многочисленных антироссийских групп влияния подорвать позиции России в мире и помешать улучшению отношений США с нашей страной. Важной составляющей этой тенденции является возможность прямой агрессии НАТО в отношении России, о чем, собственно, и говорил Президент России Владимир Путин на пресс-конференции с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном 1 февраля 2022 года.
Таким образом, Соединенных Штаты создавая из России образ агрессора и разрушителя мировых устоев, создают прецендент прямой агрессии в отношении нашей страны.
Информационная тенденция «американо-российской саги» является дополняющей к первой и основана на активном участии либеральных элит Соединенных Штатов и их европейских партнеров в запугивании широкой общественности угрозами со стороны России, для чего задействованы глобальные информационные ресурсы, включая «утечки информации» от штатных сотрудников американского разведывательного сообщества.
Одним из проявлений глобальной информационной войны с Россией является агрессивная русофобия развязанная в США и в Европе. Именно русофобия, как предвзятое, подозрительное, неприязненное и враждебное отношение к русскому народу, нашей стране и русскому языку со стороны представителей Запада ставится основой реализации американской Стратегии национальной безопасности и оправданием возможной прямой агрессии против нашей страны.
Если говорить о русофобии, как о политическом явлении, то я бы разделил активизацию русофобии на Западе на два основных периода: первый - 90-е годы ХХ века, т.е. период после окончания «холодной войны», в которой США посчитали себя победителями, а Россию - проигравшей стороной. Корни русофобии этого периода кроются в попытках внедрить в массовое сознание миф о том, что «холодная война» завершилась «победой» рыночной демократии над «тоталитарным» коммунизмом.
Второй период - с 2007 года и по настоящее время. Отправной точкой начала периода, по-видимому, можно считать мюнхенскую речь Президента России Владимира Путина, после который последовала целая цепь событий в 2008, 2013-2014 годах, я имею ввиду и принуждение к миру Грузии, и политический кризис на Украине, и, так называемую «аннексию Крыма». Но прошу заметить, это не Россия, а Запад вынудил Россию к жестким мерам, это не Россия, а украинские власти с позволения своих западных патронов вынудили жителей Крыма попросить защиты у России.
Поэтому я убежден, что новый всплеск русофобии на Западе в настоящее время является отражением кризиса, охватившего всю либеральную элиту. Вместо того чтобы приступить к строительству нового миропорядка и обеспечению гарантий безопасности, основанных на многополярности современной мировой системы, западные элиты продекларировали «поход на Восток – в серую зону».
Применительно к нашей стране современная русофобия Запада проявляется главным образом, в том, что Россия сделала серьезную геополитическую заявку на применение ответных мер на агрессивные действия Запада, т.е. фактически Россия покусилась на «уникальное право» Соединенных Штатов решать вопросы международной повестки, исходя из собственных интересов. И это не понравилось американцам. Более того они решили наказать Россию и здесь, как говорится, все средства хороши.
Поэтому вполне очевидно, что генератором напряженности в российско-американских отношениях является не Москва, а Вашингтон. По заявлению министра иностранных дел России Сергея Лаврова, мы не собираемся «пятиться назад» или вставать по стойке смирно, внимая угрозам американских действий.
Судите сами, ведь именно США поощрили радикальный государственный переворот в Киеве, в результате которого жители Крыма оказались под угрозой националистической украинизации и жесткого давления и, как результат, проголосовали за воссоединение с Россией.
Ведь, именно США снабжают современными наступательными вооружениями украинские власти, смыкаясь со стремлением правительства В. Зеленского решить проблему Донбасса силовым путем.
Ведь, это Вашингтон в нарушение принципа неделимости безопасности подобрался со своей военной инфраструктурой вплотную к российским границам. И более того, все это происходит на фоне гнусной русофобии, когда ведущие мировые СМИ, аффилированные с Соединенными Штатами, пытаются поставить нас в позицию оправдывающихся.
Дело даже не в Грузии или Украине, Крыме или Донбассе, американских выборах или деле Магницкого, американцы все равно бы нашли то, за что можно было бы зацепиться. Дело в том, что Россия пытается потеснить американцев в зоне своих национальных интересов, коим является, прежде всего, постсоветское пространство. Вот американцы и решили, что Россия захотела стать обладателем такого же «мандата на применение силы», что и США, которые имеют «вечный мандат» - решать силовыми методами любые вопросы в любой точке земного шара.
За примерами далеко ходить не надо — это и Ливия, и Ирак, Афганистан и Сирия, Грузия с Украиной.
Однако сейчас особенно на фоне событий на Украине американские СМИ активно насаждают отрицательный образ России, одновременно рекламируя американские ценности как воплощение свободы и демократии, а американская истерия по отношению к России, по-моему, перешла все мыслимые границы. В чем нас только не упрекают и в аннексии, в подавлении инакомыслящих, и в хакерских атаках на Белый дом, и уж совсем неправдоподобных действиях – агрессии против Украины и даже в отношении США.
Американские официальные лица и политический истеблишмент постоянно позволяют себе провокационные высказывания и критику кремлевского стиля правления, как якобы глубоко порочного, основанного на преследовании оппозиции, прикармливании политических союзников и осуществлении военных интервенций за рубежом.
Более того, теперь уже усилиями американских экспертов в СМИ разбирается гипотетическая возможность нападения России не только на Украину, но и на США. Так, американская газета Washington Post опубликовала статью, которая называет Россию «враждебной державой» и навязывает охватившую США русофобию. Бывший посол в России Майкл Макфол заявил Washington Post, что «суверенитет Соединенных Штатов подвергся атаке со стороны русских», сравнив их с терактами 11 сентября 2001 года, а также предупредил читателей газеты о возможности новой российской агрессии по отношению к США в ближайшие годы.[5]
На призыв к ответным действиям с применением вооруженных сил в отношении России откликнулся сенатор-демократ от штата Мэриленд Бен Кардин, заявив, что российское «нападение можно сравнить с политическим Перл-Харбором» во время Второй мировой войны. Американский историк Тимоти Снайдер пошел еще дальше, увязав «войну с Россией» с избранием 46 президента США Дональда Трампа, по мнению которого — это было основной вражеской целью России, и которую враги США успешно осуществили.
В таком же ключе высказался и бывший вице-президент США Дик Чейни отметив, что предполагаемое вмешательство России в американские выборы является «очень серьезным усилием со стороны господина Путина и его правительства», которое «в некоторых кругах будет расценено как акт войны против Соединенных Штатов».
Таким образом, военная риторика является составной частью широкой русофобской пропагандистской кампании, разработанной в недрах американских спецслужб, продекларированная демократами и либеральными СМИ.
Сегодня многим даже в Америке уже понятно, что русофобская истерия, искусственно созданная спецслужбами и активно поддерживаемая либеральной элитой и раздутая в западном информационном пространстве, постепенно превращается не только в самостоятельный фактор политической борьбы, но и что более опасно в тренд внешней политики США.
Поэтому Россия, являющаяся наиболее жестким критиком гегемонистского мифа и ядерной державой, равно как и бывшим противником в холодной войне, рассматривается американскими либеральными элитами в качестве врага номер один.
Да, ради справедливости необходимо отметить, что испанская газета El País опубликовала текст ответов США и НАТО по гарантиям безопасности из которых следует, что Соединенные Штаты и НАТО вроде бы и не хотят конфронтации с Россией, однако не пойдут на компромисс по принципиальным для себя вопросам, в первую очередь в вопросе приема новых членов в Североатлантический альянс. При этом в США готовы обсудить обязательства по ограничению развертывания систем на Украине.[6]
Можно ли верить в этой связи американцам? Российский МИД отказался подтвердить эту информацию. Как говорится в русской поговорке «Раз солгавши, кто ж тебе поверит?»
В завершении хочу процитировать слова министра иностранных дел России Сергея Лаврова: «Мы уверены, что, в конце концов, эта «русофобская свистопляска» выдохнется и лидеры Запада осознают коренные интересы своих народов и вернутся к нормальным отношениям с Российской Федерацией».
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] Путин назвал возможный сценарий войны между Россией и НАТО 01.02.2022 года. Электронный ресурс: https://lenta.ru/news/2022/02/01/.html
[2] El País опубликовала текст ответов США и НАТО по гарантиям безопасности 02.02.2022 года. Электронный ресурс: https://www.rbc.ru/politics/02/02/2022/.html
[3] Перепалка произошла между постпредами России и США в ООН 01.02.2022 года. Электронный ресурс: https://iz.ru/1285094/2022-02-01/.html
[4] «Временное стратегическое руководство по национальной безопасности США – 2021» 08.04.2021 года. Электронный ресурс: https://topwar.ru/181665-/.html
[5] American Conservative раскритиковал русофобскую статью в Washington Post 15.07.2017 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20170715/1498563149/.html
[6] El País опубликовала текст ответов США и НАТО по гарантиям безопасности 02.02.2022 года. Электронный ресурс: https://www.rbc.ru/politics/02/02/2022/.html
[7] Русофобия как метод промывания мозгов 15.12.2015 года. Электронный ресурс: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs