ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Морское пиратство – вызов для России и мира

10:40 22.01.2022 • Алексей Шеер, журналист-международник

По сообщению пресс-центра Тихоокеанского флота РФ (ТОФ), отряд кораблей в составе ракетного крейсера "Варяг", большого противолодочного корабля "Адмирал Трибуц" и большого морского танкера "Борис Бутома" принимает участие в совместных с Ираном и Китаем военно-морских учениях. Одна из их основных задач - отработка совместных действий по обеспечению безопасности международного судоходства и борьбы с морским пиратством.

Для российского флота это, по меньшей мере, шестое такое масштабное мероприятие за последнее время, целью которого является отработка совместно с другими государствами тактики борьбы с терроризмом и морским пиратством. Помимо взаимодействия с Пакистаном, Казахстаном, Китаем и Алжиром, в 2021 году впервые в истории Россия провела совместные военно-морские учения со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - ARNEX-2021.

Морской бандитизм, несмотря на уровень развития технологий и кооперации мирового сообщества, остается достаточно ощутимой проблемой. По разным оценкам, общемировой ущерб от преступлений в водах мирового океана исчисляется миллиардами долларов США в год, и это не считая повышения расходов компаний на страхование судов и наем дополнительной охраны для обеспечения их безопасности, а также расходов, которые несут государства на привлечение своих военно-морских сил.

Активность морских пиратов и результативность их действий в разные годы была неодинаковой. По статистическим данным Международного морского бюро Международной торговой палаты (IBM ICC), самый высокий уровень пиратства и вооруженного разбоя в мире был зафиксирован в 2003 и 2010 годах – тогда организацией было зарегистрировано по 445 нападений на суда. Согласно недавно опубликованному IBM ICC ежегодному отчету, в 2021 году количество морских нападений в море достигли минимального уровня (132 зафиксированных факта нападения) с 1994 года. Для сравнения, в 2020 году во всем мире было зафиксировано 195 случаев пиратства, а в 2019 году - 162. Всплеск пиратской активности в 2020 году был обусловлен активизацией деятельности по вооруженному разбою в Гвинейском заливе и Сингапурских проливах. Несмотря на указанный кратковременный рост, на протяжении последних нескольких лет благодаря усилиям мирового сообщества сохраняется тенденция по снижению количества морских преступлений.

Одним из последних событий по данной проблематике стала организованная в СБ ООН по инициативе пример-министра Индии Наренды Моди видеоконференция «Поддержание международного мира и безопасности: безопасность на море», состоявшаяся 9 августа 2021 года. В данном мероприятии приняли участие представители ООН, а также видные политические деятели заинтересованных стран, в том числе президент России Владимир Путин. Во время своего выступления российский лидер не только обозначил приверженность нашего государства к обеспечению безопасности в водах мирового океана, но и выступил с инициативой о создании в ООН структуры, которая занималась бы борьбой с пиратством и обеспечением безопасности морского судоходства.

На первый взгляд может создаться впечатление, что такая активность Российской Федерации на данном направлении является очередным способом восстановления ее статуса мировой морской державы. Однако, есть две куда более важные задачи: поддержание выучки и боевой готовности своих военно-морских соединений, в том числе с расчетом на будущее использование северного морского пути, а также обеспечение безопасности собственных граждан.

Российские моряки неоднократно становились жертвами пиратов. Так, начиная с 2016 года нападению подверглось не менее 66 россиян, которые находились в море в качестве членов экипажей коммерческих судов иностранных компаний. Из них 42 человека попало в плен к преступникам. Кто-то из моряков был освобожден за выкуп, как правило выплачиваемый оператором судна, кого-то удалось освободить в результате проведения спасательных операций или переговоров с участием наших и иностранных дипломатов. Удивляться здесь нечему: похищение людей с целью получения выкупа является основным способом «заработка» пиратов, особенно, если речь идет о Гвинейском заливе. Именно поэтому с осени 2021 года этот залив патрулируется отрядом российских кораблей, которые обеспечивают безопасность гражданского мореплавания и следят за надводной обстановкой с помощью палубной авиации.

С учетом происходящих событий и складывающейся обстановки в сфере борьбы с морским бандитизмом в ближайшем будущем можно ожидать не только увеличение присутствия ВМФ России в водах мирового океана, но и более активное участие России в учениях и боевых операциях по обеспечению безопасности морского судоходства.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати