Фото: ТАСС
Президент США Джозеф Байден дал пресс-конференцию, посвященную годовщине его вступления на должность главы государства. В ходе выступления он затронул темы переговоров с Россией по стратегической безопасности.
Так, он признал, что три раунда переговоров пока не дали результатов.
«Пока три встречи, которые у нас прошли — (в рамках) ОБСЕ и так далее, — не дали какого-либо результата», — сказал Байден.
В то же время Байден допустил проведения еще одного саммита с Владимиром Путиным.
«Да, я по-прежнему считаю, что такая возможность существует», — сказал Байден на пресс-конференции, комментируя ход дипломатических дискуссий между представителями двух стран.
О переговорах и ситуации на востоке Украины
Вашингтон готовит для России «никогда не виданные санкции» на случай эскалации ситуации вокруг Украины, сообщил президент США.
«…потому что он никогда не видел таких санкций, как те, которые я пообещал ввести, если он совершит этот шаг», — пригрозил американский лидер.
«Я считаю, что он (Владимир Путин – прим.ред.) просчитывает немедленные, краткосрочные и долгосрочные последствия для России. И я не думаю, что он уже принял решение <…> Я убежден, что это решение — полностью, единолично, совершенно путинское решение. Никто другой это решение не примет. Никто другой не может повлиять на это решение. Он принимает это решение. <…> Я думаю, что он испытает Запад, испытает США, испытает НАТО настолько сильно, насколько сможет... Я думаю, что он заплатит за это серьезную и дорогую цену», — добавил он.
Вместе с тем, Байден заявил о возможности договориться на предмет неразмещения стратегического оружия на Украине.
«Две вещи, которые он (Путин. — прим. ред.) сказал мне, что хочет: первое — Украина никогда не вступит НАТО, второе — на Украине не будет стратегического вооружения. Мы можем выработать что-нибудь по второму пункту», — добавил Байден.
При этом президент США подчеркнул невысокие шансы Украины на вступление в альянс. «Вероятность того, что Украина присоединится к НАТО в ближайшей перспективе, не очень велика... если исходить из того, сколько работы им предстоит сделать в сфере демократии», — сказал он.
В то же время Байден заявил, что очень обеспокоен вероятностью втягивания НАТО в потенциальный конфликт на Украине, и выразил надежду на то, что его российский коллега Владимир Путин осознает близость «полномасштабной ядерной войны».
«Я очень обеспокоен тем, что это может вылиться в единственную войну, которая хуже, чем намеренная, — ненамеренную. Я обеспокоен тем, что это может очень легко выйти из-под контроля», — ответил он на вопрос о вероятности столкновения России с НАТО из-за Украины.
О санкциях
«Если они (Москва. — прим. ред.) сделают это (перейдут к «эскалации» конфликта на Украине – прим.ред.), и в средней и в дальней перспективе им придется заплатить за это большую цену. <...> Если они вторгнутся, они заплатят. Их банки не смогут иметь дело с долларом. <…> «Я хочу дать ясно понять, что серьезное введение санкций в отношении транзакций в долларах или других вещей будут иметь негативные последствия также для США, негативные последствия для мира, разрушительные — для России» — сказал Байден.
При этом президент США отметил отсутствие консолидированной позиции внутри НАТО относительно возможного «ответа на действия России».
«Есть различия в НАТО на тему того, что страны готовы сделать», — заявил Байден.
О военном присутствии в Европе
Штаты также не намерены сокращать военное присутствие в Европе. Наоборот, они готовы увеличит численность контингента в восточной части Старого Света в случае эскалации ситуации вокруг Украины, заявил Байден.
Так он ответил на вопрос журналистов о возможности обсуждения вопроса сокращения численности американских войск в этой части Европы.
«Нет. <...> Мы намерены увеличить численность войск в Румынии и других странах, если он (Путин. — Прим. ред.) вторгнется (на Украину). У нас есть священное обязательство защищать эти страны».
Ранее «Международная жизнь» опубликовала статью о перспективах переговорного процесса по гарантиям безопасности.
«Переговорному процессу предшествовал целый ряд очень важных событий в российско-американских отношениях. Во-первых, упомянутый мною ранее телефонный разговор двух президентов, во-вторых, российские предложения американцам о гарантиях безопасности и стратегической стабильности в Европе представленные США и НАТО 15 декабря 2021 года. В них содержатся российские предложения о не расширении НАТО на восток, невступлении в альянс стран бывшего СССР и запрете на военную деятельность на территории Украины. Кроме того, Москва предложила Вашингтону вернуться к принципу отказа от развертывания ракет средней и меньшей дальности наземного базирования и ядерного оружия вне национальной территории. В документе также говорится, что Вашингтон не должен создавать военные базы на территориях стран бывшего СССР, не входящих в НАТО.
Официальный Вашингтон, как это ни странно, довольно быстро отреагировал на предложения России. Так, по словам американского госсекретаря Энтони Блинкена, в ультимативных предложениях России о гарантиях безопасности есть как «непроходные элементы», так и то, что «уместно обсуждать». Как заметил глава госдепа, США занимаются «дипломатией, по сдерживанию России». Поэтому США готовы к дипломатическим контактам напрямую и через множество каналов, включая Совет Россия-НАТО и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).[1]
Что это означают его слова, нетрудно и догадаться.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров на слова высокопоставленного американского чиновника отреагировал в свойственной ему манере, заявив, что, «во-первых, Москва не выдвигает Вашингтону никаких ультиматумов а, во-вторых, мы не собираемся утонуть в «бесконечной дискуссии». Для нас важен результат дипломатических усилий по этому вопросу, причем «в определенный срок».
Ранее в интервью журналу «Международная жизнь» заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил, что «мы подошли к черте, за которой начинают «играть» совсем другие факторы. Значимость этих факторов, их коренное значение для нашего даже самосознания, не говоря уже о геополитическом позиционировании, неоспоримо. Люди, которые утверждают, что Россию надо опять, пардон, «поставить в угол», как провинившегося двоечника в классе, они недооценивают того, что может произойти в дальнейшем. Они как-то утратили чувство реальности, чувство здравого смысла. Надеюсь, они не утратили чувство самосохранения при этом».
Готов ли официальный Вашингтон к обсуждению конкретных российских предложений?
Думаю, что вряд ли. Опять хочу сослаться на мнение Сергея Рябкова. По его словам, США продолжают настаивать на односторонних уступках со стороны России и вместо конструктива предпочитают спекуляции, это не может быть основой для продуктивной дискуссии по гарантиям безопасности. Более того он предположил, что в процессе обсуждений Москва столкнется с нежеланием западных коллег «реально воспринимать» требования, а именно — правовые гарантии нерасширения, а также «ликвидацию всего то, что альянс насоздавал, движимый антироссийскими фобиями и разного рода представлениями ложными о том, в чем суть российской политики за период с 1997 года. Но мы, разумеется, под подавлением и в режиме угроз, которые постоянно формулируются в наш адрес западными участниками предстоящих контактов, не пойдем ни на какие уступки».
А какова в этой связи позиция американцев и есть ли возможность конструктивного диалога с Москвой? В Совете национальной безопасности США и заявили, что «надеются на сотрудничество с Россией, детально изучают документы и готовы начать дипломатическое обсуждение гарантий безопасности по множеству каналов», но надежды на то, что Соединенные Штаты предоставят России письменные гарантии по не расширению НАТО на восток, очень немного.
Оснований так считать, предостаточно. Так, после обнародования наших предложений по гарантиям безопасности, американский истеблишмент с каким-то неистовым энтузиазмом начал «готовить почву» для переговоров с Москвой, вырабатывая свою стратегическую линию и оказывая мощное давление на администрацию Белого дома. Так, группа из 20-ти бывших американских дипломатов и экс-чиновников обратилась к главе Белого дома с ультимативным требованием представить им конкретный список возможных мер «на случай нападения России на Украину». Среди подписантов обращения бывшие послы США в России Майкл Макфол и Александр Вершбоу, экс-спецпредставитель Госдепартамента по вопросам Украины Курт Волкер, бывшие руководители американской дипмиссии в Киеве Джон Хербст, Стивен Пайфер, Уильям Тейлор, экс-главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе отставной генерал Филип Бридлав и политолог Фрэнсис Фукуяма», - отмечается в материале.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs