Фото: ТАСС
Рейтинг премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона рухнул до рекордно низких показателей после скандала из-за прошлогодней рождественской вечеринки. Согласно данным социологического ресурса YouGov, одобрительно высказались в адрес политика только 29 процентов граждан.
Издание Daily Mirror пишет, что 18 декабря 2020-го в резиденции Джонсона прошло праздничное мероприятие с участием 40-50 человек. В это время в Соединенном Королевстве был объявлен жесткий локдаун на фоне тяжелой ситуации с пандемией коронавируса. Тогда британский премьер объявил, что массовые собрания жителей на праздниках должны быть отменены в рамках ужесточения ограничений.
Позже телеканал ITV опубликовал видеозапись репетиции брифинга, на которой пресс-секретарь Джонсона Аллегра Стрэттон шутила о вечеринке и признала, что в ходе «встречи с вином и сыром» на Даунинг-стрит действительно не соблюдались социальные ограничения. Запись вызвала негативную реакцию населения, в связи с чем Стрэттон пришлось уйти в отставку.
В начале ноября в Палате общин разразился политический скандал по поводу лоббизма Оуэна Патерсона, депутата от Консервативной партии, бывшего министра по делам Северной Ирландии и министра по делам окружающей среды в правительстве Кэмерона. Причиной, однако, послужила реакция верхушки партии тори во главе с премьер-министром Борисом Джонсоном не на факт незаконного лоббизма депутата, а на доклад-расследование парламентского Комитета по этике (Standards Committee), в котором содержалась рекомендация отстранить Патерсона от депутатских обязанностей на 30 рабочих дней.
История приняла столь драматический оборот, что в воронку скандала стало затягивать премьер-министра, всю правящую партию, заговорили и о кандидатуре следующего главы правительства вместо Джонсона, а заодно о реформе Комитета по этике, иной регламентации права отзыва депутата, ликвидации Палаты лордов и о независимости Уэльса. Таким образом, круги пошли широкие.
Патерсон, выйдя из правительства в 2014 г., но оставшись депутатом парламента, зарегистрировал свою работу в качестве платного консультанта на две фирмы. Два года назад газета «Гардиан» сообщила о лоббистской деятельности Патерсона в нарушение Кодекса этики. Началось расследование, и супруга Патерсона, не выдержав нервного напряжения, в 2020 г. покончила с собой. В результате расследования Кэтрин Стоун, Комиссар по парламентским стандартам поведения (Commissioner for Parliamentary Standards), пришла к заключению, что Патерсон нарушил правила лоббизма, поскольку обращался к Агентству по продовольственным стандартам и Министерству по международному развитию (Food Standards Agency and ministers at the Department for International Development) – государственным органам. О своих обращениях он не сообщил, а также использовал свой офис в парламенте и бланки депутата для этой деятельности. Комитет по этике в докладе от 26 октября охарактеризовал его деятельность как «вопиющий случай платной пропаганды» (advocasy) и рекомендовал временно приостановить его депутатский мандат за нарушение параграфов 11, 13, 15 Кодекса поведения. Сам Патерсон, считая себя борцом за справедливость (информатор, whistle-blower), указывал на оговорку в Кодексе. Согласно оговорке, деятельность по привлечению внимания госорганов к «серьезным нарушениям или существенной несправедливости» ("a serious wrong or substantial injustice") не квалифицируют как нарушение, даже если она влечет «непреднамеренную» финансовую или материальную выгоду депутата.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs